ОБЩЕСТВО

Непокоренные – потомкам

В январе этого года Россия отметила 80-летие прорыва блокады Ленинграда и 79-ю годовщину полного освобождения города на Неве. По всей стране прошли памятные акции, посвященные этим великим датам. Вот и в Борском совете ветеранов состоялась встреча учащихся школы № 4 с живыми свидетелями тех страшных дней.

На сегодняшний день в Борском городском округе проживают пять жителей блокадного города: Нина Степановна Параничева, Вера Васильевна Дудкина, Владислав Владимирович Тюрин, Сямия Алиевна Андержанова, Игорь Никонович Ольхов. К сожалению, по состоянию здоровья только трое из них смогли прийти на эту встречу с юным поколением. Ветераны рассказывали школьникам о своем военном детстве, об испытаниях, выпавших на их судьбы, и даже принесли документы тех лет – фотографии, истлевшие листочки, хранящие историю целой страны…
125 граммов
О таком столе ребятишки блокадного Ленинграда могли только мечтать: бисквитные пирожные с розочками, шоколадные конфеты, душистые мандарины и горячий чай. Так гостеприимно встретил Совет ветеранов представителей юного поколения – восьмиклассников борской школы № 4. Совсем скоро к ним присоединятся те, для кого 125 граммов хлеба были бесценным лакомством, а стакан обычного кипятка – вкуснейшим напитком, согревающим в нетопленой, ледяной квартире. Сколько же пришлось всего пережить, перетерпеть и перестрадать этим людям в их далеком детстве! Война не щадит и детей, а им тогда было даже меньше лет, чем приглашенным на встречу школьникам, у которых появилась уникальная возможность встретиться с участниками тех далеких событий, живыми свидетелями блокады Ленинграда. Пройдут годы, и эти ребята будут рассказывать своим детям и, может быть, даже внукам об этой встрече.
Общение молодого и старшего поколений началось с просмотра фильма о начале блокады Ленинграда. Кадры хроники тех событий погрузили собравшихся в атмосферу тяжелых блокадных дней, когда весь город стал единым борцом за жизнь. А потом слово взяла заслуженный ветеран Нижегородской области, председатель борского отделения общественной организации «Жители блокадного Ленинграда» Нина Степановна Параничева.
– 8 сентября началась блокада Ленинграда, которая длилась 900 дней. Погибло большое количество защитников и жителей города. Гибнуть стали еще в октябре, а в июле уже были введены карточки: 800 граммов хлеба давали рабочим, 400 граммов – детям. Но эти нормы снижали. Раньше давали продукты – крупу, немного мяса, но во время блокады уже этого не было, – начала свой рассказ Нина Степановна, а потом вспомнила и историю своего блокадного детства:  – Когда началась война, мне было 10 лет, но уже в этом возрасте я знала, что такое война. Со мной в первом классе за партой сидела девочка, у которой папа погиб в Финскую войну, и мы, ленинградцы, жили на границе с Финляндией, все это для нас было очень страшно. Но мы считали, что новая война быстро закончится. И хлеб по 800 граммов на карточку не выкупали. Потом очень об этом жалели! Сгорели Бадаевские склады – это весь запас для защитников и жителей Ленинграда. Уже в октябре люди умирали от голода, в декабре 11 тысяч 85 человек погибло, в январе и феврале 1942 года – уже 199 тысяч, так как уже в первых числах августа давали рабочим хлеба 600 граммов, а во второй половине месяца – всего 500, в октябре – только 400. Ленинградцы выпускали снаряды, окопы рыли – требовалась сила! А в ноябре рабочий получал только 300–250 граммов хлеба, а иждивенцы и дети – 125 граммов. А какой это был хлеб? В основном одни опилки! Поэтому люди умирали от голода, дистрофии, это когда у человека одни кости, обтянутые кожей. Такая у меня была сестра, она моложе меня на три года. С первого сентября мы пошли в школу. Во время воздушной тревоги мы выбегали из класса в бомбоубежище. А в ноябре уже прекратили учиться. Фашисты обстреливали Ленинград очень хитро: утром, когда люди шли на работу, а ученики – в школу. Вели обстрел по остановкам, по школам и детским садам. Гитлер хотел Ленинград сравнять с землей.
