Материалы

Школа здоровья Евгении Целищевой

Евгении Николаевне до сих пор звонят ее бывшие пациенты, чтобы получить мудрый совет от доктора, а в архивах борчан бережно хранятся уже пожелтевшие от времени статьи, в которых главный терапевт района лаконично, простым языком рассказывает о недугах, их профилактике и лечении. Евгения Целищева до сих пор следит за всеми медицинскими новинками и зорко наблюдает по страницам любимой районки за своими молодыми коллегами, которые переняли от нее эстафету – они просвещают население на медицинские темы, пропагандируют здоровый образ жизни. Так что «Школа здоровья» Евгении Целищевой открыта и по сей день…

Евгения Целищева – о БИА и о себе:
– Как только я окончила институт и приехала на Бор, горком партии предложил нам, молодым специалистам – врачам, учителям, организовать общество «Знание», и я в нем стала председателем медицинской секции. У меня всегда было желание просвещать людей, чтобы они знали, как сохранить здоровье, как справляться с болезнями. И я организовала просветработу – ходила по организациям и читала лекции по медицине. А позже появилась возможность делать это и на страницах районной газеты. До сих пор, когда я выхожу гулять, встречаю своих бывших пациентов, и они со мной здороваются, благодарят меня за «Школу здоровья». Недавно встретила у канатки женщину, она мне говорит: «Я у Вас три раза по иглотерапии лечилась, так помогло! И газета с Вашей фотографией у меня на видном месте в уголочке висит, и я каждое утро гляжу на нее и поздравляю Вас с начавшимся днем!..». Вот такие приятные встречи бывают, да и люди до сих пор мне звонят – консультируются, а когда телефон молчит, я даже переживаю… А все началось еще с программ на борском радио, была передача «Здравствуйте, доктор!», где я рассказывала о различных заболеваниях. Уже после мне предложили писать для газеты. Суть каждой статьи – дать сведения о признаках заболевания, настроить человека на то, чтобы он умел слушать свой организм, и дать конкретные рекомендации, что следует делать, чтобы поправиться или не допустить болезни.
Чем я пользовалась, когда готовила статьи? В ЦРБ была организована хорошая библиотека, ведь врачу всегда нужно много читать и узнавать все новинки по медицине. У меня и своя библиотека большая, книги я привезла еще из Ленинграда.
А потом сын поставил мне компьютер, и в 80 лет я пошла учиться на компьютерные курсы, поэтому стала активно использовать интернет.
Считаю весь коллектив БИА очень профессиональным, творческим, знаю, что вы участвуете во всевозможных конкурсах и занимаете призовые места не только в области, но и по России. И в этом величайшая заслуга Людмилы Александровны Куликовой – это редкий человек по своим творческим возможностям, по своим глубоким знаниям, своей образованности. Ведь это надо суметь создать из ничего, на пустом месте такой медиахолдинг в маленьком городе Бор, при наличии такой конкуренции – рядом с таким городом, как Нижний Новгород! И человек она – очень душевный, когда я лежала в больнице после первой операции, Людмила Александровна пришла ко мне с куриным бульоном, как близкая подруга. Да и я относилась к коллективу БИА, как к родным людям – проводила собственную диспансеризацию, измеряла давление сотрудникам, давала рекомендации.
И сегодня желаю всем вам доброго здоровья и новых творческих успехов!
Досье «БС»
Евгения Николаевна Целищева родилась 29 декабря 1933 года. В 1957 г. окончила Горьковский институт (перевелась из Ленинградского вуза) по специальности врач-терапевт, приехала работать в Борский район. Была участковым врачом-терапевтом. С 1974 по 1990 гг. занимала должность заведующей терапевтическим, затем кардиологическим отделением ЦРБ, была главным внештатным терапевтом района, руководителем врачей-интернов. В 1983 году ей присвоено звание «Заслуженный врач РСФСР», награждена орденом «Знак Почета», медалями «За доблестный труд». За значительный вклад в развитие здравоохранения в Борском районе удостоена звания «Почетный гражданин Борского района». Много лет являлась внештатным автором районной газеты «Боринфо + ТВ», была приглашенным экспертом в передачах о здоровье на борском радио.
Подготовила Лариса толстых
Людмила Куликова,
художественный руководитель БИА:
– ЦелищеваКакая говорящая фамилия! Не правда ли? Хотя это фамилия ее мужа, следователя. Он тоже своей работой, я считаю, исцелял мир от зла, а если получалось, то исцелял и источник этого зла. И делали они с женой каждый свою работу талантливо и честно.
