РАЗНОЕ
Знать – любить – беречь…
Часто ли мы задумываемся, что, бродя по улицам столицы Поволжья, ходим по святым, историческим местам, связанным с величайшими событиями нашей страны? А ведь когда то, в другие века, по ним ходили наши славные гении – Горький, Добролюбов, Даль…16 сентября Нижегородское отделение общероссийской общественной организации «Союз журналистов России» при поддержке президентского Фонда культурных инициатив в рамках проекта «Большие писатели малой родины» организовало очередную экспедицию 6+ для руководителей СМИ и журналистов, пишущих на темы культуры, истории, краеведения и туризма. В этот раз поездка проходила по памятным местам, связанным с именами Максима Горького, Николая Добролюбова, Владимира Даля и нашего современника – поэта, прозаика, публициста Юрия Адрианова, почетного гражданина Нижегородской области.
Предлагаю вам, уважаемые читатели, мысленно сесть вместе со мной в современный, комфортабельный автобус и на нем, как на машине времени, проехать по нижегородским улочкам, где жили, творили, прогуливались литературные гении…
Босяцкая Миллионка
А журналистская компания собралась немалая – человек тридцать! Ее организовали и возглавили корифей нижегородской журналистики, заслуженный работник культуры РФ Наталья Николаевна Скворцова и исполнительный директор Союза журналистов Нижегородской области Валентина Александровна Миронова.
Экскурсию по улице Кожевенной (в прошлом Миллионке) провел для нас не кто иной, как сам Александр Сериков – инициатор и идейный вдохновитель этого уникального «музея под открытым небом», член Общественной палаты Нижегородской области, председатель правления благотворительного фонда «Земля нижегородская», почетный гражданин Нижнего Новгорода. Остановилась наша группа на площади Народного единства, у памятника Минину и Пожарскому (это уменьшенная копия памятника на Красной площади в Москве). Здесь то Александр Алексеевич и передал в подарок Союзу журналистов издания фонда «Земля нижегородская», посвященные знаменитой Миллионке.
Полуденное солнце отражалось в окнах смотревшего прямо на нас трехэтажного дома. Это Бугровская ночлежка на Рождественской. Дом был построен миллионерами-старообрядцами Бугровыми как приют для низших слоев общества. Беднякам предоставляли здесь ночлег, кружку кипятка и фунт хлеба. Правила поведения в ночлежке были строгие. С тех пор сохранились даже надписи на заборе: «Водки не пить. Песен не петь. Вести себя тихо».
Кто же населял в те годы Миллионку? Бурлаки, грузчики, босяки, обитающие в ночлежных квартирах, ну и другие колоритные персонажи. Впрочем, об этом нам расскажут бронзовые скульптуры нижегородского автора Алексея Щитова. Вот стоит, приосанившись, торговка рыбой с корзиной, полной рыбы (сколько ее тогда в Волге обитало!). Вот купец сидит за самоваром, держа маленькую чашечку в своей крепкой руке, – чувствуется, и дела у него идут «крепко». Дворник отгоняет метлой голодного пса, странник Лука с посохом, вероятно, вновь отправляется в свой бесконечный путь. Точильщик правит нож – не разбойных ли дел мастер ему работу заказал?! А вот мальчишки – беспризорники-воришки из Назарьевского приюта – высматривают свою очередную жертву.
По инициативе М. Горького в доходном доме № 11 была открыта чайная «Столбы». Именно обитатели Миллионки вдохновили Максима Горького на создание пьесы «На дне». Здесь на барельефах – сцены из постановок Горьковского театра драмы 1967 года по знаменитому произведению писателя.
Заглянули мы и в «Ночлежную квартиру». Пройдя мимо стендов со снимками предметов быта XIX–ХХ веков и передвижной выставки «Улицы-музеи России», очутились у Зачатьевской башни кремля, где с помощью фотопластиконов увидели улицы, какими они были в конце XIX – начале ХХ века.
