Возвращенная память

С краеведом Александром Молоковым, который ищет и находит неизвестные факты военной истории, наша газета сотрудничает давно. Его очерки о забытых ныне героях возвращают нам имена нижегородцев – убитых, умерших и пропавших без вести в годы Первой мировой войны, о которой сегодня мало кто вспоминает. А ведь это наши прадеды, ушедшие воевать «За веру, царя и Отечество». Потом была мясорубка уже Гражданской войны, разделившая народ на белых и красных.

Вот и судьбы героев Книг памяти Александра Владимировича сложились по-разному. О многих людях из этих длинных, кажущихся бесконечными, списков потомки даже не вспоминают, а те, кто интересуется, могут только прочитать о своем прадеде краткую запись: где родился, в каком звании воевал и когда был убит. Всему виной время – неумолимое, уносящее и стирающее все на своем пути. Вот если бы раньше сердце потомка отозвалось на беззвучный зов своего предка, погибшего на той забытой войне! А сейчас уже столько лет прошло, в живых не осталось свидетелей той войны, лишь суровые архивы да тихие библиотеки хранят информацию о героях Первой мировой.
«Корни моииз Апраксина»
В дверь редакции вошел седовласый человек с усами вразлет, одетый в камуфляжную форму не то охотника, не то рыбака.
–Вот ездил в Апраксино, да по пути к вам заглянул, чтобы свои новые книжки передать!
Беру в руки два новеньких тома под заголовком «Нижегородцы – кавалеры Георгиевского креста великой войны 1914 – 1918» 6+. И когда только краевед успевает собирать материал, а потом писать и издавать свои книги? А Александр Владимирович, словно прочитав мои мысли, замечает:
–В печать отдан уже третий том! Думаю, нынче выйдет.
Правда, А. В. Молоков не единственный автор этих книг – он работает в соавторстве с историком, доцентом факультета гуманитарных наук НИУ «Высшая школа экономики» Радиславом Кауркиным. Однако Радислав Вячеславович больше занимается менеджментом и оформлением книг, ну а наш нештатный автор – краеведческими изысканиями.
–А что же Вас в нашу борскую деревеньку Апраксино привело?  – спрашиваю гостя, ведь я знала, что Александр Владимирович в Нижнем живет. Тут и выяснилось, что корни-то у него борские! В Апраксине стоит его родительский дом, где он часто бывал и мечтал: вот выйдет на пенсию и отстроит заново родное гнездо.
–Я родился в Горьком, учился в школе в Канавине. Точные науки не любил, а вот историей, и особенно географией, увлекался – с интересом карты рассматривал, с детства все города знал! Однажды нашел подробную карту Борского района – с деревнями, реками, лесами и полями – все изучил досконально, – начал вспоминать свое детство Александр Владимирович. – Хотел стать мотоциклистом, как отец, и до армии освоил мотоцикл «Ковровец». Потом мечтал о космонавтике – многие советские мальчишки мечтали в космос полететь.
Отслужил молодой человек в армии, потом поступил в Рязанское училище связи, но не доучился. Работал фельдъегерем по спецпоручениям, поступив на заочное отделение исторического факультета Горьковского университета. После его окончания служил в милиции – прошел путь от рядового следователя до начальника следственного управления. В 2012 г. в звании подполковника вышел в отставку. Такова краткая биография Александра Владимировича. О работе в милиции он рассказывать не любит, отзывается о том периоде своей жизни лаконично:
–Работа грязная, неблагодарная и рутинная. От писанины на среднем пальце у меня до сих пор мозоль.
Ну, думаю, мозоль-то у вас еще и от бесконечного переписывания документов в архивах. А гость уточняет:
–Но работа в следственных органах и сейчас мне помогает. Приходится документы анализировать, сопоставлять факты и делать выводы!
Сегодня на счету краеведа Молокова уже более 20 публикаций и несколько книг о Первой мировой войне. А началось все вроде бы случайно – со старой фотографии…
Тайна Георгиевского креста
