Передовая и тыл Николая Корнилова

– Мы познакомились в штабе добровольной народной дружины. Я работала в институте «Салют», и за отгулы мы патрулировали город. А Коля был комиссаром комсомольского оперативного отряда. Симпатичный такой, кудрявенький, глаза голубые… Я влюбилась в него, конечно, хотя виду не подавала…

Валентина Корнилова показывает мне одну за другой фотографии молодого мужа.
– И вот после патруля он пригласил меня на свидание в кинотеатр «Электрон». А спустя полгода с небольшим мы поженились. Сняли жилье. У меня был только чемодан с бельишком, у него вообще все вещи в авоську убрались. Так началась наша семейная жизнь.
– Да нормально мы жили, – перебивает супругу Николай Владимирович. Именно к нему, Николаю Корнилову, ветерану МВД, который с 1988 по 1993 год возглавлял Борский отдел, а потом и УВД, я пришла за интервью. Но сразу поняла: эти двое – как птицы-неразлучники. Отвечая на любой мой вопрос, они начинают вспоминать подробности и словно забывают, что не одни: дополняют друг друга, уточняют детали, увлеченно спорят про год или место событий.
Он ушел служить в армию уже мужем. Супруга тогда была беременна старшим сыном. И именно оставшаяся на гражданке семья определила позже жизненный выбор Николая Корнилова. На второй год службы он был избран секретарем комитета комсомола воинской части и получил направление в Высшую комсомольскую школу при ЦК ВЛКСМ.
– Окончив ее, я сразу получил бы должность не ниже второго секретаря обкома комсомола, но это еще четыре года учебы в Москве, а дома меня ждали жена и маленький сын. И я отказался. Эх и ругалось тогда на меня командование...
Так Николай Корнилов вернулся в Горький и стал участковым в Отделе внутренних дел Нижегородского района. Участок от Кремля до Сенной и от Верхне-Волжской набережной до Ковалихи ему достался весьма разнообразный. Чиновники, артисты, студенты, рабочие – здесь проживали люди всех сортов. В том числе, конечно, и неблагонадежные элементы с уголовным прошлым и алкогольным настоящим. Их участковый знал в лицо и поименно.
– Да и участкового в те времена все знали в лицо. Однажды я работала в ночную смену, а муж задержался в штабе ДНД. Ребенок ночью проснулся и вышел на улицу, плачет. Так одна из подопечных Коли сына нашего узнала, привела, – вспоминает Валентина Александровна.
Из службы участковых Николай Корнилов перешел в Уголовный розыск. Служил в разных РОВД Нижнего оперуполномоченным, старшим оперучастковым, зам. начальника по оперативной работе и начальником секретного отделения «А», что работало с агентурой. Жить было негде, и Николай Корнилов уехал с семьей в Балахну зам. начальника по оперативной работе.
– Что представляла собой преступность в годы Вашей работы?
– Преступность – зеркало экономики. Когда был дефицит ковров – замучили кражами ковров. Когда в цене стал хрусталь – воровали его. Появились машины – стали красть их. Был случай. Тогда только появились первые «Жигули». Мужчина приехал с золотодобычи в Горький, купил машину, а ее у него угнали. Мы выяснили, что она уже в Туркмении, и вдвоем с владельцем поехали за ней. Пока пытались проникнуть в аул, где она находилась, машину перегнали в Узбекистан. Приехали туда – та же проблема. За трехметровым забором – аул, в который никак не попасть. Прожили мы около него три дня, спали на улице, питались арбузами. Пришлось ехать в областной центр к начальнику УВД. Добились приема, он подчиненного вызывает: «Надо помочь. Они с Горького, скажут там в Высшей школе милиции, что мы плохо отнеслись, не примут потом наших». Поехали вместе. В итоге еще три дня стояли, потом все же машину нам отдали, на плохой резине уже, конечно, хорошую-то сняли. Но владелец автомобиль свой получил. И я полетел домой.
Еще на заре своей карьеры, в 1976 г., Николай Корнилов поступил в Горьковскую школу милиции. А в 1977-м у супругов родился еще один сын. К экзаменам студент готовился в Ленинской библиотеке. И не думал тогда, что спустя десять лет ему снова предстоит сесть за парту. «Юрист-организатор, управленец в сфере порядка» – так будет написано в его новом дипломе после окончания академии МВД. В Москву Николай Владимирович поехал с женой и младшим сыном, старший уже учился в педучилище.
Интересно, что параллельно с профессией милицейского управленца он получил диплом Народного университета культуры, где получил знания в сфере кино, театра, музыки, изобразительного искусства.
– Чтобы мы с сыном могли вместе с Колей жить на квартире, я эти два года в Москве работала дворником. А он мне помогал, – вспоминает супруга. – Вставал в шесть утра и убирал со мной снег. К девяти на учебу шел уже уставшим. Но зато нет в Москве театра, в котором мы не были.
Вот после Москвы-то наш герой и прибыл служить на Бор. Возглавил Борский отдел внутренних дел. При нем же в 1993 г. Отдел стал Управлением. Штат сотрудников тогда вырос в два с лишним раза, до 680 человек.
– Я ездил на коллегию в Министерство внутренних дел и доказывал, что нам нужно Управление, потому что в начале 1990-х был уже завал преступности. Воровские кланы делили власть, директоров заводов обложили рэкетом, наркотики тогда продавали чуть ли не в каждом цыганском доме. А людей катастрофически не хватало. Следователей было всего 17 человек. Зарплату задерживали по три месяца, квартиры в милиции уже не давали. Как привлечь новых людей и удержать старых? Я договорился с банком на ссуду под 2 процента для сотрудников. Около тридцати человек тогда взяли деньги на этих условиях, чтобы решить жилищный вопрос.
В бытность же Николая Корнилова отделение ГАИ переехало из подвального помещения на улице 8 Марта в здание, где находится и сегодня. На селе были открыты три отделения милиции – в Останкине, Линде и ППК.
Он всегда стремился привнести что-то новое и усовершенствовать имеющийся порядок. В бытность участковым был секретарем комитета комсомола; руководил УВД и входил в состав последнего созыва Областного совета народных депутатов. Он и сегодня, на заслуженном отдыхе, – староста деревни. Но службой в Борском отделе УВД его карьера не закончилась.
Николай Владимирович еще пять лет проработал в Нижнем, но где именно (он дослужился до полковника), просил не писать – информация под грифом «секретно». Потом была работа управляющим филиалом банка, начальником службы безопасности, а затем исполнительным директором хлебозавода. Сегодня Николай Корнилов всеми силами старается как можно больше внимания уделить внукам. За его милицейскими буднями забота о детях легла на жену – его надежный тыл, верную спутницу офицера.
Ольга Кадыкова, фото автора
и из личного архива Н. Корнилова

Лента новостей

Снова о мусоре

25.04.24 15:29

Кусачая тема

25.04.24 15:28