«Чтоб всем было хорошо»
На нашей «машине времени» отправляемся дальше. За окнами автобуса видим масштабную стройку – шумные экскаваторы вздымают землю Почаинского оврага. Здесь строится террасный парк. Как все таки меняется Нижний, как ускоряет он свой жизненный темп в угоду времени! Сколько за последние годы появилось новых общественных пространств, сколько обновлено парков, сколько отреставрировано старинных зданий! Вот и музей Добролюбова был закрыт на четыре года на реставрацию и пригласил посетителей лишь в ноябре 2024 года. Удивительно, что я, не раз прогуливаясь по короткой улочке Лыковая дамба, никогда не была в этом единственном в мире музее, посвященном нашему земляку Николаю Добролюбову.
Два розовых здания составляют ансамбль усадьбы Добролюбовых. Во дворе под высокими деревьями стоят уютные скамеечки. Наверное, на таких и отдыхала многочисленная семья нижегородского священника Александра Ивановича Добролюбова...
В его доме мы увидели низкие потолки, тесные, но уютные комнатки. На первом этаже – кухня с облицованной изразцами печкой. В столовой – стол, на котором расставлен розовый пасхальный сервиз. Тут же – тульский самовар, а на шкафу – другой, походный, он прямоугольной формы и служил для кипячения воды и варки каши. Поднимаемся на второй этаж – там комната самого Николая Добролюбова. Диван, книжный шкаф, комод, рабочий стол со стулом – здесь учился и творил юный гений. Обратила внимание на коллекцию бабочек на стене и, конечно, на фотографию. Как выяснилось, она единственная, где запечатлен восемнадцатилетний Николенька с отцом. Далее – комната родителей и детская с очень маленькой кроваткой (как только на ней спали младшие сестры Коли?!). Теперь там видят сны две старинные куколки – барышня и крестьянка. А вот и гостиная со струнно-духовым музыкальным инструментом, какого сегодня не встретишь. Называется он фисгармония. Он был очень популярен в конце XIX – начале ХХ века. На нем учились играть дети Добролюбовых. Хотелось бы послушать именно этот клавишно-пневматический духовой инструмент, но не получилось. Хотя я знаю, как он звучит: громко, тягуче, торжественно, приглашая слушателей в иную эпоху ожидания перемен, желания свободы, жажды социальной справедливости, веры в светлое завтра.
Все мы знаем биографию литературного критика, поэта, публициста Николая Добролюбова еще со школьных лет, но только с возрастом можем оценить его рвущуюся к вселенской справедливости душу. Журнал «Современник», в который он писал, был в то время трибуной для передовой русской мысли. И дай Бог нам с вами иметь такую независимость суждений!
Прожил гений всего 25 лет – по нынешним меркам просто мальчишка. Быть может, задержавшись на земле подольше, этот живой, умный, страстный мыслитель остепенился бы и стал более лоялен к существующим в этом мире вещам? Но история не терпит сослагательного наклонения. А тогда он писал: «Единственные стремления человечества, приведенные к самому простому знаменателю, могут быть выражены в двух словах: «Чтоб всем было хорошо».
Знакомое незнакомое
Вот так, проносясь из прошлого в настоящее – и мыслями своими, и на нашем экскурсионном автобусе, я вместе с коллегами-журналистами очутилась в знакомом месте – у музея-квартиры Горького.
Вот крутая деревянная лестница с белыми балясинами поднимает нас вверх, на второй этаж здания, и мы оказываемся у ведущей в квартиру из десяти комнат двери с табличкой: «А. М. Пешковъ». Эту квартиру снимал Горький со своей семьей с 1902 по 1904 год. Рассматриваем старые пальто на вешалке, раритетный телефонный аппарат, огромный сундук, покрытый ковром с ярким орнаментом, а над ним на вертикальной вешалке так небрежно брошены зонт и шляпа писателя – эти предметы сохранила и передала в дар музею Екатерина Павловна, супруга писателя. Когда здесь жили Пешковы, за этим большим столом в гостиной собиралось человек тридцать. Здесь бывали Бунин, Чехов, Толстой, Станиславский, Репин и, конечно, Шаляпин. У великого певца здесь даже была своя гостевая комната. В ней – письменный стол, чернильница «Булька», настольная лампа, подсвечник, машинка для заточки карандашей. По словам экскурсовода, эти вещи переданы музею старшей дочерью Шаляпина, Ириной Федоровной. Наверное, в этом кабинете Максим Горький, сидя за своим столом, и его лучший друг, поскрипывая креслом-качалкой, вели долгие разговоры. Конечно, спорили, делились творческими идеями.
