Материалы

Сергей Вострилов: «Самая лучшая в мире работа»

Сергей Вострилов, представительный, с бархатным голосом, располагает к себе сразу. Он – талантливый рассказчик и отличный собеседник. Наблюдательный, ироничный и эрудированный. Сергей Анатольевич спокойно бы мог вести программу «Новости» на центральных российских каналах, зрители бы ему доверяли. Одна из знаковых страниц его жизни – работа журналистом в Борском информационном агентстве.

Сергей Вострилов – о БИА и о себе:
– Я однозначно не мог бы стать математиком или физиком. Только журналистом. Мой отец, Анатолий Васильевич Вострилов, работал заместителем главного редактора газеты «Борская правда», он автор пяти книг, а мама, Нинель Андреевна, преподавала русский язык и литературу.
Что я буду заниматься журналистикой, было понятно сразу, оставалось выбрать направление. На работу в БИА меня привела прямая дорога – живу рядом с ЦВР «Алиса». Поэтому и стал заниматься тележурналистикой. Это случилось в 1994 году. 90-е, на мой взгляд, – лучшее время развития телевидения в России. У нас была полная свобода, делали то, что было нужно людям, и то, что хотели сами. Делали до того момента, пока на нас не начали давить и говорить нам, что мы чего-то не понимаем. Но если посмотрите первые программы, мы там радостные, молодые, улыбчивые. Всем нам казалось: то, что делаем, вот-вот перевернет мир в лучшую сторону. Вот такое ощущение. И так получилось, что телевизионной свободой мы наслаждались на борском телевидении.
Первую программу я делал про городской коллектор. Долго пытался понять, как снимать: зима, коллектор под землей. Сюжет получился неудачным, я даже был готов уйти из журналистики. Но умный человек Александр Одинцов, наш гениальный режиссер, остановил. И я почувствовал, что на верном пути, – остался в профессии. Программа «Нарисуйте мне дом» уже вышла замечательно, потому что со мной был талантливейший Александр Одинцов. С удовольствием передаю Саше, с которым мы дружим до сих пор, привет и благодарность за то, что поддержал меня.
Одна из первых программ, которая запомнилась, – «На одной земле», про Керженский заповедник, там, во первых, есть фактура, а во вторых, и люди очень необычные, поселок Рустай прекрасный.
Мы обожали снимать авторские программы, хотелось масштабов. Отлично запомнилась программа «Мешок желаний». Я ее снимал с Леной Харитоновой, увы, погибшей в автокатастрофе. Лена была изумительной красоты женщиной, яркой, харизматичной. Мы с ней ходили по улице и собирали пожелания в мешок. Веселая получилась программа: народ наговаривал пожелания в мешок, общался с ним. Это, пожалуй, была самая веселая программа на борском телевидении. Потом много чего случилось интересного. Отлично помню творческие пятницы. Мы собирались на балкончике четвертого этажа, где расположена редакция газеты. За чаем и не только обсуждали творческие планы.
Работу на борском телевидении воспринимаю как начало творческого пути. Я благодарен людям, которые когда-то меня терпели на этом предприятии и давали возможность творчески работать. Самое важное качество, которое мы все имели тогда и которое осталось у всех, – искренность.
Мы любили то, что делали, мы верили в слово, верили в себя, в кадр, который создавали.Понимали, что это не напрасно. БИА научило точности и ответственности. Работа в БИА дала понимание, что такое дружба и чувство локтя. Для меня БИА – образ жизни. Всю жизнь люблю общаться с людьми, это лучшая часть моей работы. С моей точки зрения, нет в мире ничего интереснее и главнее человека.
Я скучаю по людям из моей юности. Рад, что в БИА по-прежнему много талантливых людей, что и помогает агентству работать 25 лет. Желаю родному предприятию высоких рейтингов, желаю быть современным и свободным.
Подготовила Елена Калашник,
фото: архив БИА

