Набережная Федоровского, памятники Жюлю Верну и Горькому

С огромным интересом прочел в газете «Студия НН» 16+ (№ 49 от 8 декабря 2021 г.) весьма примечательную подборку «Юбилеи года по-нижегородски» – страница посвящена знаменательным датам в истории Нижнего Новгорода. Среди множества кратких, но емких сведений о тех или иных людях и событиях мое особое внимание привлекли заметки о 145-летии со дня рождения Екатерины Павловны Пешковой и 135-летии со дня рождения Николая Михайловича Федоровского.

Екатерина Павловна Пешкова (урожденная Волжина, 25 июля 1876 г. – 26 марта 1965 г.) представлена как общественная деятельница, жена Максима Горького. Что говорится в краткой справке об этой замечательной женщине? Будучи женой Горького (Алексея Максимовича Пешкова) с 1896 года, Екатерина Павловна «в годы жизни писателя в Нижнем Новгороде… помогала ему в организации различных культурных начинаний (елки, благотворительные концерты). После расставания с Горьким она сохранила с ним дружеские отношения, много сделала для популяризации наследия великого писателя, участвовала в создании музея Горького в Нижнем Новгороде». К сожалению, в этой краткой заметке ни слова не сказано о такой важной вехе в общественной деятельности Екатерины Павловны Пешковой, как руководство весьма специфичной организацией «Политический Красный Крест». С середины 1920-х по 1935 год Екатерина Павловна руководила благотворительной помощью советским политзаключенным и ссыльным, членам оппозиционных партий анархистов, эсеров, кадетов, меньшевиков и т. д. Благодаря стараниям Екатерины Павловны, даже в годы жестоких репрессий была оказана посильная помощь многим оппозиционно настроенным представителям творческой интеллигенции. Деятельность Политического Красного Креста была насильственно прекращена в1935 году, но непосредственно Екатерину Павловну репрессии, к счастью, не затронули.
Вот такое существенное дополнение мне захотелось сделать к этой краткой биографической заметке. Подробнее о деятельности Е.П. Пешковой во главе Политического Красного Креста можно прочитать на страницах документальной повести Льва Разгона «Непридуманное» 16+.
Не менее глубокий интерес вызывает колоритная личность замечательного революционного деятеля и ученого Николая Михайловича Федоровского (30 ноября 1886 года – 27 августа 1956 года). Это был воистину многогранный талант, чей вклад в историю Советской страны не оценен по достоинству до сих пор.
Н.М. Федоровский родился в Курске. Окончил Московский государственный университет. С юношеских лет совмещал революционную деятельность с серьезнейшей научной работой (член РСДРП большевиков с 1903/1904 гг.).
С марта 1915 года жил и работал в Нижнем Новгороде. Преподавал на кафедре минералогии и рудных месторождений эвакуированного из Варшавы (занятой немецкими войсками в период Первой мировой войны) политехнического института (ныне Нижегородский политехнический университет имени Р.И. Алексеева). Активный участник событий Февральской и Октябрьской революций в Нижнем Новгороде. Один из организаторов газеты «Интернационал» – органа Нижегородского окружного комитета партии большевиков. В 1917–1918 гг. Николай Михайлович был председателем Нижегородского комитета РСДРП большевиков, то есть фактически непосредственно руководил становлением Советской власти в Нижнем Новгороде. Затем – на ответственной работе в Москве.
По окончании Гражданской войны Федоровский стал одним из основателей Московской горной академии. Кроме того, был редактором подотдела минералогии в первом издании Большой Советской Энциклопедии. Автор 150 научных работ и книг по различной тематике.
Заканчивается заметка о Федоровском очень даже оптимистично: «Его именем названа верхняя набережная р. Оки в Нижнем Новгороде». Все это так, заслуги ученого оценены по праву, но остается некая недосказанность. И, чтобы избежать недомолвок и недоразумений, должен сделать существенное дополнение.
Никого не удивляет, что на площади Горького стоит памятник А.М. Горькому, возле Чкаловской лестницы – памятник В.П. Чкалову, на площади Ленина – памятник В.И. Ленину. А вот на набережной Федоровского – целых два памятника: один – Жюлю Верну, с воздушным шаром, другой – Максиму Горькому. А где же тогда памятник Федоровскому?
Судьба революционера и ученого сложилась не только блистательно, но и трагически. Именно Федоровский налаживал связи большевиков с деловыми кругами Соединенных Штатов Америки. Именно с подачи Николая Михайловича американский промышленник Арманд Хаммер приехал в Москву и был на приеме у Ленина. Именно Федоровский передал письмо Ленина Эйнштейну. И при активном участии все того же Федоровского завод «Красный путиловец» получил лицензию на выпуск трактора «Фордзон». И все это было еще задолго до 1933 года, до официального признания СССР правительством США.
Стоит ли удивляться, что в 1938 году на Н.М. Федоровского обрушилось обвинение в связях с заграницей? И с 1938 по 1954 г. Николай Михайлович проработал в режимных лабораториях ГУЛАГа. Вышел оттуда с подорванным здоровьем после 16 лет горькой участи врага народа. И этот шлейф подозрительности тянется за добрым именем революционера и ученого едва ли не до сих пор. Тут я совершенно согласен со словами историка спецслужб А. Андрюхина о том, что «антисоветская вакханалия вольно или невольно дискредитирует настоящих невинных жертв политического террора 1920–1940-х годов» (сайт «Нижегородской правды» 16+ pravda-nn.ru 16+). Эта статья призвана помочь в благородном деле устранения несправедливости, и совсем не лишний раз почтить добрую память выдающегося революционера, ученого и дипломата Николая Федоровского.
Игорь Чеботарев,
член Российского союза
профессиональных литераторов

Лента новостей