В кабинете Горького на столе – охотничий рог с гравировкой знаменитого призыва из «Буревестника», подаренный ему Свердловыми, статуэтка, изображающая его приятеля Станиславского, и башмачок как символ прошлой босяцкой жизни писателя – сколько дорог он прошел, сколько башмаков истоптал! А сколько книг он прочитал, не получив ни среднего, ни университетского образования!
Необычная, яркая, динамичная жизнь, которую провел в этих стенах, в интерьере квартиры начала прошлого века, «властитель дум», наверняка вдохновит многих из нас, тоже людей пишущих, на новые проекты, встречи, публикации. Ведь личностью Горького нельзя не вдохновиться.
«На острие бессонного пера…»
Наша «машина времени» катила по старинным улочкам Нижнего. Вот дом на улице Семашко, 16, где родился и жил знаменитый писатель-краевед Павел Мельников-Печерский, а на Большой Печерской, в доме под номером 16, жил и работал Владимир Иванович Даль – создатель «Толкового словаря живого великорусского языка» 12+, верного помощника российских писателей и публицистов.
Меж тем наша литературно-краеведческая экспедиция направилась к лицею № 8, где располагается школьный музей нижегородского поэта – нашего современника Юрия Адрианова, который любовь к родному городу пронес через всю свою жизнь.
Нас встретила директор лицея Ирина Николаевна Ярцева. Сначала она провела для нас видеоэкскурсию «Посмотри на город» 6+, созданную в рамках городского конкурса юных экскурсоводов. Затем мы посетили сам музей, который располагается в школьном классе. Когда то здесь за партой сидел поэт. Руководитель музея Светлана Кузнецова, учитель русского языка и литературы, и библиотекарь Луиза Дикань рассказали нам о результатах музейной работы. А до этого мы смогли внимательно рассмотреть экспонаты музея и увидеть подлинные картины, написанные поэтом. Ведь он был «художником в поэзии» и «поэтом в живописи».
Поэт-шестидесятник объездил весь Советский Союз, но сердце его неизменно откликалось на красоту и мощь родной Нижегородчины. Стихотворные пейзажи роднят нашего земляка с творчеством Есенина, и очень жаль, что имя Адрианова не столь известно широкой публике, как имена других поэтов, его современников.
Радует то, что учащиеся лицея активно участвуют в деятельности и развитии музея: выступают в роли экскурсоводов, пишут исследовательские работы и делают первые пробы пера. И кто знает, быть может, среди них подрастает новый большой поэт, который будет воспевать свой родной Нижегородский край…
* * *
А завершилось наше путешествие в прошлое небольшой прогулкой по «Заповедным кварталам», где восстановлены и возвращены к жизни старинные здания деревянного зодчества городской окраины XIX – начала XX века. Этот район известен как квартал церкви Трех Святителей, а также как Студеный квартал. Сегодня это музей под открытым небом, где проходят экскурсии, фестивали, концерты, выставки. Некоторое время назад я забредала сюда на концерты. И с того самого балкона, где когда то пел великий Шаляпин, пели современные исполнители оперной сцены…
Нельзя объять необъятное! И это четырехчасовое путешествие вдохновило и разожгло большое желание окунуться еще глубже в историю Нижегородского края.
Быть может, уважаемые читатели, приезжая в Нижний, и вам захочется посетить эти уникальные места, прикоснуться к истокам нашей малой родины?
Лариса Толстых,
фото автора
фото автора











