Мост на плашкоутах

Ранее мы уже рассказывали о городских объектах, которые со временем исчезли из жизни нижегородцев. Объекты эти самые разныев зависимости от своего возраста, назначения и востребованности среди горожанНаверное, сегодня уже не осталось и тех, кто бы помнил время, когда все эти «исчезнувшие символы» верой и правдой служили родному городу. Но, к счастью, сохранились старые фотографии, благодаря которым мы можем видеть и знать, как было и как стало

22 июля 1817 г. все нижегородские газеты пестрили сообщениями о важнейшем событии, произошедшем в жизни города. После практически 100-летнего перерыва начал свою работу новый плашкоутный (наплавной) мост через Оку.
Его открытие, действительно, стало значимым для горожан, ведь вопрос обустройства надежной переправы, которая бы соединила нагорную и заречную части, с повестки дня, в общем-то, никогда и не снимался, а уж после переноса ярмарки из Макарьева в Нижний Новгород приобрел еще большую актуальность.
Этот мост стал второй по счету речной переправой, функционировавшей в городской черте. Самый первый нижегородский мост через Оку, построенный в самом начале XVIII века, представлял собой примитивный плавучий настил. Действовал он ровно до тех пор, пока Петр I не запретил «перегораживать» мостами все крупные реки европейской части страны, протекавшие в пределах города. По задумке царя и в целях «европеизации» населения горожане должны были научиться перемещаться по рекам на шлюпках, маленьких лодочках и частных корабликах. В итоге по распоряжению городских властей плавучий настил был сожжен и долгое время не восстанавливался.
С тех самых пор ежегодно, на протяжении целого столетия (!), с весны и до поздней осени, пока не вставал лед, нижегородцев выручали лодки и самодельные плоты. Ну а с наступлением холодов лишь ледовая переправа соединяла город в единое целое. Неизвестно, сколько бы еще существовало подобное городское сообщение, не случись переноса ярмарки в Нижний, после чего необходимость возведения моста стала очевидной для всех.
Строительство новой плашкоутной переправы, так же как и возведение самой ярмарки, было поручено известному архитектору и инженеру Августину Бетанкуру.
Название «плашкоутный» напрямую связано с устройством моста. Семнадцать плоскодонных барж-плашкоутов, стоявших на якорях, были соединены между собой суперпрочными канатами и тросами. Сверху их покрывал 500-метровый деревянный настил, по которому осуществлялось движение транспорта и пешеходов. Кстати, нижегородский наплавной мост стал самым крупным подобным сооружением в России того времени: ширина его проезжей части составляла 17 метров, ширина тротуаров – 2 метра.
В 1896 г. по мосту начал ходить трамвайпервый в России. Чуть позже началось и автомобильное движение. За проход и проезд по мосту была установлена плата: с пешехода – 2 копейки, с порожней одноконной повозки – 25 копеек, с каждого пуда грузапо копейке. С началом курсирования по рекам больших пассажирских судов мост на ночь стали разводить, чтобы обеспечить им возможность прохода. Эта вынужденная необходимость причиняла массу неудобств обеим сторонам, ведь в ожидании развода моста пароходам приходилось терять от 40 минут до часа, а, чтобы свести мост снова, требовалось до полутора часов. При этом, согласно регламенту, в 6 часов утра мост уже должен был начинать свою работу. И так почти каждый день на протяжении всего сезона. Обслуживала мост команда из 40 человек. Среди них были и сотрудники пожарной команды, строго следившие за тем, чтобы при нахождении на мосту никто не курил.
При всех несомненных плюсах плашкоутной переправы было и еще одно существенное неудобство. Дело в том, что деревянные конструкции моста требовали частой замены: настил приходилось менять ежегодно, а баржи-плашкоутыпримерно раз в 8–10 лет. Работы производились в Василевском затоне (сегодня г. Чкаловск), куда мост в разобранном виде переправляли по завершении сезона и где он находился до следующего года.
Целых 116 лет плашкоутный мост был надежной переправой для города и его жителей. А 1 мая 1933 г. рядом с ним появился первый в городе металлический мост, называвшийся сначала Пахомовским (в честь председателя Горьковского крайисполкома Н. Пахомова), потом Окским, а позже Канавинским, каким мы и знаем его сегодня.
После возведения металлического моста плашкоутный мост разобрали и традиционно переправили в затон. Его дальнейшая судьба неизвестна.
Подготовила
Марина Кудрявцева

Лента новостей

Снова о мусоре

25.04.24 15:29

Кусачая тема

25.04.24 15:28