Философия красоты и добра. В Борском краеведческом музее до конца февраля работает выставка «Отец Евгений и его чада» 0+

В названии выставки заложена ее суть. На стенах – работы священника и художника Евгения Юшкова, его сына и внуков, а также духовных чад батюшки, многие из которых являются прихожанами храма в честь Святого благоверного князя Александра Невского, где служит отец Евгений. 3 февраля, когда батюшка отмечает день ангела, состоялось открытие выставки.

Народ начал собираться задолго до начала мероприятия: смотрели, обсуждали, фотографировались. Все ждали отца Евгения. Он пришел с двумя небольшими картинами в руках. В своем приветственном слове батюшка объяснил, что это за полотна:
– В начале 60 х годов я вел изостудию для взрослых в Доме культуры «Теплоход». Среди учеников был Борис Константинович Вилков – простой советский человек, труженик. Эти два пейзажа как раз написаны им в то время – социалистический реализм в хорошем исполнении. А потом Борис Константинович стал иконописцем, много писал в Успенском храме. Человек с таких этюдов начинал, а пришел к иконе. Значимость этой выставки в том, что все представленные здесь художники (или большинство из них) пришли к храму, многие пишут иконы.
Среди представленных на выставке работ – три святых образа. Два из них – руки известного нижегородского иконописца Татьяны Михайловны Буровой. Это иконы Пресвятой Богородицы «Владимирская» с клеймами и Святого благоверного князя Александра Невского. Знаменскую икону Божией Матери написала преподаватель Борской художественной школы Елена Игоревна Вавина.
– Писать иконы сложнее, – уверен отец Евгений. – Главная сложность состоит в том, что пишущий их художник должен быть целомудренным человеком, мирным в душе, молитвенным.
К слову, большой опыт написания икон есть и у самого батюшки, и у его потомков. Сын Николай Евгеньевич – известный художник-реставратор, основатель и руководитель объединения художественно-реставрационных мастерских «Византия». За тридцать с лишним лет им самим и его мастерами расписано порядка семидесяти храмов – в Нижнем Новгороде, Арзамасе, Сарове, в Иосифо-Волоцком монастыре, в Высокове, Кинешме, Подмосковье, Ростове-на-Дону и других городах России. Пятеро детей Николая Евгеньевича тоже стали художниками и помогают отцу.
На выставке представлено несколько полотен Юшковых: два юношеских пейзажа Николая Евгеньевича, несколько работ его детей – Филиппа, Христины, Софии и Елизаветы. Прозвучал вопрос: как случилось, что все дети стали художниками (за исключением младшей, Софии, которая пока еще только учится в художественном училище).
– Филипп учился в художественной школе, а меня отдали в музыкальную, – вспоминает Христина Харькова, в девичестве Юшкова (ее муж, Иван, тоже художник, на выставке представлен написанный им портрет архимандрита Кирилла Павлова), – но мне хотелось рисовать. Мы приезжали к дедушке, у нас всегда были в доступе пастель, бумага, карандаши, что-то постоянно рисовали. Не было даже вопроса, кем стать.
– Коля начал рисовать в два с половиной года, – добавляет отец Евгений, – когда еще говорить не умел. Матушка купила ему пневматического жука. Его он и нарисовал – красками, очень выразительно. Сейчас этот рисунок висит в рабочем кабинете Николая.
На выставке можно увидеть немало детских работ, причем не только акварель и гуашь, но и керамику. Несколько лет назад при церкви во Владимирове работал воскресный класс, и все дети, которые ходили со своими родителями в храм, там занимались. Причем очень успешно. Руководитель воскресного класса художник Елена Молькова до сих пор бережно хранит многие работы, в том числе картину «Христос и дети», представленную на выставке.
– Когда я объявила тему этой картины, – вспоминает Елена Валерьевна, – дети очень обрадовались, особенно когда я сказала, что вы можете здесь изобразить свои семьи. Каждому хотелось оказаться у ног Христа, и каждый по-своему отстаивал это право.
Калушкины, Скворцовы, Ивановы, Мольковы, Замотины. Прошло уже несколько лет, эти дети подросли. Некоторые даже стали профессиональными художниками, большинство же выбрали другую профессию, но продолжают писать для себя. А Елена продолжает учить детей творить.
– Детские рисунки – это всегда радость, – говорит отец Евгений. – Когда Елена занималась в классе, я был очень рад, потому что она умела увидеть способности в каждом ребенке и давала возможность им развиваться.
Одному из рисунков батюшка шутя определил место в Лувре, назвав его шедевром. Речь идет о рисунке семилетней Кати Ивановой «Христос Воскресе!». Маленькой девочке удалось передать ощущение радости, которую несет в себе светлый праздник Пасхи.
Есть на выставке и работы самой Елены Мольковой, а также ее супруга, известного скульптора Сергея Молькова. Одна из его скульптурных композиций впервые представлена широкой публике, хотя создана была 27 лет назад. Ее название – «Колыбельная». Запеленутый малыш спит крепким сном. Елена переживала, что современные мамы и папы не поймут задумку Сергея: не пеленают нынче детей. Но, судя по реакции гостей выставки, ее опасения были напрасны.
– У нас родился второй сын, долгожданный, – рассказал историю создания композиции ее автор. – Он лежал такой беззащитный и такой драгоценный. Я его с натуры слепил. Ребенок был очень спокойный, лепить его было одно удовольствие, он лежал не шелохнувшись. Сейчас Василию 27 лет. Перед выставкой специально к этой скульптурке я сделал подставку. Она легкая, тонкая. Ребенок будто парит.
Внимание посетителей выставки обязательно привлекут три фотографии. Подписи к ним гласят, что это изображения телескопа: «Спиральная галактика», «Взаимодействующие галактики» и «Рассеянное звездное скопление». Каждая фотография помещена рядом с одной из картин отца Евгения. Вместе они представляют своеобразную инсталляцию. Казалось бы, несовместимые друг с другом изображения, они между тем работают на одну идею.
– Я надеюсь, что вместе они создают какой-то философский момент, – говорит отец Евгений. – О продолжении жизни, о том, что все связано. Удивительно, что мы мало на это обращаем внимание. Эта красота – каждый день, каждую ночь. И мы живем в такой красоте, которая над нами. Она должна быть и в нас. Хотелось это показать.
Оксана Москвина,
фото: Наталья Синяева

