Валентина Гуляева: «Моя дорога к Богу…»

У нашей газеты немало внештатных авторов, и о многих из них мы писали. Но есть среди них человек особый, кажущийся немного не от мира сего, а темы, которые его волнуют, больше затрагивают нашу душу, нежели житейские моменты. Появляется он на пороге нашей редакции всегда неожиданно, без предварительного звонка, ведь и телефонов у него нет – ​ни сотового, ни обычного.

Речь идет о Валентине Ивановне Гуляевой – ​человеке глубоко верующем, очень скромном и трепетно относящемся ко всему, что происходит в нашем мире. Вот мы и решили пригласить ее на встречу и узнать подробности ее жизни, но…сумели получить только ее рукопись, в которой внештатный автор благодарила редакцию районки за внимание и извинялась за свою «природную застенчивость, образ жизни и мыслей, внешний облик и возраст». И мы подготовили материал, основанный на рукописи нашего скромного автора.
«Помолись Боженьке…»
«У каждого человека своя дорога к Богу. Религиозное чувство присуще каждому из нас, а проявляется оно в зависимости от обстоятельств, воспитания, чтения книг, – ​так, издалека, начала рассказывать Валентина Ивановна о своем главном жизненном выборе. – ​У меня верующими были мама и бабушка. В переднем углу на полочке стояла небольшая икона, кажется, Пресвятой Богородицы. В детстве меня возили к Святому Причастию в Печерскую церковь в Горький. Осталось в памяти возвращение после этого события – ​ощущение птичьего полета. С горы, где стоял храм, я летела как на крыльях!»
Вспомнила Валентина Ивановна и еще один эпизод. В первом классе ей надо было сдать 4 экзамена. И мама сказала: «Иди помолись Боженьке».
«Войдя в комнату, я встала на колени и что-то говорила перед иконою, не зная наизусть ни одной молитвы. А результат был такой – ​все экзамены сдала на пять», – ​пишет в своей рукописи наша героиня.
Таким открылся девочке невидимый Господь – ​вдохновляющим, добрым и справедливым. А потом Валентину, как и всех ее сверстников, ждали пионерские и комсомольские годы, вступление в ряды КПСС.
«Трудилась на педагогическом поприще по воспитанию детей дошкольного возраста. Одной из задач было атеистическое воспитание детей. Я много писала докладов, выступала на родительских собраниях. Писалось быстро и сравнительно легко, – ​вспоминает Валентина Ивановна. – ​Но однажды готовилась к собранию по вопросу атеистического воспитания детей. И что такое? Пишу, стараюсь вести рукой по бумаге, а она – как ватная, едва движется. С большим трудом довела дело до конца, и доклад получился коротким, неубедительным. В ту пору до сознания моего так и не дошла причина этого явления. Содержание текста не соответствовало Истине, потому и не писалось».
Нередко к Богу приводят людей скорби. В 1979 г. у В.И. Гуляевой умерла мама. Горечь утраты была так велика, а горе дочери настолько безутешно, что, казалось, мир помрачнел, тогда и обратилась ее душа к Всемилостивому, Всепрощающему, Вечному Богу.
«Как мыслить и действовать, чтобы жить в этом мире…»
1990-е годы стали переломным периодом в истории нашей страны: ​рушился прежний, привычный уклад, а новый строился очень болезненно. Именно в то время Россия стала возвращаться к православным истокам, к религии своих предков. Началась реставрация разрушенных храмов.
«“Время разбрасывать камни и время собирать камни”, как писал Екклесиаст. И нам пришло время их собирать, – ​размышляет в своей рукописи Валентина Ивановна. – ​Мы бывали с первоклассниками из второго микрорайона на субботниках по уборке Успенского храма. Мальчики грузили на тележку мусор и увозили за пределы участка, наводили чистоту, порядок, вместе со взрослыми трудились во славу Божию. Позже я принимала участие в восстановлении Сергиевского храма, где настоятелем в то время был о. Евгений Юшков».
Затем начались крестные ходы в Дивеево, к мощам Святого преп. Серафима Саровского. К 1 августа туда сходились богомольцы со всей России. Некоторые из них находились в пути больше месяца.
«Какое это было время! Шаг в шаг, друг за другом, с рюкзаком на плечах, с иконою на груди и с молитвою на устах... Нас встречали в селах, городах, поселках хлебом-солью. Мы служили молебны, братались, проходили под иконой Серафима Саровского. Если ночь заставала в пути, устраивались на ночлег: ​в церквях на полу, в школьных спортзалах, в общежитии, даже в детском саду. Девять-десять дней пути от Нижнего Новгорода до Дивеева – и вот наконец путь завершен. Мы у цели! Нас ждал палаточный городок со столовой, душевой. И кого только мы не встречали здесь! Кажется, вся Россия собиралась в Дивееве! Уставшие, но бодрые, одухотворенные, мы пламенели любовью к Богу, к людям, к Родине!»
И такие боговдохновенные путешествия совершались каждый год. Валентина Гуляева четыре раза принимала в них участие. Паломники получали массу впечатлений, слышали рассказы о чудесах.
«Однажды и я была свидетелем такого чуда, – ​вспоминает наша героиня. – ​После ночлега в одной из деревень все завтракали в столовой. Вдруг кто-то вбегает к нам и восклицает: «Выходите на улицу, там такое творится!» Мы повскакивали с мест, высыпали на улицу, и перед нами открылось великолепное зрелище – ​на голубом утреннем небе сияли белоснежные кресты из облаков, стоявшие в один ряд. Пораженные чудом, мы долго стояли как завороженные, созерцая явно посланное нам свыше благословление на дальнейший трудный путь».
А 3 ноября паломники, как правило, совершали крестные ходы в село Рожново, где находится старинный храм Казанской иконы Божией Матери. Паломнические поездки по святым местам России оставили в душе Валентины Ивановны глубокие впечатления – ​ей удалось посетить Троице-Сергиеву лавру, Макарьевский монастырь, городецкий Феодоровский монастырь, Санаксарский мужской монастырь в Мордовии, нижегородские Печерский и Благовещенский монастыри, церкви во Владимире и Суздале...
«Я, ​бывшая атеистка, обрела веру в Бога, и несказанно благодарна ему за это. Одно осознание того, что Бог есть, делает меня безмерно счастливой и свободной от всех земных передряг, зол и соблазнов», – ​признается наша героиня.
А что мы? К сожалению, мы не всегда находим время даже подумать, правильно ли поступаем в том или ином случае. В связи с этим наша героиня вспомнила еще один эпизод своего детства:
«Примерно в пятом классе учительница дала нам домашнее задание – ​написать о своих недостатках, то есть она нацелила детей на самокритику, а это так необходимо  – ​уметь видеть свои грехи. И я написала о том, что не помогаю маме по хозяйству. Тогда во мне была заложена потребность в покаянии. Писали потом в дневнике и о своих отрицательных чертах характера, а ведь святитель Николай Сербский говорил: «Способность к покаянию и благому изменению есть главный нерв мировой истории. Отсутствием этой способности или нежеланием ее воспитывать в себе объясняется то великое море бед, которые не хотят отпускать человечество…»
Вот такой перед нами предстала в своей рукописи наш внештатный автор Валентина Ивановна Гуляева – ​тихая, скромная, но счастливая и свободная, читающая мудрые книги и живущая по христианским заповедям.
Лариса Толстых,
фото из личного архива Л.И. Фирсовой

Лента новостей