РАЗНОЕ

«Как провожают пароходы…»

Лето, солнце, отдых – и желательно поближе к воде, чтобы и накупаться вдоволь, и на теплоходах-пароходах прокатиться. Мы, волжане, просто не представляем себе другого лета. Точно так же не представляем Горький/Нижний без судоходства. Город, стоящий сразу на двух реках, немыслим без протяжных гудков теплоходов, мчащихся на невероятной скорости «Ракет», «Метеоров», а теперь и «Валдаев», мерно покачивающихся бакенов, пенящейся волны у кромки причала… Вот поэтому сегодня хочется вспомнить об одной яркой странице жизни нижегородского речного флота.
Первые «ласточки»
Для начала небольшое вступление. Серьезное судоходство на российских реках началось в XIX веке. В 1815 г. с петербургских стапелей на воду сошел первый пароход отечественного производства «Елизавета». После успешных испытаний он на постоянной основе стал курсировать между Петербургом и Кронштадтом. А спустя два года суда пошли и по Волге. На тот момент большая их часть была иностранного производства. Так, первый пароход для работы в Волжском бассейне был заказан в Нидерландах. В разобранном виде его доставили в Нижний Новгород, где и собрали.
Однако Россия быстро переняла опыт строительства пароходов и приступила к собственному их производству. Тем более что с 1849 г. в Нижнем Новгороде начал работать Сормовский судостроительный завод. Уже через год с его стапелей на воду был спущен деревянный пароход-забежка «Ласточка» и двухтрубный кабестан «Астрахань (забежка – небольшой речной пароход, действовавший совместно с судном типа «кабестан» для завоза якорей последнего вверх по течению). В 1852 г. завод спустил на воду первое судно с металлическим корпусом – пароход «Орел», а в 1871 г. – двухпалубный пароход «Переворот», ставший первым на Волге грузопассажирским двухпалубником американского типа.
Благодаря появлению этого судна стало возможным возведение на пароходах двухъярусных надстроек. Кстати, конструкция «Переворота» на целых 100 лет оставалась эталоном при строительстве подобных судов.
Плавучие дворцы для состоятельных господ
Начало XX в. было ознаменовано строительством на сормовской судоверфи поистине роскошных пароходов. Незадолго до революции, в 1914 г. в первый рейс по маршруту Нижний Новгород – Астрахань вышли два подобных судна: «Великая княжна Ольга Николаевна» и «Великая княжна Татьяна Николаевна». Как мы понимаем, названы они были именами дочерей Николая II, следовательно, и внешне, и внутренне просто обязаны были соответствовать своему высокому званию.
Итак, 20 июня 1914 года. Пароход «Великая княжна Ольга Николаевна» отправился в свою первую навигацию. Значимость судна была подчеркнута в его внешнем оформлении. Корпус имел черный цвет (обычный для пароходов общества «Самолет»), а вот выше ватерлинии проходила белая полоса. Сама надстройка была выкрашена в нежно-розовый цвет.
Дальше – больше. Внутренней отделкой судна занимались профессиональные художники и даже архитекторы. И тут они в полной мере проявили свои недюжинные творческие способности. Так, окна салона первого класса тянулись от потолка и до самого пола, из-за чего у пассажиров создавалось впечатление собственного присутствия на поверхности воды. В качестве отделки окон использовался полированный венгерский ясень. Стены столовой были покрыты особым составом, выписанным из Швейцарии, очень напоминающим шелк. Каюты первого класса украшала дорогая инкрустация, наволочки и наматрасники были пошиты из сафьяна, подушки и одеяла набиты оленьим пухом. В оформлении кают второго класса было практически все то же самое, только из более дешевых материалов.
Имелись на пароходе также каюта для новобрачных, парикмахерская, студия для фотографов-любителей, помещение для принятия лечебных ванн… Нижегородский пароход по многим показателям превосходил свои зарубежные аналоги. Ну а уж по богатству и изыскам, имевшимся на его борту, ему точно не было равных. Второе судно, «Великая княжна Татьяна Николаевна», по своему оформлению и назначению было очень похоже на первое.
Новое время
Совсем немного времени посчастливилось этим двум пароходам пожить мирной жизнью. Вскоре началась Первая мировая война. Пассажирами «Великой княжны Ольги Николаевны» все чаще становились раненые и увечные солдаты, возвращавшиеся с фронта. Так как оплатить дорогой билет большинство из них не имели возможности, то по требованию Всероссийского союза помощи больным и раненым воинам с сентября 1914 года общество «Самолет», которому принадлежал пароход «Великая княжна Ольга Николаевна», было обязано перевозить их по льготному тарифу.
После революции 1917 г. оба парохода были переименованы: «Великая княжна Ольга Николаевна» стала «Алешей Поповичем», а еще позднее получила название «Володарский»; «Великая княжна Татьяна Николаевна» стала именоваться «Добрыней Никитичем», а затем – «Спартаком».
Летом 1918 г. теперь уже на «Алеше Поповиче» были перевезены в Казань ценности Симбирского банка. В 1921–1922 гг. пароход перевозил грузы для голодающих Поволжья. С 1934 г. и до начала войны судно работало на рейсе Горький – Астахань на доставке грузов и пассажиров, а в навигацию 1941 г. перевозило из западных областей в Приуралье эвакуируемых и грузы, доставляло к месту назначения воинские подразделения, буксировало баржи. В 1942 г. пароход вывозил из Сталинграда раненых бойцов и гражданское население. После войны вновь работал на линии Горький – Астрахань (с небольшим перерывом – Ярославль – Астрахань), возил пассажиров по Волге-матушке. Удивительно, но до 1990 г., когда судно ушло в свой последний рейс, оно оставалось практически в первозданном виде.
Пароход полюбился кинематографистам, его и сегодня можно увидеть во многих советских фильмах: «Хождение по мукам» 12+, «Васса» 12+, «Динка» 6+, «Очарованный странник» 6+…За все время эксплуатации он перевез свыше 2 млн пассажиров и более 500 тыс. тонн грузов. Такая вот насыщенная жизнь речного судна, полная важных событий и значимых дел. От этого еще более трагично выглядит его дальнейшая судьба. В 1991 г. вместе с пароходом «Спартак» пароход был продан для перегона в Англию и установки там в качестве плавучей гостиницы. Во время перегона суда дошли до Ростова-на-Дону, где простояли несколько лет и… сгорели. Случилось это в 2001-м. Что и говорить, грустное завершение долгой и плодотворной жизни двух первых нижегородских пароходов…
Подготовила
Марина Кудрявцева

Лента новостей