В гостях у старца земли русской…

Как только не величают Сергиев Посад! Жемчужиной Золотого кольца, живым музеем под открытым небом, духовной столицей России, ведь в этом подмосковном городке, история которого началась в далеком 1337 г., случились события, значимые для каждого русского человека. Именно на этом месте Сергий Радонежский построил церковь в честь Святой Троицы, дав начало священной обители. Именно здесь войска Дмитрия Донского получили благословение и победили в Куликовской битве. Именно здесь зародился игрушечный промысел, и была придумана русская матрешка. И сегодня каждый, кто приезжает в Сергиев Посад, непременно посещает его главную достопримечательность – Свято-Троицкую Сергиеву лавру.

Когда в Сергиевской слободе только возрождалось паломничество, а случилось это в 2015 г., иерей Олег Коновалов (сейчас – клирик храма в честь иконы Божией Матери «Знамение», г. Бор) благословил прихожан на первую поездку в Лавру к Сергию Радонежскому. Среди них была и наша знакомая Елена Сидорова, которая только-только начала открывать для себя Господа и его вечные истины.
Благословение Кирилла и Марии
Прежде, чем мы отправимся с паломниками в путешествие, вспомним предание о старце земли русской. У благочестивых людей, боярина Кирилла и его супруги Марии, что жили в Радонеже, было два сына Варфоломей и Стефан. Сыновья были людьми богомольными и хотели уйти в монастырь, да и их родители перед смертью приняли постриг. В 20 лет Варфоломей уговорил брата уйти в лес, чтобы стать иноками. Братья построили на холме деревянную церковь в честь Святой троицы и несколько келий. В 23 года Варфоломей принял монашество под именем Сергий. В обитель стали стекаться иноки и богомольцы, а вокруг деревянных стен монастыря поселились ремесленники и крестьяне. Росла и развивалась Троицкая обитель и вскоре превратилась в центр культурной и религиозной жизни России. Тут составлялись летописи, переписывались рукописи, писались иконы. А в XIX в. из Москвы в Посад даже проложили шоссе и железную дорогу.
– Отец Олег нас напутствовал, чтобы мы по дороге обязательно посетили Покровский Хотьков монастырь, где покоятся родители Сергия Радонежского – преподобные Кирилл и Мария. Еще сам старец всегда благословлял людей заезжать к его родителям, а потом уже к нему, – рассказывает Елена. – Ехать с Бора до Хотьково часов шесть. И мы ранним утром большим автобусом – человек 50, отправились в путь. Тогда информации было немного, и я знала, что в Троице-Сергиевой лавре есть свое издательство, где собрано много православной литературы, там-то я и разыскала большущий справочник экскурсионной направленности. Мне хотелось и дальше узнавать православные святыни, организовывать поездки по святым местам России.
Итак, паломники заехали в Хотьково – село, стоящее чуть в стороне от Сергиева Посада, и посетили Покровский монастырь. Точная дата основания монастыря неизвестна, говорят, что он появился в первой четверти XIV века. На экскурсии борчанам рассказали, что раньше монахи здесь жили общиной, у которой была монастырская казна. Община выбирала священников, распределяла земли для ведения хозяйства. Сюда в старости удалялись не ради совершения подвигов веры, а чтобы тихо окончить свои дни, чтобы было кому помолиться за упокой души. Любопытно, что раньше монастыри не делились на мужские и женские, они были совместными – в одной половине монастыря жили мужчины, в другой – женщины. И, возможно, Покровский монастырь так бы и остался безвестным, и со временем мог исчезнуть, если бы на закате жизни здесь не поселились родители преподобного Сергия. Здесь после смерти и лежали их мощи. Во времена гонений мощи прятали, а после отстроили новый очень красивый Никольский собор в русско-византийском стиле, и мощи святых перенесли туда. Теперь супруги лежат вместе.
