ПРАВОПОРЯДОК

Преступность 18-

Восемь подростков привлечены к уголовной ответственности в первом квартале этого года. 7 из 9 преступлений совершены лицами до 18 лет еще в прошлом году. Среди них такие тяжкие, как грабеж, покушение на незаконный сбыт наркотических средств группой, в которую вошел несовершеннолетний, и покушение на убийство.

Реальный срокраньше совершеннолетия
Что касается последнего, к моменту вынесение приговора обвиняемому уже исполнилось 18 лет. В ноябре прошлого года он после ссоры с приятелем облил его спиртом и ударил палкой по голове, от чего тот потерял сознание. Затем злоумышленник поджег парня. Тот очнулся, когда уже горел, смог сбить пламя и выполз на дорогу. Проезжавший автомобилист вызвал скорую помощь.
Дело второе. В апреле этого года Борский городской суд признал виновным десятиклассника, решившего подработать курьером – закладчиком наркотических средств. Но преступная карьера положительного, кстати, по всем характеристикам парня оборвалась в самом начале – в момент сбыта закладок несовершеннолетний был задержан. При его личном досмотре и осмотре места происшествия полицейские обнаружили 43 свертка с наркотическим средством. Суд назначил парню наказание: три года лишения свободы с отбыванием срока в воспитательной колонии. Приговор в законную силу не вступил.
–В этом случае организаторы – взрослые, которые вовлекли несовершеннолетнего в преступную деятельность, и этот факт дал некую скидку парню при назначении судом наказания, – говорит начальник полиции Отдела МВД России по городу Бор Александр Филиппов. – Избежать реального лишения свободы ему не удалось, так как статья очень серьезная. Всегда изолируются от общества и несовершеннолетние, виновные в тяжких преступлениях против личности: убийствах, покушениях на убийства, преступлениях против половой неприкосновенности, преступлениях, совершенных в отношении несовершеннолетних. В остальных же случаях ни у судов, ни у нас нет цели убрать несовершеннолетнего из общества, лишить его свободы, потому что мы прекрасно понимаем, что исправительная система Федеральной службы исполнения наказаний сегодня не в полной мере адаптирована для содержания несовершеннолетних. И каждый раз даем подростку последний, сто первый шанс в надежде, что он одумается.
Закладчики с чистой репутацией
Одно из распространенных преступлений, в том числе среди несовершеннолетних, которые совершаются из года в год, – кражи из магазинов. Подростки из вроде бы благополучных, обеспеченных семей воруют дорогой алкоголь и кофе, которые сбывают по отработанной схеме. Иногда для куража, чаще – получить деньги на наркотики.
–За последние полгода мы столкнулись с тремя случаями потребления наркотиков несовершеннолетними, речь идет, конечно, об официальной цифре, – говорит начальник сектора по обеспечению деятельности Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав Андрей Горбунов. – Двух несовершеннолетних в состоянии наркотического опьянения задержала полиция. Беду третьего распознали родители и пришли к нам за помощью сами. Мы сразу подключили нарколога, психолога. Наркотическая зависимость возникает быстро, от месяца до трех, – и вот уже ребенок «потерял» свой смартфон, деньги, которые дали родители на покупку одежды. Такие вещи, конечно, родители должны контролировать обязательно. А еще – следить за тем, на какие сайты заходит ребенок, с кем общается. Не секрет, что и продажа наркотиков, и вовлечение в их распространение сегодня происходят в киберпространстве.
Интересно, что выявленные полицейскими закладчики до 18 лет – это, как правило, подростки, ранее не попадавшие в поле зрения полиции и Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав. Взрослые преступники вовлекают в такие преступления чистых с точки зрения закона школьников и студентов. Что касается прочих уголовных преступлений, по статистике, 60% несовершеннолетних, подвергнутых уголовному наказанию, до этого не обсуждались на Комиссии по делам несовершеннолетних, не знакомы были и полицейским.
Воспитание и встряска
Многим из тех, кто не дошел до суда, но имел дело с Комиссией, хватает одного серьезного разговора на заседании КДН, чтобы прийти в себя.
–Если ребенок достаточно взрослый, мы объясняем ему, что мама и папа, которые не справляются с его воспитанием, могут быть лишены родительских прав, и он отправится в детский дом. Перспектива нахождения в Центре временного содержания несовершеннолетних правонарушителей часто тоже действует отрезвляюще на подростков, – говорит Андрей Горбунов. – Но не всегда. Так, по решению суда в сентябре прошлого года мы отправили в Центр одиннадцатилетнего школьника, который пытался совершить поджог, выстрелить из пневматического пистолета в другого несовершеннолетнего, не говоря уже о регулярных побоях других детей. Мера оказалась действенной. Никаких нареканий на его поведение мы пока не получали. Понято, что наша цель – не запугать и не наказать, а сделать так, чтобы ребенок в будущем не пополнил ряды заключенных.
На заседаниях Комиссии работают и психолог, и полицейский, и нарколог, и представители социальных служб, которые готовы оказать любую возможную помощь и подростку, и его семье. Большое внимание уделяется занятости детей. Подростки из зоны риска летом направляются в лагеря, они заняты на спортивных мероприятиях с профилактическими беседами, участвуют в сплавах по Керженцу.
–Если ребенок под присмотром, если он занимается в секции, ходит в кружок, работает летом (пусть пару часов) в трудовой бригаде, у него не будет ни сил, ни желания хулиганить, – отмечает Андрей Горбунов. – И здесь, конечно, огромное значение имеет обстановка в семье, образ жизни родителей. Как мы, взрослые, себя ведем, так будет вести себя и ребенок. И вырастет он, скорее всего, таким же, как мы.
Ольга Кадыкова,
фото автора и из открытых источников

Лента новостей