Он чей-то сын…

Вот уже 7 лет в российском национальном календаре памятных дат значится День Неизвестного Солдата. Дата 3 декабря установлена в 2014 г. указом Президента РФ в память обо всех безымянных героях страны, погибших на полях сражений. Почему именно 3 декабря? Дело в том, что в этот день в 1966 году в честь 25-летия разгрома немецких войск под Москвой в Александровском саду Кремля был торжественно перезахоронен прах бойца-красноармейца, погибшего в 1941 г. на подступах к столице. На это место рядом с Красной площадью его перенесли из братской могилы, расположенной на въезде в подмосковный Зеленоград.

Могила Неизвестного Солдата – это тот непременный символ Великой Отечественной войны, который знаком всем, живущим в нашей стране, практически с самого рождения. Но вот парадокс: если провести подробный опрос среди граждан, касающийся этого мемориала, то, наверняка, многие ответить на него не смогут за исключением общих моментов. Да, известно, что в торжественные и значимые военные даты к могиле Неизвестного Солдата возлагаются цветы. Кто-то, возможно, знает, что именно возле нее находится Пост № 1 – главный караульный пост России, а кто-то, вероятно, даже вспомнит слова, высеченные в нише, где установлен Вечный огонь: «Имя твое неизвестно, подвиг твой бессмертен». И на этом, собственно, все. Между тем история появления этого мемориала уж точно заслуживает того, чтобы о ней знали мы, живущие в XXI веке.
Праздничным нерабочим днем 9 мая стало считаться только в 1965 году, спустя 20 лет после окончания Великой Отечественной войны. Именно в этом году Москве было присвоено звание Города-героя. Тогда же и возникла идея установки памятника-символа. Огромная роль в претворении этой идеи в жизнь принадлежала первому секретарю Московского горкома партии Николаю Григорьевичу Егорычеву. Сам фронтовик, он был твердо убежден в том, что этот памятник должен стать всенародным, а не сугубо московским.
Перед началом строительства велись многочисленные споры о том, где именно будет установлена мемориальная композиция, и именно Н.Г. Егорычев отстоял вариант с Александровским садом. Примечательно, что выбранное место уже было занято другим памятником. В 1913 г. там был установлен обелиск к 300-летию Дома Романовых, а после революции он был переоборудован под памятник революционерам. По воспоминаниям участников событий 1965 г., в партийном руководстве многие были против переноса обелиска, но благодаря настойчивости и где-то даже хитрости Н.Г. Егорычева, старый памятник все же переместили на несколько сотен метров в сторону.
Но самым главным вопросом стал поиск бойца, которому суждено было стать общенациональным героем. Требования к отбору были крайне жесткими. Во-первых, это должен был быть простой солдат, рядовой, а не офицер, причем без документов, подтверждающих личность, то есть по-настоящему неизвестный. Во-вторых, должна была быть полная уверенность в том, что в Могиле Неизвестного Солдата будут находиться останки именно нашего бойца, а не вражеского. В-третьих, на солдате обязательно должен был быть ремень, означавший, что это не дезертир, бежавший с поля боя (у дезертиров ремни отбирали). И такой боец нашелся! Недалеко от Зеленограда, где шли решающие бои за Москву. Версии его обнаружения несколько разнятся: одна из них говорит о том, что поросший травой окоп с останками 12-и красноармейцев нашли школьники, гулявшие с собакой, другая утверждает, что на останки наткнулись рабочие во время рытья котлована. Но совпадает дата обнаружения – осень 1963 года. Официальные документы подтверждают, что эту высоту немцы так и не смогли захватить, значит, погибшие солдаты не могли быть в плену. Не были они и дезертирами – при них были ремни и оружие. Кроме того, ни у кого из них не оказалось при себе ни документов, ни именных вещей. Есть предположение, что, возможно, это была разведгруппа, готовившаяся к вылазке на вражескую территорию, потому и не имевшая при себе документов. Но на сегодняшний день это только предположение. Останки найденных бойцов захоронили с воинскими почестями в братской могиле возле Зеленограда. В 1966 г., когда открывали Могилу Неизвестного Солдата, прах был взят именно оттуда.
3 декабря в 11.45 гроб с останками погибшего героя, обвитый георгиевскими лентами, установили на орудийный лафет, и процессия направилась в Москву. Удивительно, в то время не было сотовых телефонов, интернета, соцсетей, но народ узнал, и на всем пути следования траурного кортежа сотни, тысячи простых людей провожали своего защитника к месту его последнего упокоения. Улицы Москвы также были заполнены людьми. Память о войне была еще слишком жива, и черно-белые фотографии донесли до нас эмоции присутствовавших в тот день на московских улицах.
Процессия дошла до Манежной площади. Последние метры гроб несли маршал К.К. Рокоссовский и партийные деятели. После небольшого траурного митинга под артиллерийские залпыНеизвестный Солдат обрел покой в Александровском саду.
Сам мемориал был открыт 8 мая 1967 г. Пламя для Вечного огня было доставлено в Москву из Ленинграда (от огня на Марсовом поле). Генеральный секретарь ЦК КПСС Л.И. Брежнев принял факел от Героя Советского Союза А.П. Маресьева и зажег Вечный огонь.
Кстати, знаменитая надпись возле Вечного огня «Имя твое неизвестно, подвиг твой бессмертен», автором которой стал С.В. Михалков, первоначально звучала так: «Имя его неизвестно, подвиг его бессмертен». H.Г. Егорычеву не очень понравилось холодное и обезличенное «его», и он попросил поэта заменить его на более теплое «твое». Михалков на возражал...
Марина Кудрявцева,
фото из открытых источников

Лента новостей