Несчастные бездомыши или зубастая угроза?

Когда в 2013 г. в Нижегородской области, а затем и во всей стране заработала программа ОСВВ (отлов – стерилизация – вакцинация – возврат), зоозащитники возлагали на нее большие надежды. Многим казалось, что сейчас проблема безнадзорных стай будет решена: собак массово простерилизуют, стаи больше не будут пополняться щенками, а животные, прожив отпущенное им время на городских улицах, естественным образом уйдут из жизни.

Но все оказалось совершенно иначе. Массовой одномоментной стерилизации не случилось – животные по-прежнему успевали размножаться. Стаи пополнялись не столько за счет диких собак, сколько за счет домашних животных на самовыгуле. А городские улицы наводнили стаи, и на Бору редкая неделя обходится без сообщений о совершенных безнадзорными животными покусах. А самые главные вопросы: что делать с бездомышами и как защитить людей? – так и остались без ответа.
Что пошло не так?
Почему же не сработала программа, на которую все так рассчитывали? Здесь – сразу комплекс причин.
– Во-первых, нас очень подкосил Чемпионат мира по футболу – 2018, когда руководство Нижнего Новгорода получило разрешение вывозить собак из города в близлежащие районы, – объяснила главный ветеринарный врач г.о. г. Бор, заведующая ГБУ НО «Госветуправление г.о. г. Бор» Елена Иванова. – С того периода у нас в городе собак стало больше – в Борский округ вывезли не только наших, местных животных, но и нижегородских. И обратно их никто не увез даже после чемпионата. Вторая причина – у нас нет постоянных фирм-отловщиков, которые действуют на территории г. о. г. Бор. Нестабильная работа службы отлова приводит к тому, что собаки успевают размножиться.
Ну а третья (и, наверное, главная причина) – безответственность владельцев, которые не стерилизуют свое животное и содержат собаку на самовыгуле.
– У многих в голове намертво укрепился миф, что «собачка должна родить». Нет, она совсем не должна рожать! – объяснила ветеринар. – Если собака не имеет племенной ценности, ее необходимо стерилизовать. На здоровье собаки это скажется самым положительным образом. Но люди не стерилизуют животное, в итоге собака рожает 5 – 6, а в ряде случаев и 10 – 15 щенков. Хорошо, если для одного-двух найдутся добрые руки. Но остальных щенков, уже подросших, такие хозяева подбрасывают в общественные места по принципу «авось подберут добрые люди». Но добрых и ответственных рук на всех не хватит, в итоге щенки просто пополнят бездомные стаи.
Доброта за чужой счет
Как правило, один незлобливый бездомыш, бегающий по двору, горожанам не мешает. Его кормят всем двором, пес спокоен и не проявляет никакой агрессии. Совершенно другая картина вырисовывается, когда стая разрастается до 8–10 голов и начинает считать территорию своей. В этой ситуации люди делятся на два непримиримых лагеря: одни считают, что безопасность человека превыше всего, другие – что на первом месте собачий комфорт. А разорванная одежда, покусы и необходимость делать прививки от бешенства – мелочь по сравнению с правом агрессивной стаи жить на облюбованной территории.
Так, еще осенью к нам в редакцию обратились жители ул. Октябрьской, где жила крупная стая собак. Тех, кто их подкармливал, псы не трогали, зато с удовольствием облаивали всех, кто проходил по «их» двору. Аналогичная ситуация сейчас сложилась в пос. Неклюдово. Там на группу отлова, которая выехала по жалобам покусанных жителей, набросились агрессивные «зоозащитники», помешавшие людям сделать свою работу.
