Материалы

Наталья Малькова: «Помню все свои съемки!»

Восемь лет назад Наталья Малькова покинула свой родной Бор и уехала за границу. Но она по-прежнему любит свою профессию и работу в БИА, которой отдала восемь лет жизни, и сегодня с удовольствием продолжает общаться с теми, с кем она здесь трудилась, с теплой ностальгией вспоминает она то время, когда телекамера была ее верным помощником…

Наталья Малькова – о БИА и о себе:
– Я до сих пор помню, как, оказавшись в первый раз в коридорах БИА, видела бегущих куда-то журналистов и завидовала им. Нет, не тому, что их показывают по ТВ. Завидовала тому, что они с легкостью передают то, что крутится в голове, что пытается вырваться. Завидовала, что их озвученные мысли узнают и слышат люди. Я хотела так же! Мне кажется, что я помню все свои съемки, короткие и длинные, интересные и скучные, полезные и развлекательные. Может, не в подробностях, но помню. Потому что я любила свою работу. В БИА я пришла в газету в 2003 году. Но в первый же день попала на ТВ в редакцию новостей.
Корреспондент программы «Новости» – это журналист, который пробует на вкус разные профессии, рассказывая о них лишь две минуты, бывает в разных ситуациях, описывая всю ее серьезность простыми словами. И это интереснейшая работа! Особенно если с тобой видящий оператор! И всем своим бывшим коллегам – и журналистам, и операторам, и редакторам, и режиссерам, и администраторам, и руководителям – я хочу сказать спасибо!
В каком-то давнем году на площади Минина и Пожарского в Нижнем Новгороде начали устраивать ярмарки народного творчества. Про одну из первых делала сюжет я. Был стенд Борского района. Тогда в руководстве области был Евгений Люлин. Вот к нашему стенду идет Люлин, вокруг него – куча журналистов. Мы встречаем, снимаем его реакцию на изделия. Он берет в руки деревянную игрушку, смотрит в нашу камеру и говорит: «Борская свистулечка!» Все! Дальше умных вопросов можно было не задавать. Нет, конечно, мы задавали. Но эту искреннюю «свистулечку» из новости не вырезала и выпускающий редактор, тогда Алла Серова, и до сих пор мы с журналистами помним эту свистулечку!
На какой-то новый год нужны были интересные сюжеты. Но в те годы еще не были популярны флешмобы и песни на камеру. Поэтому мой опрос тогда мне запомнился. Мы с оператором, это был Сережа Калабин, просили людей на улице спеть песню «В лесу родилась елочка». Люди спокойно пели песню, мало было тех, кто отказывался (что довольно часто бывает на опросах). Очень мило получилась смонтированная песенка, когда люди пели по одной строчке из этой песни.
Самый зловонный цветок в мире мы снимали с Иваном Невским в одной стеклозаводской квартире. Хорошо, что у меня начинался насморк, я не ощутила всей гаммы чувств от запаха цветка. Аморфофаллус титанический вырастил борчанин в горшке на окне и позвонил на ТВ. Мы приехали, увидели красивый цветок, чем-то похожий на каллы, только красный. Но с запахом – ужасным!
Много сюжетов снимала вместе с сотрудниками Наркоконтроля. Было очень интересно. Ведь мы ездили на настоящие задержания, а не на постановочные мероприятия. Вообще, с полицией снимать интересный материал было увлекательно. Думаю, за годы работы в новостях сняла все возможные сюжеты из УВД. Много съемок было с сотрудниками прокуратуры.
Нравились съемки в дальних населенных пунктах, куда уедешь на весь день, а потом привозишь несколько материалов. ППК и Керженец! Теплоходы весной, заповедник зимой! Там люди другие! Хотя, казалось бы, все рядом!
Отдельная тема – сюжеты о людях. Я любила сюжеты о людях. Очень много интересных борчан сняла наша камера. Мой сюжет о дедушке, который на своем участке в селе Спасском посадил множество деревьев и растений со всей страны, позволил мне участвовать во Всероссийском фестивале телевизионных фильмов и программ «Моя провинция» в Борисоглебске.
А когда я работала уже в программе «Витражи», то сюжеты о людях снимала почти в каждый выпуск. Помню художницу, у которой картины не только на всех стенах в доме, но и на работе – в цеху; женщину, которая разводит собак; ветеранов, которые строили своими руками завод… За три года множество историй попало на экраны борского ТВ. Благодаря программе о Стекольном заводе, я увидела Санкт-Петербург, побывала и в Москве! Спасибо всем, кто смотрел мои программы!
Подготовила Лариса толстых
Фото: архив БИА

