ЖКХ

«Мусорная реформа»: Первые шаги

– Да я в жизни больше не поеду в эту Индию! – рассерженно распаковывала чемоданы моя приятельница Лена. – Древнейшая культура, священная река Ганг – а на самом деле грязь, мухи, жара и мусор, который повсюду, понимаешь?! Он буквально везде, особенно в священной реке Ганг!

Наши реки и озера, к счастью, пока не напоминают индийскую святыню. Ключевое слово – пока. Последние лет двадцать наша страна, как, впрочем, и многие другие, живет в мире одноразовой упаковки. Результат закономерен: мы начинаем захлебываться в мусоре. При этом развитой, как в Европе, системы раздельного сбора и последующей глубокой переработки вторсырья у нас, к сожалению, пока нет. И здесь тоже ключевое слово – пока.
Первой ласточкой в деле решения наболевшего мусорного вопроса стала реформа по обращению с твердыми коммунальными отходами (ТКО), стартовавшая с января. Позади три месяца, и настало самое время понять: что изменилось для борчан с начала реформы? Для того чтобы узнать ответ на этот вопрос, «Борское информационное агентство» организовало круглый стол, куда были приглашены лица, так или иначе имеющие отношение к реализации реформы.
Напомним, что с этого года за вывоз мусора как из многоквартирных домов, так и из частного сектора отвечает региональный оператор. В нашем округе это компания АО «Управление отходами-НН». А вот непосредственным исполнителем стала компания «МагистральИнвест» – именно ее работники забирают мусор с контейнерных площадок и с улиц частного сектора.
Пакеты уходят из частного сектора
Жителей многоквартирных домов «мусорная реформа» (так ее прозвали в народе) коснулась в меньшей степени. Раньше услугу оказывала управляющая компания, вывоз мусора считался жилищной услугой, а плата за это взималась ежемесячно. С января вывозом мусора занимается региональный оператор, а услуга перешла в разряд коммунальных. На оплате это если и отразилось, то незначительно (у некоторых плата за вывоз мусора даже уменьшилась). Сама плата сейчас, как и раньше, считается по метражу: чем больше квартира – тем выше счет.
Совершенно иная ситуация в частном секторе. Во-первых, здесь плата назначается исходя из того, сколько людей проживает в доме. Во-вторых, жители частного сектора оплачивают определенный правительством региона норматив в 2,33 кубометра в год, в то время как жители уверяют: у них не набирается и половины этого объема. И, как следствие, люди возмущены ценой: за каждого прописанного мусорообразователя нужно заплатить 129 рублей в месяц.
– В настоящее время у нас на рассмотрении находится более ста жалоб от жителей Борского городского округа, – рассказала начальник Борского отдела государственной жилищной инспекции Нижегородской области Татьяна Слободянюк. – Практически все они поступили от жителей частного сектора. Примерно 85% жалоб касаются оплаты услуги, еще около 15% недовольны некачественным вывозом мусора.
Так почему же в частном секторе так много недовольных качеством вывоза мусора? Дело в том, что на всей территории частного сектора Борского городского округа практикуется пакетированный сбор мусора. Иными словами, в определенный день недели жители выставляют на улицу свои пакеты, вдоль улицы проезжает мусоровоз и забирает их. Но у такого способа есть масса недостатков. Во-первых, часто до приезда мусоровоза мешки успевают распотрошить собаки, и мусор разносится по улице. Во-вторых, если домовладельцы не успевают выставить пакеты до приезда мусоровоза, то хранить их у себя приходится еще неделю, до следующего рейса (а летом двухнедельный мусор дарит особенно неподражаемое амбре). В-третьих, сами работники мусоровывозящей компании могут «просмотреть» пакет, а то и вовсе не доехать до конца улицы. Все это раздражало жителей частного сектора и до реформы, но тогда услуга стоила намного дешевле (да и оплачивали ее, признаться, не все), поэтому волна народного возмущения не поднималась. А сейчас, когда некоторым приходится выкладывать за вывоз мусора кругленькую сумму, люди ждут как минимум качественного оказания услуги.
– Мы не сможем оказывать услугу качественно, если не откажемся от пакетного сбора мусора в частном секторе, – объяснил директор мусоровывозящей компании Дмитрий Чугрин. – Самый оптимальный вариант – это установка контейнерных площадок. На весь частный сектор округа их потребуется около 450-ти. Примерно 40% контейнеров уже установлено, до конца апреля мы планируем установить оставшиеся. Ну а дальше будем смотреть, насколько эффективна эта мера. В любом случае установка контейнерных площадок позволит отслеживать периодичность и объем вывоза мусора.