Досье «БС»
Сергей Анатольевич Вострилов родился в городе Бор. В 1988 окончил среднюю школу № 2, затемисторический факультет ННГУ им. Н.И. Лобачевского, Волго-Вятскую академию государственной службы. С 1995 по 1996 гг.  – журналист БИА. Работал журналистом в авторской программе «Суть дела» Алексея Скульского на канале «Россия», пресс-секретарем Министерства экономики Нижегородской области. Возглавлял предприятия ЗАО «Нижегородский вариант», МКУ «Голос Нижнего Новгорода». В настоящее время возглавляет продюсерский центр «Деловое сотрудничество». Женат, воспитывает двоих сыновей.
Людмила Куликова, художественный руководитель БИА:
– Читая впечатление нашего корреспондента о Сереже Вострилове, я была обрадована, что обаяние Сергея возросло в разы, что моя интуиция когда-то не ошиблась: именно продюсерство – «конек» Сергея.
Еще до первой встречи с Сергеем я познакомилась с его отцом. Анатолий Васильевич пришел ко мне с тревожным разговором о судьбе сына, недавно закончившего учебу. Я, потрясенная его неожиданным визитом и искренностью со мной, совершенно неизвестным ему человеком, не могла опомниться, что вижу и слышу очень почитаемого мной литератора. Еще учась в школе, я читала в районной газете только публикации Анатолия Васильевича, особенно литературоведческие, которые, к сожалению, печатали очень редко, и испытывала необъяснимое наслаждение от языка текста, от логики статьи, смысл содержания которой еще не всегда и понимала, а только догадывалась. Уже позже познакомилась и со стихами, и прозой Анатолия Васильевича, но именно его литературные статьи проявили во мне непреходящий «аппетит» к Слову.
У Сергеясвой природный талант. Море обаяния, умение расположить к себе, артистичность и мужская харизма в свое время привлекли известную в 90-е годы нижегородскую звездутележурналистку Нину Звереву. Она тогда открыла школу тележурналистики, и вся наша первая немногочисленная рабочая группа стала ее первыми учениками. А борская администрация заплатила за эту учебу, которая продолжалась две недели.
Моя молодежь, мне казалось, была в восхищении, а я не могла понять, что мы там делаем. Я говорю о подготовке журналистов, хотя Андрей Суворов, как оператор, с благодарностью вспоминает об опытном операторе Сладкове, от которого они, начинающие, узнали много полезного о профессии. А для журналистов, где я присутствовала, были организованы встречи с молодыми людьми, которые, как нам их представляли, работали на московском или нижегородском ТВ. И те что-то рассказывали о случаях из своей личной жизни. Для меня все они были на одно лицо самолюбования с налетом превосходства и снисходительности к неискушенным провинциалам. Честно говоря, я просто злилась внутри себя, потому что ожидала занятий, объединенных какой-то методикой и целью. Хотя, ради справедливости, надо сказать: возможно, и у организаторов курсов это был первый опыт, впоследствии я слышала об этой школе хорошие отзывы.
А окончательно «добила» меня тогда встреча с особым гостембудущим первым нижегородским губернатором Борисом Немцовым. Он как раз готовился к этим выборам. Нина Зверева была его доверенным лицом. Так вот, мало того, что мы после работы, осилив непростой тогда путь с Бора в Нижний в дождливую осеннюю погоду, приехав, еще два часа мои уставшие, голодные «дети» дожидались задерживающегося гостя. А потом слушали его разглагольствования, не относящиеся к телевидению (мы же еще не понимали, что это встреча с нами как с избирателями), и «глотали слюнки», так как перед дорогим гостем был поставлен стол и он поглощал всякие вкусности, вплоть до настоящей икры. А нам объяснили, что он приехал утомленный.
Больше сама я туда не ездила. Но отношения с Ниной Зверевой у нас продолжались еще два года. Она получила грант от министерства сельского хозяйства и выпускала проект «Жаворонок» с сюжетами всех районных студий. Бор присылал больше всех районов таких сюжетов, и на небольшие деньги, полученные за них, мы каждый день готовили на всех обед: ведро картошки с тушенкой и чай.
Для Сережи и еще двух операторов, задолго до моего появления в их жизни мечтавших о телевидении с достойными доходами, такое бедняцкое существование с неопределенным будущим не могло идти ни в какие сравнения с желаемым. И через год ребята ушли, по моим сведениям, к Нине Зверевой. Но и там задержались недолго. Один из операторов возвращался к нам, передохнул, подлечилсяи вновь на поиски своей мечты. Я их понимаю: впередижизнь, семья растет, да и карьеры хочетсяЖеланий много.
Они были ровесниками моей младшей дочери. Сегодня уже мои внучки, старшая и средняя, тоже в этом возрасте. И сновате же поиски своего места в жизни, та же категоричность молодости, дурман от непонятной субстанции – «свобода»… И опять непростое время в стране, на планетеНаверное, так устроена она, наша человеческая жизньИ каждый решает по-своему, что для него это такоесвобода, исходя из особенностей своей личности, способностей, возможностей, нравственности.
А я с удовольствием хочу присоединиться к воспоминаниям Сережи о нашей первой новогодней программе 1995 года «Мешок желаний». Ведущие, Сергей с Леночкой, в нарядах Деда Мороза и Снегурочки ходили по очень снежному тогда городу и собирали в «сказочный мешок» желания простых борчан. А те, не искушенные еще ни телевидением, ни интернетом, искренне подхватывали шутки и экспромты съемочной группы, ведь все до одного тогда участвовали в этом действе. А потом ребята монтировали программу, и стоял такой счастливый хохот, что его слышала, наверное, вся «Алиса».
Я, конечно, помню все Сережины сюжеты, так как была к этому причастна. А то, что он не замечал, к счастью, этого, то, наверное, это и есть та самая желанная в молодости творческая свобода. И я рада, что у Сергея остались добрые воспоминания о БИА.