«Что такое война
Рассказывая о своем блокадном детстве, Нина Степановна не могла сдержать слез, ведь те далекие годы вновь встали перед ее глазами и вся пережитая в детстве боль, вновь дала о себе знать. Вот и наши школьники слушали ее рассказ затаив дыхание.
– Я пытался представить, как это было на самом деле. Ведь одно – это услышать о блокаде на классном часе, а тут ты слышишь и видишь людей, которые пережили этот голод, холод, страх! Я поразился мужеству Нины Степановны. Сколько она пережила, но не разучилась улыбаться, – поделился своими впечатлениями об услышанном Виталий Маркичев.
– Меня потрясла история про очередь за хлебом, которую рассказала Нина Степановна. Словно это я сама стояла в этой очереди и надо мной пролетал фашистский летчик, словно это я со всеми падала на землю, словно меня ее неведомый спаситель закрывал от разрывов бомбы, – призналась Дарья Князькина.
Поделилась своими детскими воспоминаниями и Вера Васильевна Дудкина.
– Я родилась 18 июня 1937 года. В субботу справили мой день рождения, утром просыпаюсь – в комнате народу много. Слышу: «Война! Война!..» Спрашиваю маму: «Что такое война?» «Ладно, доченька, – говорит мама, – тебе не надо это знать…» Потом отца призвали в армию, и мы остались с мамой и младшим братом. Я даже не помню, что я ела. У нас были ремни отцовские – красный и коричневый. Я сидела и грызла их. А брат все плакал и плакал, потом стал плакать все тише и тише. Мама давала ему не соску сосать, а марлю с намоченным хлебом, тогда он успокаивался. Один раз я у брата это взяла и потихонечку сосала. И весь хлеб съела. Потом мне так стыдно было! Однажды утром просыпаюсь – где Ванечка? Так мы с мамой остались вдвоем…
Владислав Владимирович Тюрин пришел в сопровождении супруги, она и поведала историю его блокадного детства.
– Славе было 5 лет, когда началась блокада. Жили они рядом с Невским проспектом, близко была Владимирская церковь. Отец его был инженером, строил мясокомбинат, который хотели взорвать, участвовал в обороне Ленинграда. Они с товарищами строили фортификационные сооружения. Мама, финка по национальности, была учителем. У Славы еще был старший брат. Отец однажды пришел домой и умер от голода. Они втроем его хоронили. Спускали с четвертого этажа, лестница вся была залита водой, замерзшая и очень скользкая. Везли отца на санках до Владимирской церкви и похоронили на Волховском кладбище. Их мама работала в блокадном детском садике. Этот садик эвакуировали через Ладогу, потом поездом доставили на Ромодановский вокзал в Нижнем Новгороде. После они оказались в детском доме, там было много детей-блокадников. Слава попал в наш класс, мы подружились и до сих пор живем вместе.
А потом школьники задавали ветеранам свои вопросы. Финалом этой удивительной встречи двух поколений стали теплые подарки нашим бойцам, участвующим в специальной военной операции. Наши блокадники на свои средства купили шерстяные носки и решили положить в них записочки в виде солдатских треугольников. Эти теплые послания отправятся на Донбасс, вместе с подарками, которые приготовили российским освободителям и ребята из 4-й школы.
– Мы хотели, чтобы наши бойцы, прочитав письма от детей блокадного Ленинграда, прочувствовали, насколько великое дело они делают, – сказала Нина Параничева.
Вот в таком духовном единении двух поколений и прошла встреча в Борском совете ветеранов. Еще долго борские школьники будут помнить эти детские истории жителей блокадного Ленинграда и делать все, чтобы такое не повторилось больше никогда…
Лариса Толстых,
фото автора

Лента новостей