Материалы

«20 секунд заставка – и ты в эфире…»

На ТВ я попала с легкой руки Юлии Борисовы Раковой, а точнее, с ее звонка: «Алка, в БИА набирают ведущих в «Новости», – сходи». «Алка» первоначально заартачилась, подумала, что ничего не получится, но в ответ услышала аргумент, с которым трудно поспорить: «Ты же ничего не теряешь, в лучшем случае тебе откажут». С этого звонка в 1997 году и начался мой путь в БИА.

Алла Серова – о БИА и о себе:
– Я пришла на собеседование, обработала предложенный текст, записала в студии подводку, резюме от руководителя было такое: «Для ведущей молодовата, а вот если хочешь попробовать себя репортером, то пойдем». Так я начала работать в программе «Новости».
Интересное было время. По сути, я тогда в целом начинала самостоятельный жизненный путь, с удовольствием узнавала район, впитывала новую информацию. Делала репортажи на любые темы – от приезда иностранных делегаций в город и новостей промышленных предприятий до поимки нарушителей, выкидывающих мусор в центре, освещала культурные события и так далее, и так далее. А знаете, как пахнет качественный силос в период его заготовки? А я знаю… Яблоками! Вспоминаю, как снимали стэндапы, и воспоминания эти очень приятные, – раньше об этом совершенно не задумывались, делали и все: ну в лужу надо встать для удачного кадра – значит, в лужу, на крышу залезть – значит, залезем. Всегда смеюсь над строчками из шутливой «Песенки про оператора и корреспондентку (посвящается всем, для кого телевидение – это семья)», вычитанной в интернете:
Штатив на плече плотно,
Обнимаю камеру правой.
Работаю я охотно
С моей корреспонденткой Аллой.
Суббота, мороз минус тридцать,
Она стоит в мини-юбке,
И нам с ней тоже по тридцать,
Снимаем вторые сутки…
В первый год работы на ТВ у меня часто болела голова, я до сих пор шучу, что, наверное, там появлялись новые извилины, так что за мое развитие БИА спасибо.
Через несколько лет работы журналистом я стала выпускающим редактором и ведущей новостной программы. Конечно, одним большим ярким воспоминанием, безусловно, была работа в прямом эфире. Помню самый первый выпуск, когда, сидя в студии, в наушник из монтажной комнаты с командой услышала: «Пошла заставка, 20 секунд – и ты в эфире», – закружилась голова, и первая мысль была – зачем я это сделала? Первый и последний раз! Но взяла себя в руки и… поймала кайф. И каждый выпуск, работая в студии, я получала удовольствие от такого, если можно так сказать, общения со зрителем. Общалась искренне, старалась подавать информацию, делясь своими эмоциями. Хочется верить, что получалось, потому что на улицах зачастую со мной здоровались люди, как с кем-то хорошо знакомым.
Однажды на каком-то мероприятии ко мне подошла женщина преклонного возраста, всплеснула руками и сказала: «Ой, Алла Серова – ну вылитый телевизор!»
По прямому эфиру, по программе «Новости», без преувеличения, скучаю. Как и по команде, которая работала в то время, каждый выпуск стараясь сделать не «отчетом» о событиях, а единой историей – глубокой, аналитической, а если надо, то и ироничной. Мне кажется, самым подходящим для нас было слово «неравнодушие». А еще – кураж, в хорошем его понимании. И я счастлива, что с людьми, с которыми и начинала свой путь в БИА, и работала потом, мы поддерживаем теплые отношения, общаемся. И если встречаемся – нам всегда есть что вспомнить.
Чему научила меня работа в БИА? Чувству времени! Почти с точностью до секунды могла сказать, сколько длится тот или иной начитанный абзац текста. И уже тогда накрепко внутри засело понимание, что такое, как сейчас модно говорить, дедлайн и как его соблюдать.
В БИА я отработала 8 лет. Параллельно с «Новостями» очень интересным для меня стал авторский проект «Делу время». Это была программа о малом бизнесе города, предпринимателях, историях их успехов и о том, что и как нужно сделать, чтобы начать свое дело, и что это совсем не так сложно, как представляется. Не вдаваясь в детали, скажу, что это не было голословно, – я сама убедилась в этом на практике, и да, программа мне в этом в будущем помогла.
И, наконец, о проекте «Видеоканал Стекольного завода». Он стал для меня новым этапом в жизни, поскольку через год работы над программой мне предложили занять вакансию в заводском отделе по связям с общественностью. Но это уже другая история…
Досье «БС»