Однако идея установки контейнерных площадок не понравилась некоторым жителям частного сектора: никто не хочет, чтобы контейнер стоял возле его дома. Да и носить далеко свой мусор никому не хочется. Жители одной из улиц Малого Пикина предложили свой вариант: они готовы за свой счет приобрести индивидуальные контейнеры и выставлять их, как прежде выставляли мешки. Дмитрий Чугрин ответил, что этот вариант вполне можно обсудить, более того, на предприятии готовы выслушать и другие идеи граждан.
Разделяй и перерабатывай с выгодой
В ходе оглашения послания Федеральному собранию президент поставил задачу в ближайшие годы повысить обработку отходов с 7–8 процентов до 60%. Чтобы осуществить эту задачу, в стране необходимо выстроить целую систему обращения с отходами, которая, к сожалению, пока не готова.
– Реформа затевалась не ради того, чтобы передать функцию по сбору средств или оказанию услуги, а для того, чтобы мы перешли на цивилизованный способ обращения с отходами, – объяснила заслуженный эколог России Клара Романова. – Ведь то, что собирается сейчас, не утилизируется, а попросту закапывается. Мощности для переработки в нашем регионе не подготовлены. Хотя борчанам повезло больше – у вас в округе есть предприятие по сбору отходв стекла, сейчас в регионе развивается утилизация ПЭТ-бутылки, немного начали заниматься пластиком. Что касается реформы, то новая система довольно…бессистемна. По сути, мы внедрили новый способ сбора и транспортировки отходов, но не их утилизации.
Иного мнения придерживается представитель регионального оператора, заместитель генерального директора АО «Управление отходами-НН» Ирина Марченко:
– Реформа эта своевременная, она была нужна. Компании, которые занимались сбором и транспортировкой мусора, вывозили его не только на специализированный полигон, но и на несанкционированные свалки, а что еще хуже – в леса. С 1 января этого больше не происходит. Сейчас отходы транспортируются исключительно на предусмотренные для этого объекты. Часть этих объектов оснащена сортировочными линиями. То есть, отходы сортируются, а захораниваются только непригодные фракции.
Возникает вопрос: кто должен делить мусор? По логике, это должны делать мусорообразователи, то есть мы с вами. И, как показывает практика, уровень экологического самосознания у многих высок: борчане много лет разделяют пластиковую и стеклянную тару, не дают пустовать домикам для пластиковой бутылки, которые установлены в детских садах и школах. Люди готовы приносить крышки для акции «Доброе сердце» и вывозить крупные отходы не в лес, а на утильный двор. Однако и здесь есть существенное «но»: люди, которые делят отходы самостоятельно (а в частном секторе из общего объема мусора вычитается еще и органический мусор – он, как правило, утилизируется в компостных ямах прямо на участке, а также бумажные отходы, которые сжигаются), относят в контейнер минимальное количество мусора. Вопрос: а зачем им проделывать такой объем работы, если заплатят они все равно столько же, сколько и сосед, который свой мусор не сортирует?
– К сожалению, систему стимулирования жителей пока никто не предусмотрел, – рассказала Клара Романова. – Например, в Германии человек, который выбирает из общего мусора стекло и пластик, платит за вывоз в пять раз меньше, а тот кто делит мусор на фракции – в 10 раз меньше. У нас, я думаю, было бы возможно ввести понижающий коэффициент для тех, кто сортирует мусор, и повышающий для тех, кто этого не делает.
Ирина Марченко видит решение проблемы в создании пунктов приема вторичных материальных ресурсов. Туда жители могут принести свои раздельно собранные отходы и получить за это деньги, что частично или полностью компенсирует плату за вывоз мусора. «Модернизация утильных дворов в пункты приема вторичных ресурсов – это та перспектива, о которой стоит подумать и которую стоит внедрять. На территории Нижнего Новгорода сейчас очень активно идет движение в этом направлении, один экопункт открыт, в планах открытие еще 25-ти», – рассказала Ирина Александровна. Дмитрий Чугрин, владелец утильных дворов, пояснил, что они работают в этом направлении.
Что дальше?
На данном этапе реформа обращения с ТКО вызывает много вопросов. Есть сомнения по поводу нормативов объема: действительно ли каждый из нас образует почти 2,5 кубометра мусора в год? Не слишком понятно, как будет оплачиваться ликвидация несанкционированных свалок. Регоператор, конечно, ликвидирует свалку, образованную в этом году, но счет за это выставит собственнику того участка, где она была расположена. И если свалка будет на муниципальной земле, то заплатит за нее бюджет, то есть мы с вами из налогов, перечиленных в бюджет округа. Значит, получается, мы заплатим дважды.
К этим и другим острым вопросам мы обязательно вернемся в рамках проекта газеты «БОР сегодня» «Антимусор». А пока ясно одно: система обращения с твердыми коммунальными отходами далека от совершенства и требует доработок, так как пока остается слишком много «пока»...
Наталья Романова

Лента новостей