Гостил как-то Александр Владимирович в своей деревне, и к нему в руки попала церковная книга. В ней находились записи биографического характера и фотографии отца его бабушки. Среди прочих был снимок, на котором – прадед с четырьмя сослуживцами.
–Я обратил внимание на крестик на его груди. Спросил у бабки, а та неграмотная была – два класса образования всего, ответила, мол, на войне 11 годов был. Я стал интересоваться, что за война, стал собирать сведения, но в советское время никакой информации не было. А когда ушел в отставку, более серьезно окунулся в эту тему, – рассказал краевед. – Узнал, что мой прадед – Евтихий Евдокимович Шабров – родился в 1883 году в Семеновском уезде Юрасовской волости в деревне Малое Уткино. Моя бабушка по материнской линии – оттуда. И со временем очень много информации накопилось! Сначала искал сведения в областной библиотеке, где было несколько книг «Именные потери нижних чинов», – там я нашел фамилии многих жителей Семеновского уезда. Эти списки раненых, убитых, попавших в плен печатали в 1917 году в Петрограде. Нашел несколько книг по Нижегородской губернии. Потом работал в областном архиве, где познакомился с людьми, осведомленными в этой теме. Года три сидел в Нижегородской казенной палате, где выписывал документы вдов – тех, у кого мужья и родители погибли, и они подавали прошение на пенсию. И там были биографические данные наших героев. А потом пришло решение в печатном виде увековечить этих людей, ведь эти их награды давались за боевые подвиги.
К слову сказать, книги Александра Молокова в соавторстве с Радиславом Кауркиным – первая попытка возродить забытые имена героев той великой войны, которую простой народ именовал германской, а в советские годы ей дали название империалистической.
Александр Владимирович признается: что-то о прадеде своем он «копал долго, да накопал мало». До сих пор не нашел сведений, где он служил, какие подвиги совершил. Выяснил, что был он сапером в звании младшего унтер-офицера.
–Я сначала обрадовался, когда узнал, что он сапер, думал, саперных частей не так много было – всего несколько саперных батальонов. Потом выяснилось, что саперные команды были в каждом полку! А полков было очень много, – вздыхает краевед, – но я продолжаю поиски.
А поиски других героев войны продолжаются, множатся их имена. И многие жители Нижегородской области, прочитав статьи А. В. Молокова в местной прессе, пролистав его Книги памяти, звонят Александру Владимировичу, приносят свои фотографии, которые потом печатаются в следующих томах, интересуются не только своими ближайшими родственниками, но и дальними, а чаще просто спрашивают, где краевед взял эту информацию.
–Я думаю, история Первой мировой сегодня мало кого волнует, – задумался автор военной летописи. – Война 1812 года уже почти стерлась в народной памяти – далеко во времени от нас ушла. Забытой осталась и Первая мировая. Тогда Россия не хотела воевать, но ее к этому подвигли, и люди шли сначала на большом подъеме свое Отечество защищать! Ведь сколько добровольцев было, и не только из класса дворян, уходили на фронт мещане и крестьяне, только их раньше называли не добровольцами, а охотниками. И многие из них головы сложили, защищая Родину. А что касается Георгиевского креста, то он появился гораздо позже ордена Святого Георгия, которым награждались исключительно офицеры. Но возникла необходимость награждать и нижние чины, у которых к тому времени вообще никаких наград не было. Так только в 1913 году появился Георгиевский крест. И тот, кто был награжден всеми его четырьмя степенями, именовался полным Георгиевским кавалером, проще говоря – Героем России того времени.
Впереди у Александра Молокова много изысканий, а это значит, что нас ждут новые исследовательские статьи и новые книги. А пока мы прощаемся с нашим гостем, ведь ждет его в деревне Апраксино родительский дом, быть может, он еще не одну тайну поведает краеведу…
Лариса Толстых,
фото автора

Лента новостей