РАЗНОЕ

Секрет северной черни

Великий Устюг – это не только родина Деда Мороза. Это еще и центр художественных ремесел и промыслов, имеющих историю в несколько веков. На всю страну славились своим искусством устюжские художники-живописцы, которые расписывали царские палаты и храмы.

Уникальный художественный промысел «мороз по жести», когда на раскаленный тонкий лист кислотой наносился прочный рисунок, похожий на морозный узор на стекле, славился в России и за границей. Украшенные таким способом шкатулки устюжских мастеров вывозились на Ирбитскую и Нижегородскую ярмарки, где пользовались огромным спросом у купцов из Турции, Персии, Китая.
И если этот промысел был безвозвратно утрачен, то такой изящный вид искусства, как чернение серебра, и сегодня славится во всем мире. Нигде, кроме Великого Устюга, не помнят секреты этого производства.
Чернь – это процесс украшения ювелирных изделий из серебра узорами черного цвета. В основной металл вплавляется специальный сплав. Черневое серебро заняло особое место в русском ювелирном искусстве еще во времена Киевской Руси. В Великом Устюге промысел был особенно популярен в XVIII веке. Он передавался строго по мужской линии – от отца к сыну. Когда же в начале XX в. в Великом Устюге остался лишь один знаток серебряно-черневого промысла, Михаил Чирков, он, отказавшись продать секрет иностранцам, создал в городе артель «Северная чернь», обучил молодых мастеров, и вшестером они наладили выпуск ювелирных изделий. А когда на работу в артель пришел выпускник Петербургской академии художеств Евстафий Шильниковский, великоустюгское черневое серебро вновь получило мировое признание. Так, на Всемирной выставке в Париже в 1937 г. за комплект посуды с рисунками по мотивам сказок А.С. Пушкина артель «Северная чернь» была удостоена Большой золотой медали.
Сегодня ЗАО «Северная чернь» – давно уже не артель, а промышленное предприятие, которое выпускает около 2000 наименований изделий. Это столовые приборы, предметы сервировки, ювелирные изделия, сувениры и предметы религиозного назначения.
На заводе работают 260 человек. При этом только руководство и два мастера знают секрет чернения серебра. И они подписали документы о неразглашении запатентованной технологии. Интересно, что изделия здесь по-прежнему производят ручным способом. Станки, конечно, есть, но задействованы они в создании изделий по минимуму.
Как же делают северную чернь? Из уральского Кыштыма, с медеэлектролитного завода, в Устюг привозят серебряные гранулы 999 пробы. Но такой металл слишком мягок для ювелирного производства, поэтому на заводе в него добавляют электротехническую чистую медь. Так серебро – уже 925 пробы – приобретает необходимую твердость.
Тут мы остановимся и вспомним про художников. Их на заводе четверо. Они придумывают изделие, рисуют эскиз. Технологи готовят оснастку, прописывают процесс. И вот из плавильного участка серебряные слитки уходят на участок заготовительный, и там на вальцовочных станках под высоким давлением они превращаются в пластины, а потом – в заготовки будущих изделий. Ну а если нужно изделие объемное, не ложка, а, скажем, кувшин, тут уже не обойтись без токарей. Потом ювелиры-монтировщики собирают из нескольких частей будущее изделие в единое целое. Затем его покрывают белой краской, и художник простым карандашом рисует то, что придумал. Гравер делает переводку с первого изделия, потом с помощью свечи или керосиновой лампы, если изделие большое, например блюдо, переносит на него рисунок. Чтоб он не стерся, покрывает узор лаком на спиртовой основе. А потом специальным инструментом – штихелем – вручную вырезает на серебре узоры, созданные художниками.
Следующий этап – растирка, после чего мастер угольком делает имитацию черни, чтобы проверить гравировку. Работа гравера – трудоемкая, требует скрупулезности, внимания и силы. На объемных изделиях мастер ставит свое клеймо, после чего отдает изделие запекать. Именно на горячем участке и создается таинство чернения серебра, известное единицам.
Что же такое чернь? Ничего романтичного. Сначала из серебра и сульфидов (состав и пропорции держатся в секрете) мастера делают сплав. Получившийся камень раскалывают на мелкие кусочки, перемалывают в ручной мельнице, и в этот порошок (молотую чернь) добавляют нашатырный спирт. Полученную кашицу наносят на обезжиренное изделие, заполняя узоры, что вырезали граверы. Потом изделие обжигают при помощи газовых горелок, а вот при какой температуре и с какими интервалами – это тоже секрет.
После чернения изделие шлифуется вручную – и можно радоваться, как красиво контрастирует блестящий металл с чернью. Вся продукция завода имеет официально подтвержденный статус изделий народного художественного промысла признанного художественного достоинства. Вот так многовековой секрет устюжских мастеров продолжает жить на северной земле.
Ольга Кадыкова,
фото автора

Лента новостей