– И вот таких стайных собак нужно из жилых районов увозить, – уверена Елена Иванова. – Если «сердобольным» гражданам так жаль собаку, то всегда можно взять ее к себе. Но попытки, в том числе и нашей стороны, предложить «добрым» людям этот очевидный вариант заканчиваются ничем. Если кто-то так жалеет собаку и не хочет, чтобы ее отловили, нужно полностью взять на себя ответственность за животное. Взять собаку домой, хотя бы одну. Отмыть ее, отвезти к ветеринару, сделать прививки, оплатить стерилизацию и искать ей добрые руки – возможно, они найдутся. Но есть проблема: добрые руки переполнены, и переполнены именно безнадзорными животными. Многолетний лозунг «Не покупай, возьми из приюта!» дает обратный эффект. Люди, которые берут собаку из приюта, очень часто возвращают ее назад (и хорошо, если назад в приют, а не на улицу). Взрослая дворняга с неясной генетикой не всегда может социализироваться дома. Наверное, можно провести аналогию с семьями, которые не спешат брать детей из детского дома, поскольку не все готовы посвятить жизнь детям с не самой лучшей наследственностью, с патологиями, возможными ментальными проблемами. То же самое – с безнадзорными животными. Не все скрещивания пород удачны, щенки могут взять от своих родителей самые худшие качества. К тому же вырастить даже метиса со щенкового возраста намного проще, чем взять в дом уже взрослую собаку. Чтобы социализировать взрослую собаку, терпения и времени нужно гораздо больше, и гарантии хорошего результата никто не даст.
Мы ждем перемен?
До 2019 г. бездомных собак в случае агрессии по отношению к человеку, тем более неоднократной, можно было подвергать эвтаназии. Сейчас закон гласит, что никаких причин, кроме неизлечимого заболевания животного, для эвтаназии быть не может. Каким бы агрессивным ни был пес, сколько бы он людей ни покусал, какой бы трагедией это ни закончилось, летальных мер применять нельзя. Единственное, что допускает законодатель, – это повторный отлов с последующим содержанием в приюте. Но, поскольку приюта на Бору нет, пса с любым уровнем агрессии снова выпустят на наши улицы.
– Когда закон принимался, многие ветеринары и собаководы собирались на форумах, писали письма законодателям по поводу запрета эвтаназии для агрессивных животных, – рассказала Елена Иванова. – Но если приюта нет, то и в повторном отлове нет смысла – собаку все равно вернут туда, где она обитает. Есть еще один нюанс: если собака набросилась на человека и почувствовала кровь, она может начать дублировать это поведение. Она снова будет пытаться напасть, загрызть, доминировать. И продолжит делать это даже в условиях приюта. По факту в приюте с агрессивными животными должен работать отряд самоубийц. Да и для самой собаки что это будет за жизнь: содержание в клетке, где из-под нее будет выдергиваться поддон с фекалиями, а еда и питье будут передаваться бесконтактно? В чем смысл такого содержания? Зачем государству затрачивать серьезные средства на содержание именно агрессивной собаки, если на эти же средства можно было бы содержать более лояльную к человеку собаку, которую после работы с кинологом можно успешно социализировать и найти ей семью?
Оставлять ситуацию так, как она есть, нельзя. Во-первых, без строительства приютов общество не сможет гуманно решить проблему безнадзорных собак. Во-вторых, необходимы законодательные перемены. В феврале в Госдуму внесут проект закона об ответственности за нападение собак. Владельцы, которые решили «самовыгулять» свое животное, в случае нападения должны будут заплатить штраф до 200 тысяч рублей, предполагают авторы инициативы. В случае если нападение животного привело к травмам или смерти человека, хозяина ждет тюрьма. Кроме того, законодатели задумались о выделении регионам средств на строительство приютов. Будут ли инициативы воплощены в жизнь, покажет время.
Наталья Романова
Кстати
С начала года в службу «Благоустройства» поступило более 30 заявок на отлов бездомных собак. Чаще всего сигналы поступают от жителей Неклюдова, Красногорки, Стеклозавода, из 2-микрорайона. Отловом бродячих собак в Борском округе занимаются две организации: «Стрелец» (г. Семенов) и Госветуправление Воскресенского района. В течение пяти календарных дней группа отлова выезжает на заявленный адрес. Если собаки покусали человека, то срок сокращается до 1 суток. Телефон для заявки на отлов собак: 8 (83159) 2-55-20

Лента новостей

Кусачая тема

25.04.24 15:28