От первого лица
Третьего февраля в краеведческом музее на Бору мы открыли художественную выставку под названием «Отец Евгений и его чада» (0+), то есть друзья, коллеги, так или иначе сотрудничающие, и внуки. Сюда вошли работы членов Союза художниковНиколая Мидова, Галины Скотиной, супругов Буровых (две живописные работы Юрия Михайловича и две иконы Татианы Михайловны, украшающие выставку), графический пейзаж Светланы Пригоршневой, живопись и скульптура малых форм Сергея и Елены Мольковых. Представлены работы преподавателей Борской художественной школы (икона «Знамение» и пейзаж Елены Вавиной; натюрморт Ольги Колесовой, посвященный родовой памяти; несколько пейзажей Натальи Войтович) и других художников, а также детские работы воспитанников воскресного класса при храме Святого благоверного князя Александра Невского, несколько моих работ и работы внуков. А ещедва сохранившихся этюда 1961–1962 годов, написанные моим учеником Борисом Константиновичем Вилковым, с которым мы сдружились с тех самых пор. Онпример перехода от светской живописи к церковной. И не только на поприще искусств, а главным образомна поприще духовном. Борисдавно воцерковленный человек, постоянный прихожанин Успенского храма, в свои 92 года и ныне посещающий церковные службы.
На выставке оказалось большое разнообразие, непохожесть и оригинальность, где завершием имеются несколько икон. При рассмотрении их невольно обозначается путь нашего поколения. Это люди, начинавшие в изостудии ДК «Теплоход» в 1961 году, где просто учились рисовать-живописать (в духе социалистического реализма в хорошем смысле), и пришедшие в храмы писать настенные росписи и иконы. «Пролетарский дух» истощился, возрождается Святая Русь?
Отец Евгений Юшков

Лента новостей