ИСТОРИЯ

Спасти Кремль

За то время, что в нашей газете существует проект, посвященный предстоящему юбилею Нижнего Новгорода, а это уже два с лишним года, мы неоднократно рассказывали о людях, живших в разное время, разные эпохи и многое сделавших для страны и земляков-нижегородцев. О людях, прославивших свой город.

Среди них Надежда Суслова – одна из первых в России женщин-врачей и Александра Потанина – участник научных экспедиций в Центральную Азию и первая женщина, принятая в ряды Русского географического общества; Петр Нестеров и Валерий Чкалов – летчики-испытатели, во многом ставшие новаторами в авиации; Надежда Ламанова – первый русский модельер, одевавший самых известных женщин России рубежа XIX–XX веков; Ирина Блохина – ученый-микробиолог и Ростислав Алексеев – инженер-конструктор, создатель судов на подводных крыльях… В этом списке по праву и горьковский (нижегородский) архитектор-реставратор Святослав Агафонов – человек, отстоявший и сохранивший для нас Нижегородский кремль – сначала в идейных спорах, затем на практике.
Без кремля нет Нижнего!
Сегодня трудно поверить в то, что извечный гамлетовский вопрос «быть или не быть», в 1930-е годы касавшийся самого факта существования древней крепости Нижнего Новгорода, более склонялся в пользу «не быть». Даже не верится, что подобное вообще было возможно. Кремль – визитная карточка города, история которого в его красно-каменном варианте тянется с начала XVI века! Кремль, которым восхищались все видевшие его и без которого невозможно представить ни Откос, ни площадь Минина, ни сам Нижний! И все же…
1930-е годы – время первых пятилеток, эпоха невиданных доселе промышленных строек. Именно в этот период в Горьком были введены в строй автомобильный и авиационный заводы; модернизировано старейшее предприятие «Красное Сормово»; открыты новые современные цеха на «Красной Этне», «Красном якоре», Горьковском металлургическом заводе… В это же самое время в Горьком разрабатывались все новые и новые планы глобального переустройства городской территории. И вот по одному из таких проектов 1935 года (в целях обустройства огромной площади перед Домом Советов для проведения демонстраций и массовых мероприятий) предполагалось снести… часть кремля вместе с Дмитровской башней. Инициаторы подобной идеи объясняли ее просто: «Нижегородский кремль – символ алчного феодализма и царского самодержавия…»
Святослав Агафонов – в ту пору начинающий и перспективный молодой архитектор, руководитель архитектурно-планировочной мастерской г. Горького, работая над генеральным планом города (1936–1937 гг.), на заседаниях рабочих групп неоднократно выступал с жесткой критикой подобных проектов. В ноябре 1938 г. он и М.П. Званцев – сотрудник художественного музея – написали довольно смелую статью в газету «Горьковский рабочий» 12+, в которой говорили о необходимости сохранения кремля. Архитектор Агафонов был убежден, что это «…придаст г. Горькому индивидуальность и характерный архитектурный силуэт…» и что «… практика пренебрежительного отношения к древнему сооружению может закончиться катастрофой…». Мысли взрослого, умудренного жизненным опытом человека, а ведь было Святославу Леонидовичу тогда всего-навсего 27 лет! Поднял он в статье и тему восстановления кремля, необходимость проведения на его территории реставрационных работ – по сути, тем самым определив задачу для себя, даже не подозревая, что именно она станет главной в его жизни и профессии.
«Кремль надо сохранить
К счастью, здравый смысл восторжествовал и темы сноса Нижегородского кремля были сняты с повестки дня. Потом была война, и старая нижегородская крепость, как в прежние времена, снова встала на защиту родного города. На Тайницкой и Северной башнях были установлены зенитные орудия для отражения воздушных атак, а на Часовой башне – прожекторы для отслеживания и ведения вражеских самолетов. В 1946 г. Москва утвердила 4-летний план послевоенного восстановления народного хозяйства, а в 1948 г. вышло постановление правительства об охране памятников, в связи с чем по всей стране была создана целая сеть реставрационных мастерских.
30 января 1949 г. Совет Министров РСФСР выпустил распоряжение о проведении реставрационно-восстановительных работ в кремле г. Горького. Начались они осенью 1949-го и сначала проводились Республиканской специальной научно-реставрационной мастерской под руководством архитектора И.В. Трофимова, а с 1951 г. научным руководителем и автором проекта восстановления крепости стал С.Л. Агафонов.
К моменту начала работ Нижегородский кремль представлял собой довольно печальное зрелище. Отсутствие должного ухода, использование башен кремля и прилегающей территории в хозяйственных целях, пожары, влияние природных стихий, сложный местный рельеф – все это не могло не отразиться на внешнем виде и общем состоянии крепостного сооружения. Особенно «досталось» тем участкам, которые были обращены к Зеленскому съезду и береговым склонам Волги. Так что работы планировались полномасштабные и наисерьезнейшие. К ним были привлечены специалисты самых разных направлений – историки, геологи, инженеры-строители, архитекторы, реставраторы…
Проект С. Л. Агафонова предполагал воссоздание первоначального облика всех башен, восстановление каменной кладки стен и утраченных со временем деревянных конструкций – шатров и перекрытий. Были установлены четыре очереди работ, которые продлились до начала 1980-х. Только вдумайтесь – восстановление кремля шло более 30 лет! Святослав Леонидович «вложился» в эту грандиозную стройку-реконструкцию «по полной». Кроме того, что он был автором проекта и руководителем работ, ему пришлось стать еще и снабженцем, добывающим необходимые материалы, и простым разнорабочим на расчистке завалов.
И началась работа
