СТАТЬИ

Беседы под гармошку на коврике цветном

Рассуждаем мы порой, что не та деревня стала, все в ней теперь, как в городе – и водопровод есть, и газ, интернет, да и убранство в избах, бывает, не уступает уюту городской квартиры. Позабыты сегодня былые сельские традиции – домотканых ковров хозяюшки не вяжут и не слыхать в округе сочных гармонных переливов да звонких девичьих голосов, поющих задорные частушки.

Еще в советское время в Ямнове на 400 дворов было 40 гармонистов! И сегодня сельчане вспоминают Ивана Гурьяшова, который плясал на коньке дома, Николая Сазанова, что курицу прятал в гармони, Павла Сухова, игравшего гимн СССР, Ивана Пичужкина, у которого вся деревня играть училась! Неужели в прошлом все это гармонное раздолье? Вовсе нет! Живет-здравствует и сегодня в Ямнове замечательный гармонист Николай Семенович Лезов с супругой Людмилой Васильевной, которая вяжет крючком удивительные коврики. Так что еще живы здесь прежние сельские традиции!
Разноцветные коврики
В доме Лезовых на полу постелен обычный фабричный ковер, а вот на нем – изделия хозяйки-мастерицы – коврики разноцветные лоскутные да клубочки различного калибра. Из одного такого клубочка и рождается синее, алое или зеленое колечко, которое после соединяется с другим цветным колечком, кольца те множатся – так рождается чудо-коврик, образ которого придуман еще нашими прапрабабушками.
– У нас в роду еще бабушка Анна Семеновна такие коврики вязала, потом она умерла и коврики стала вязать моя мама – Нина Степановна, а после и мы с сестрой Анной научились.
Мастерица ловко орудует крючком, держа на коленях еще недовязанный лоскутный шедевр.
– Лоскутки откуда беру? Могу использовать обычный старый пододеяльник, режу его на полоски, сматываю в клубок... Узоры придумываю на ходу! Работаю на контрасте – этот потемнее, тот – поярче…
Людмила Васильевна работает специалистом в Ямновском территориальном отделе, и об этом ее увлечении сельчане прекрасно осведомлены.
– Я раздаю свои работы. Соседки начали ходить ко мне – интересуются. Мол, покажи, как ты их вяжешь. В Ямнове подобные коврики в моде, да меня и из города просят им связать – дачники-то к нам приезжают, видят, как это красиво.
Беседы о «беседах»
Разноцветные коврики Людмилы Васильевны колоритом сродни гармонным переливам, что выводит ее супруг Николай Семенович. Когда-то в Ямнове он был «первым парнем на деревне», без него не обходился ни один праздник.
А взял он в руки гармошку «еще раньше, чем ложку». Отец его – Семен Николаевич – знатным гармонистом был. Бывало, сядет к нему маленький Коля на колени да давай на кнопки нажимать – так и научился играть! Сестренка его, Маргарита, что была старше брата на 20 лет, все вспоминала, как 7-летнего гармониста возила зимой на санках на «беседы»…
В Ямнове на 400 домов было 16 «бесед». Когда выпадал снег, девушки нанимали у старухи избу, приносили дрова, керосин, мыли пол и натирали его можжевельником. На беседы девушки и парни из соседних деревень приходили вечером хорошо одетые. Здесь девушки рукодельничали. Ну а когда в избе появлялся гармонист, начинались песни да пляски! Вот на таких беседах и развлекал молодежь маленький гармонист Коля. А потом Н. Лезова стали приглашать на свадьбы. В 1983 г. Николай женился на бойкой и веселой девушке Людмиле. Со своей супругой они выступали на деревенских праздниках – он играл, а она пела да плясала. Но артистом в деревне не станешь, надо было земную профессию обретать, вот Николай и пошел трудиться на Ямновский металлозавод, был и кузнецом, и фрезеровщиком, и слесарем, дошел до мастера. Однажды на местном стадионе сельчане устроили конкурс «Играй, гармонь!», пришли посоревноваться и ямновские гармонисты, и чужаки из Зименок. Но заслуженное I место тогда занял Николай Лезов!
– Редко теперь звучит гармонь в селе, свадьбы играют вроде бы богатые, а былого веселья нет, – Николай Семенович гладит теплый корпус гармошки. – Вот эта – мастера Юрия Большакова. Мне ее брат подарил – он тоже был гармонистом. Еще есть гармошка, которую смастерили знаменитые братья Потехины, а реставрировал ее в 1987 г. покойный Пичугин. В 16 лет мне ее подарили, инструменту было тогда уже 10 годков… Голоса у этих гармошек разные, а звук одинаковый: ни звонкий, ни грубый – средний…
Николай Семенович берет в руки потехинскую гармонь и дает мощный аккорд. В это действо тут же включается его супруга Людмила Васильевна:
Прощай, Ямново, Линево
И Нечаево на горе!
Прощай, милый, чернобровый,
Все товарищи мое! У-у-ух!
А тут и их дочь Анна Николаевна выглянула из кухни и вызвалась спеть под отцовский аккомпанемент свою любимую песню «Свекровушка» – лиричную и грустную. Русской гармони ведь все жанры подвластны!
Молодая певунья хоть домотканых ковриков и не плетет, зато занимается алмазной вышивкой, вяжет мочалки, вышивает картины крестиком и оригами собирает. Ну а внучок Лезовых Женя, бывает, и перебирает кнопочки на дедовой гармошке – станет ли он гармонистом, пока не знает, но гармонь слушать любит…
В скором времени в Ямнове хотят организовать свой сельский хор, а Николая Семеновича думают пригласить в качестве гармониста. Готов он к сельским беседам в любой момент. Пусть играет гармошечка сельчанам на радость, как в давние времена!
Лариса Толстых, фото автора

Лента новостей