Досье «БС»
Наталья Малькова родилась на Бору. Училась в школе № 20 (тогда она была 4-й железнодорожной) до 9 класса, потом в школе № 12. Окончила ННГУ им. Лобачевского (филфак). После окончания работала в Волго-Вятской геологоразведывательной экспедиции специалистом по геоинформационным системам. В 2003 году пришла в БИА, где работала корреспондентом, выпускающим редактором, позднее стала автором и ведущей программы «Витражи».
Людмила Куликова, художественный руководитель БИА:
– Помню, когда Наташа появилась в БИА, я подумала, что долго не задержится, ведь «где геологи, а где СМИ»! Но очень запомнила какое-то особое спокойное, доброе тепло, которое исходило от нее и было потом всегда.
У меня с Наташей сложились только деловые отношения. Ее работы смотрела уже только на выходе в эфир. Этого бывало достаточно: всегда умные, качественные, сделанные с любовью. Только самый первый стендап записывала с ней сама. Тогда еще сама смотрела, какой потенциал, какая стрессоустойчивость у новеньких. Дело было на улице, очень прохладно, моросил дождь. Мы записывались долго, сделали бессчетное количество дублей, пока я не увидела, что оператор скоро «озвереет». А Наташе, казалось, это действо чем дальше, тем больше нравится, не в пример другим новичкам. Но я потом все-таки переживала, что измучила девочку. А она, видно, приняла это как должное. По окончании съемки посоветовала ей пересмотреть всю запись и выбрать для кадра лучшее. Это тоже обучение, уже на личном примере. С тех пор у меня больше никогда не было повода вмешиваться в ее работу.
Вот ведь как бывает! Интуиция привела Наташу к тому делу, которое оказалось ее призванием, и оно, это дело, дарило ей удовольствие и счастье. Это я понимаю очень. НоНаташа еще истинная женщина. Поэтому любовь и семья превыше для нее. А встреча с любовью случилась, к сожалению, далеко от России, где-то в ничего не говорящем мне Тунисе. И осталась она как верная, крепкая ниточка там, где ее иголочка.
А перед тем, как уехать туда навсегда, Наташа, вся светящаяся от любви (я про это еще не знала), оставила нам на память настоящий шедеврновогодний сюжет, насколько позволяли тогда наши технические возможности и ее вдохновение. Содержание сюжета уже плохо помню, но восхищение от послевкусия осталось навсегда, была в нем еще не испробованная нами новая стилистика, но как раз для новогоднего настроения.
Так сложилось, что возраст БИА мы отмечаем по пятилетиям, причем в разной форме, 15-летие отмечали капустником.
Обратите внимание на снимок, где наши девушки из новостийной редакции запечатлены со своим номером. Они, исполняя веселым ансамблем песню «А ну-ка, девушки, а ну, красавицы» на известную мелодию и свой текст «на злобу дня», вдруг начали задорный перепляс. У всех разные движения, но на современный лад.
А Наташа (она по-русски в цветастом платье и белом жакете) стала это делать, как повела ее истинно русская душа, которая распахнулась в этом «нашенском» широком развороте рук, плеч, гордо вскинутой голове, непередаваемо нежном выражении доброй улыбкиИ вся ее стать как бы нараспев декламирует: «Раздайся, хо-ро-вод…»
Я, когда увидела это запечатленное остановившееся мгновение, ахнула почти словами Льва Толстого о Наташе Ростовой, когда та, русская до кончиков пальцев дворяночка, выходит в плясовой крестьянский круг (помните его «Войну и мир»?).
Вот, наверное, еще откуда в нашей скромнице Наташе Мальковой, не прельщенной модой современных диет, столько стати, столько величия, столько естественности и грации! Как же сильны и чисты наши здоровые русские корни
Вот такая она, наша Наташа Малькова, которой судьба подарила не так много времени, чтобы попробовать на вкус счастье творчества. И это случилось у нас, в БИА.