Алла Петровна Серова родилась в г. Бор. Окончила среднюю школу № 9 (позже переименованную в гимназию, затем в лицей). В 2002 году окончила филологический факультет Нижегородского государственного университета им. Н. И. Лобачевского. В 2011 году специальность «менеджмент организации» получила в Нижегородском государственном лингвистическом университете им. Н. А. Добролюбова. Борское информационное агентство стало первым местом работы Аллы. Сейчас Алла Сероваиндивидуальный предприниматель. Сфера ее деятельностиСМИ и PR. При этом она неразрывно связана с Борским стекольным заводом. Так что наша коллега осталась в профессии.
Людмила Куликова, художественный руководитель БИА:
– Читая Аллочкин отзыв на Серебряный юбилей БИА, я испытывала истинное чувство наслаждения. Не от содержания интервью, а от того, как «вкусно» написано! Настоящий журналист получился.
Мы все различаем, например, ароматы духов, но только немногие могут их создавать. Я всегда говорила ребятам: «Не жадничайте, делитесь. Никто не сможет повторить тебя, как и ты его. Но обогатить друг друга можно».
Аллочка была первая, кто пришел к нам в юном возрасте с филологическим образованием, хотя и без минимального жизненного опыта, что важно в журналистской работе. Но уже при тестировании стало понятно, что у девочки есть потенциал. Неспроста Ю.Б. Ракова (она была учительницей Аллы в школе) впоследствии сотрудничала с ней как с редактором своих книг. Неспроста, придя на Стекольный, Алла одна выпускала там заводскую газету, готовила, насколько я знаю, маркетинговые текстовки для ярмарочных выставок, продолжала помогать БИА выпускать «Видеоканал Стекольного завода» уже в качестве консультанта.
Когда Аллочка работала в БИА, выпускающему «Новостей» было намного труднее: не было интернета, не было видеокамеры с телетекстом, надо было и текст, и логику, и настроение подводки не только помнить, но и выдержать в течение всей «живой» передачи. У Аллочки это отлично получалось. А чего ей это стоило, только она сама знает. Она в эмоциях была очень сдержанна, по крайней мере, при мне.
Сегодня из-за давно вышедшего из строя дорогостоящего оборудования все наши телепрограммы выходят в записи, и можно при необходимости и остановиться во время съемки, и что-то поправить во время монтажа. А на прямом эфире, как на хирургической операциини остановиться, ни поправить!
Я ценила Аллочку как крепкую, способную информационщицу, а в «Новостях» так просто, мне казалось, незаменимую ведущую. Поэтому когда возникла необходимость поменять руководителя (он же ведущий) проекта «Видеоканал Стекольного завода», другой кандидатуры, кроме Аллы, я даже не рассматривала. И в то же время очень не хотела ее отпускать на Стекольный завод. Ведь там была такая завлекательная цивилизация по сравнению с нашими, тогда еще убогими, бытовыми условиями и очень скромными (как и до сих пор) заработками. К тому времени уже не одного нашего сотрудника стеклозаводская жизнь «отбила» у БИА. Но на таком ответственном проекте, как «Видеоканал Стекольного завода», должен был быть достойный ведущий. А на тот момент выбора, кроме Аллочки, не было.
Сегодня меня Аллочка очень порадовала тем, что «выросла» как журналист. О других ее достижениях, к сожалению, не знаю. Хотя почти все ребята, что с ней работали, дружат между собой. Я же, зная по родным детям, как молодые «терпят» советы и наставления возрастных людей, стараюсь контролировать себя в отношениях с молодежью. Стараюсь не быть навязчивой и в рабочих моментах, если, конечно, дело не касается принципиальных вопросов.
Но каждому новому молодому сотруднику обязательно говорю одну важную вещь: «Материал только тогда будет качественный, если он полезный и сделан интересно». Без первого условия работа не принималась. Второе получалось у единиц. Но требовать этого сложно. На центральных каналах у каждого ТВ-проекта есть многочисленная редакция с профессиональным режиссером, а у нас такой «роскоши» нет, всегда ты «один в поле воин». И если появляется такой журналистс чутьем режиссера (это относится и к печатным СМИ), то это большая удача. И вот у Аллочки есть, вижу, эти данные. Этому нельзя научить, это можно только развить, и только трудом.
Хочется надеяться, что и моя «капля», которая «камень точит», поучаствовала в формировании Аллы как журналиста, как личности.