Более скромного человека, чем Евгения Николаевна Целищева, я в своей жизни не встречала. А еще она меня спасла в один страшный для меня миг.
Это был уже полдень понедельника, а я все сидела на краешке дивана дома, одетая для работы, но, как каменная, не могла пошевелиться, не хотела никого видеть и слышать, мне казалось, что если хоть пошевелюсь, то взорвусь и превращусь просто в пыль. В подсознании лихорадочно перебирались способы выхода из этого состояния, ведь все работало: голова, руки-ноги, сердцеМуж, обычно разговорчивый и словоохотливый, сидел напротив и молчал, видно, во мне было что-то очень настораживающееЯ все осознавала, в голове мелькали имена докторов, с которыми я никогда не общалась, но которые были на слуху тогда у нашего поколения. И вдруг сказала мужу: «Привези мне Целищеву». Он молча встал и вышел.
Только спустя время, когда я смогла анализировать, я поняла, что уже долгое время у меня был глубокий внутренний стресс, кульминацией которого и стал этот мгновенный стресс-ступор.
Накануне был день очередных выборов, кажется, в Госдуму. И этот день начался у меня с раннего мне звонка председателя районной избирательной комиссии. Нас с техником, работавшим с субботу, срочно вызвали в администрацию. И вот мы стоим с мальчиком-техником перед избирательной комиссией и не можем ответить на вопрос: почему в эфире нашего выпуска (который я лично проверила предварительно) прошел в День тишины рекламный ролик (сейчас уже и не помнюза или против кандидата Климентьева). Нас отправили в прокуратуру (где я заплатила штраф) и велели молиться, чтобы кандидат не поднял скандалтогда выборы в Борском районе будут признаны недействительными со всеми вытекающими из этого последствиями. Следом за мной с Ванечкой в этот день ходили два лысых «амбала» и усмехались.
Когда я вернулась домой, я села у окошка, остановила свой взгляд на маленьком листочке вишни и, ничего не чувствуя, просидела так до утра, пока в «Новостях» не объявили предварительные результаты выборов. Господин Климентьев не попал ни в один предварительный список претендентов, и ему, видно, стала неинтересна эта «игра». И он, как сообщили в тех же «Новостях», собрал чемодан и в тот же день укатил с любовницей на море. Но этот случай стал, вероятно, итогом и моего общего эмоционального напряжения, и всей непроходящей тревоги во время прошлой бесконечной череды перестроечных выборов, когда приходилось в большом напряжении практически в одиночку охранять репутацию своего СМИ, только успевая подхватывать, подстраховывать всевозможные ситуации подкупа «желтыми» наших сотрудников. Хочу, правда, надеяться, что это по их непониманию, неопытности, хотя были, я знаю, и осмысленные предательства.
А в тот страшный для меня день я не понимала, почему захотела видеть именно Целищеву, почему послала мужа и он согласился, почему она так быстро и, вообще, почему приехала.
Помню, Евгения Николаевна зашла, села рядом, подержала меня за руку, ничего не спросила, а потом сказала: «Пойдемте со мной». У себя в маленьком кабинетике в поликлинике она положила меня на топчан, поставила мне иголки (это лечение она освоила уже на пенсии), включила духовную музыку, и у меня полились слезы.
В тот раз они вылились лет на 15 впередтак долго я потом не плакала, разве что от радости. Вот так я познакомилась с Евгенией Николаевной. И когда возникла необходимость выбрать доктора для просветительской работы через наше СМИ, я вспомнила, что, когда лежала с иголками во время сеансов, к Евгении Николаевне без конца заходили люди со своими вопросами, причем многие сразу после приема у своего врача. И Евгения Николаевна спокойно, терпеливо и тепло объясняла больному то, что должен был сделать тот врач, у которого пациент только что был на приеме.
Тогда я предложила редакторам встретиться с Евгенией Николаевной. А когда она согласилась, я сама назвала газетную рубрику «Школа здоровья доктора Целищевой». И Евгения Николаевна добросовестно вела ее несколько лет, пока не село зрение. Читатели вырезали для себя этот материал, некоторые даже составляли из тех заметок альбомы.
К сожалению, я очень мало общалась с Евгенией Николаевной. Хотя, не сомневаюсь, именно она вернула мне работоспособность. А я научилась теперь сразу обходить «навозную кучу», от которой в жизни невозможно отгородиться даже «цветником».
Прошу прощения у читателей, что получился такой пространный комментарий и очень личный. Я написала его на одном дыхании. Но, наверное, из рассказов больных и складывается портрет врача.
А Евгения Николаевнаврач от Бога. Спасибо Вам, дорогая!