До того как приступить непосредственно к восстановлению крепости, С. Л. Агафонов много работал с архивными материалами. Первый этап реконструкции включал в себя общее обследование объекта и пробное восстановление небольшого участка стены. Доработка проекта реставрации продолжалась на протяжении нескольких последующих лет и шла параллельно с начальными работами. Окончательно план был завершен в 1961 году. Кроме историко-архитектурных работ, предполагалось также обновление инженерной защиты кремля, в том числе устройство водостоков, укрепление откосов, предотвращение сходов оползней. При установлении очередности реставрации того или иного объекта учитывались степень аварийности участка, его роль в общем благоустройстве города.
Восстановление кремля началось в 1952 г. с Ивановской башни, которая наряду с Дмитровской играла важнейшую роль в системе обороны Нижнего. Особенности расположения и неуемная человеческая деятельность нанесли башне огромный урон. На протяжении столетий ее основание увлажнялось водами, стекавшими с Часовой горы, что, безусловно, не могло не повлиять на сохранность сооружения. Неоднократно башню повреждали пожары, а в XVI веке в ней произошел взрыв хранившегося там пороха. В XVIII столетии в башне был проведен ремонт, но довольно неудачный, поскольку он существенно исказил первоначальный облик строения. Свою «посильную лепту» внес и XIX век – башню неоднократно перестраивали, приспосабливая то под архивохранилище, то под тюрьму, то под пожарную часть и полицейский участок… В 1934 г. первый ярус башни был отдан под склад химикатов, в связи с чем на ярусе было установлено бетонное перекрытие. В 1946 г. произошло обрушение сводов помещений, из-за чего проезд через башню был завален. Столь тяжелое состояние строения и стало причиной того, что восстановление кремля началось именно с него. Разборы завалов и обследование сохранившихся участков еще и еще раз подтверждали, насколько плачевным было состояние исторического объекта. В частности, выяснилось, что большинство контрфорсов башни (вертикальных опор, усиливающих основную несущую конструкцию) полностью утратили свою роль в укреплении сооружения, а многометровые массивы наружных стен были заполнены не прочной кладкой, а завалом каменного и кирпичного щебня.
Реставрационные работы только Ивановской башни заняли целых 6 лет! Велись они с большой осторожностью, чтобы не допустить полного разрушения объекта. Работа была проделана поистине грандиозная: помимо того что были укреплены каменные конструкции, расчищен и восстановлен проезд в башню, С. Л. Агафонов особое внимание уделил восстановлению ее первоначального облика, чему помогло тщательное изучение сохранившихся документов и исследование аналогичных оборонительных сооружений в других городах. К 1958 г. Ивановская башня была полностью восстановлена.
Труд всей жизни!
Кроме восстановительных работ на Ивановской башне, параллельно велись реставрации Белой (1953–1954 гг.), Часовой (1954–1958 гг.), Пороховой, Тайницкой (1955 г.), Северной (1955–1959 гг.) башен.
Каждая башня Нижегородского кремля – особенная, не похожая на другие. И каждая требовала к себе особого подхода. К реставрации каждой из них Святослав Леонидович подошел максимально бережно, с исторической точностью воссоздав первоначальный облик объектов. Так, на Часовой башне были восстановлены венчавшие ее деревянные конструкции и часы, установленные там еще в XIV в., а к 1974 г. полностью восстановлена Борисоглебская башня, которая наряду с Зачатьевской была разобрана еще в XVIII в. при губернаторе Ребиндере из-за повреждений, нанесенных традиционными для нижегородских откосов оползнями.
Общий объем выполненных работ просто огромен, учитывая и тот факт, что стена Нижегородского кремля считается одной из самых протяженных в России и составляет 2 045 км. Сооружение не имеет аналогов по перепаду высот – около 80 метров – между двумя его половинами. Высота стены колеблется от 12 до 20 метров, толщина составляет 5 метров. Высота каждой из 13 башен варьируется от 18 до 30 метров! Заново и строго по древним схемам были выполнены деревянные конструкции.
Реставрация кремля проходила в 3 очереди и в основном была закончена к 1965 году. Четвертой очередью началось восстановление полностью разрушенных участков кремлевской стены, продолжавшееся до 1981 г.
Таким образом, были восстановлены все сохранившиеся стены и башни (за исключением Зачатьевской), воссозданы деревянные шатры на башнях и кровли на стенах, обустроена инженерная защита. В последующее время реставрация ограничивалась лишь частичной переоблицовкой кладки.
Зачатьевская башня возродилась заново уже в постсоветское время – в 2012 году. Работы по ее восстановлению также начинал Святослав Леонидович – в 1965 г. под его руководством было начато исследование башни. Была проведена огромная работа по расчистке ее остатков, которая завершилась в 1980-е гг. А потом по ряду причин случился перерыв на долгие годы. Завершением работ по восстановлению Зачатьевской башни занималась уже дочь Святослава Леонидовича – архитектор Ирина Агафонова.
Окончательно башню восстановили к 4 ноября 2012 года – к 400-летнему юбилею нижегородского ополчения.
Марина Кудрявцева,
фото из интернет-источников

Кстати
● За свою историю Нижегородский кремль выдержал более 20 штурмов и осад неприятеля, но ни разу не был покорен. Это единственный русский кремль, на территорию которого никогда не ступала нога захватчика.
● По способу возведения и с точки зрения успешного ведения боя, нижегородская крепостьодна из самых передовых. Только бойницузких отверстий для ведения огнянасчитывается около 1 290, что позволяло защитникам города отбивать как лобовые, так и фланговые атаки.
● Нижегородский кремльединственный в Россиирасположен не на равнинном плато, а на перепаде рельефа в более чем 80 метров, что и создает его неповторимую красоту.
● По одной из древних легенд, в подземельях Нижегородского кремля спрятана библиотека Ивана Грозного.

Лента новостей

Кусачая тема

25.04.24 15:28