Торжество Господа
Поклонившись святым мощам родителей преп. Сергия, борские паломники отправились в Троице-Сергиеву лавру. Вошли они через Святые ворота. В монастыре хранится главная святыня – чудотворные мощи Сергия Радонежского. Это крупнейший в стране православный мужской монастырь, который подчиняется непосредственно Патриарху. В основанной почти семь столетий назад обители сегодня проживает около 200 монахов.
– Вошли в главный соборный храм – Троицкий– древнейшее каменное здание лавры и услышали божественное пение мужского хора, – восторженно вспоминает Елена. – Помимо многочисленных соборов на территории лавры расположилась Московская духовная академия. И мальчики, которые готовятся принять постриг и уйти в белое духовенство, здесь принимают участие в богослужении. Нас поразила красота звучания хора, когда сорок человек с одной стороны отвечают сорока, поющим с другой, – так называемый антифон. Звук перекатывался по храму ангельским эхом, соединяя теноров, баритонов и басов – просто до мурашек! И это все благодаря архимандриту Матфею Мармылю, который здесь долгое время был регентом. Его и похоронили на территории Лавры. Он в 1990-е гг. разыскивал и вручную записывал многие духовные песнопения, которые были утеряны. Я отметила, насколько в лавре торжественно! Там, действительно, торжество Господа! Твое сердце переполняется восторгом!
А храмы в лавре все старинные и уникальные. Главный храм – Троицкий собор – величественный, могучий, белокаменный. Вокруг него постепенно и сформировался архитектурный ансамбль лавры. Заходишь внутрь – сверху из узких окон купола опускается на тебя мягкий, рассеянный свет. Здесь и покоятся мощи преподобного Сергия. Святому читается непрекращающийся акафист, проходит братский молебен.
– Сейчас его гроб находится под стеклом. Когда мы впервые его увидели, удивились, что с одной стороны гроба, потемневшего, срубленного из целого куска дерева, словно щепа отломлена. Подумали – может, мыши погрызли или короеды. А оказалось – настолько у христиан была сильная вера, что преподобный Сергий им в горестях поможет, что они прикладывались к гробу, целуя его, и зубами отгрызали щепочки, – продолжила свой удивительный рассказ паломница. – И, чтобы святыню не потерять, поместили ее в стеклянный саркофаг. А с южной стороны Троицкого собора пристроены Серапионовы палаты – помещение с многочисленными мощевиками. По преданию, палата стоит на месте кельи Сергия, где его посещала Божья Матерь. Ходишь по древним булыжникам, уже вросшим в землю, и думаешь, что ножка святого старца сюда ступала!
Впечатлила паломников и колокольня, стоящая рядом с Троицким собором. Высотой она 88 метров – это больше звонницы колокольни Ивана Великого в московском Кремле!
Чудеса в Гефсиманском скиту
Потом почти каждый год борские паломники приезжали в обитель. И однажды посетили Черниговский Гефсиманский скит – подворье Троице-Сергиевой лавры. В 1844 г. из села Подсосенье сюда перенесли старинную деревянную Успенскую церковь. Вокруг нее и вырос скит, стоящий от лавры в 20 минутах езды.
– Там неописуемо красиво, – с восторгом рассказывает Елена, – туда мы обязательно попадаем на литургию, проходим полный круг богослужения. Приезжаем, как правило, с ночевкой. Однажды стоим на литургии и слышим пение Херувимской, но мы не понимаем, как это поется! Откуда такой напев? Оказалось, это – византийский распев и пели его на арамейском языке, на котором говорил Иисус Христос! А когда поет мужской хор – настолько это до души доходит…
В скиту паломников повели в пещеры, которые выкапывали сами молчальники. В российском православии издавна существовала традиция строительства пустыней при монастырях. В таких местах обычно селились послушники и монахи, которые хотели большего уединения.
– Как выживали там монахи? Пещеры земляные, сырые низкие – даже повернуться негде, – удивляется паломница, – сейчас их немного обложили кирпичом, чтобы не осыпалась земля, и они не разрушились. Здесь монахи молились за весь мир! Обычный человек в таких условиях вряд ли бы долго продержался, а монахам молитва помогала.
Рассказала Елена, что в скиту этом есть самообновляющаяся икона Божьей Матери – «Нерушимая стена». Икона эта необычного письма – Богородица на голубом фоне во весь рост и вокруг нее херувимы и серафимы летают. Верующие рассказывают, что ярче становятся краски и количество ангелов на иконе увеличилось – и новые лики продолжают проявляться. Говорят, что реставрируется она от молитв людских.
Посетили борские паломники и здешнее место силы с красивым названием – Гремячий ключ. В 1960-е гг. шум воды, падающей с 30-метрового склона берега реки Вондига, разносился на несколько километров. За это источник и получил свое название. Из трещин известкового склона били семь ключей, образуя водопад. Время шло, склон размыло, водопад стих, а ключи остались.
– Источник оформлен в старинном русском стиле – он напоминает архитектуру Кижей, где все деревянное и, кажется, срублено без единого гвоздя, – рассказывает Елена, – там настилы кругом… Источники эти необычные! Монашенка проводила экскурсию и объясняла, что каждый источник по-своему полезен. Народу было много, все хотели набрать целебной водицы, которую когда-то вымолил для нас Сергий Радонежский. И мы взяли водицы с почтением и даже погружались в эти холодные родниковые воды.
Город мира
Набегом посмотреть святыни Сергиева Посада не получится, вот и борские паломники приезжают сюда дня на два.
– Когда не было пандемии, мы ночевали на Всехсвятском подворье, где жил последний игумен, настоятель лавры Кронид, здесь же он похоронен в алтарной части. Внизу здания находится трапезная, а мы жили на втором этаже. У них есть и детский уголок, и свой приход, здесь же и переночевать можно, – советует Елена. – Началась пандемия, но мы вновь поехали в Сергиев Посад, правда, собралось нас уже не так много. Приехали утром, разместились на постой, поклонились святыням и пошли на Всенощное бдение. А утром в пять часов пошли на раннюю службу, и у нас осталось время походить по православным лавочкам, найти нужную литературу, заказать экскурсию. Удалось нам познакомиться и с городом – Сергиевым Посадом,– призналась Елена и принялась описывать всю уникальную красоту российской жемчужины.
– Если бы меня спросили, где я хочу жить, я бы ответила, что в Сергиевом Посаде, – смеется Елена.  – Там очень уютно. Например, Всехсвятское подворье напомнило мне южный городок – там на улочке, с одной стороны каменные домики, как игрушки, а с другого – пафосные особняки... Есть озеро и искусственно созданный водопад – здесь у местных жителей зона отдыха. А как в городе оформлены клумбы! Как красиво там посажены цветы! Другая узкая улочка словно переносит во Францию – с небольшими кафе под навесами и ароматом кофе. А перед лаврой мы впервые услышали, как гусли звучат! Гусляр в этническом костюме играл такие завораживающие мелодии... Увидели площадь с настоящим голубиным стадом. Именно не стаей, а стадом – как в Риме. Мы взяли с собой пшено, а люди в это время их кормили хлебушком, голуби, конечно, метнулись к нам, а когда появились туристы с семечками – голуби предательски нас оставили. Мы в городах отвыкли от такого единения с природой, когда птицы садятся нам на руки, а в Сергиевом Посаде даже построили на площади голубятню. Голубь – символ мира, хранят мир птицы эти и дарят окружающим.
* * *
Вот такими увидела наша землячка этот город и его святыни. Прощаясь, призналась, что после возвращения оттуда она уже несколько дней ходит и поет. Там она напитывается благодатью, а дома всю эту благодать людям раздает! Наверное, ради этого и стоит ездить в гости к старцу земли русской…
Лариса Толстых,
фото из открытых источников

Лента новостей