РАЗНОЕ

Где зайки-побегайки живут…

Есть на Краснослободской территории деревня, затаившаяся среди болот, с уникальным названием – ​Побегайки. Такого имени ни один населенный пункт в Нижегородской области не носит. Вот и взяло меня любопытство: кто же живет в этой деревне с чудным названием? И сразу на ум детская песенка приходит про заек-побегаек, что «разбежались на лесной лужайке». Наверное, в этом дремучем местечке их тьма-тьмущая! К тому же наступающий год по китайскому календарю – ​заячий, ну пусть кроличий: ​самое время в эти Побегайки отправиться да все самой разузнать.

По заснеженному бездорожью
Без гида в незнакомой деревне делать нечего! Вот и на этот раз свой предновогодний журналистский маршрут я доверила напарнице – ​деревенскому жителю Валентине Александровне Дятловой. Живет она в старом доме, которому уже больше сотни лет. Впрочем, таких старинных домов в деревне много…
День выдался снежный: ​уже с утра – ​сугробы по колено, а снег все шел, радуя меня предчувствием чудесных встреч и неожиданных открытий. Подъехав к дому Валентины Александровны, застала прозаическую картину: ​хозяйка, орудуя большой лопатой, очищает крыльцо от снега, а сама улыбается, ведь деревенские приготовили для меня сюрприз – ​собрались в одном из деревенских домов всей честной компанией, чтобы поведать мне о своем житье-бытье. В такую погоду по домам не находишься – ​непременно в сугробе застрянешь!
Но сначала мой гид пригласила меня к себе в дом, где стояли старинная резная горка да печь русская со своей утварью. Все здесь дышало стариной, словно нынешний век затерялся где-то в сугробах, заблудился в здешних лесах. И только вышитые картины на стенах – ​творчество хозяйки да некоторые современные вещи говорили, что живем мы все-таки в XXI веке.
А после мы сели в машину и отправились по белому бездорожью мимо деревенских домиков с резными наличниками, причем у каждого дома они были со своей индивидуальной резьбой. Резчиков-то лет сотню назад в округе много было, приглашали их жители, когда завершали строительство дома, профессия эта была востребованная в ту пору. Замечаю: ​то у одного дома наряженная елочка стоит, то у другого – ​готовятся, значит, здесь к встрече Нового года! А за нами местный рыжий пес по кличке Алтай бежит – ​тоже радуется, что гостья приехала.
А вот, собственно, и тот дом, где меня уже ждут: ​гирлянды развешаны у входа – ​все как положено! Вот и его хозяйка, Татьяна Александровна Белова, ​выбежала нас встречать, а мой гид за веничек взялась – ​сапоги-то мои все в снегу! Ловко веничком со своих да моих сапожек снег стряхнула – ​добро пожаловать в дом!
А в доме было тепло и уютно, железная печка делала положенное ей дело, хозяйка накрывала на стол, а ее друзья – ​пять милых дам и один кавалер – уже готовы были ответить на все мои вопросы. Что же, давайте знакомиться!
Как оказалось, собрался в избе весь цвет деревни – ​ее нынешний бомонд, как теперь говорят. Ведь нынче в Побегайках сорок пять домов, где живут местные жители и дачники, а восемь домов еще строятся.
В нашем женском «цветнике» оказался коренной житель деревни Владимир Александрович Логинов, ему первому и предоставила слово мой гид. Рассказчиком он оказался изумительным, все время шутил и вспомнил такие истории, о которых уже и позабыли его жена и подруги.
Побегаевские байки
Мои новые знакомые все родились в 1950-е годы, вот и Владимир Александрович родился здесь и жил в деревне до 15 лет. А потом судьба отправила его учиться и работать в города ​Арзамас, Нижний Новгород, Харьков. Окончил свою трудовую деятельность В.А. Логинов главным энергетиком одного из заводов и, выйдя на пенсию, приехал жить в родные Побегайки.
– Родился я в семье Александра Романовича Логинова. Он был рабочим совхоза «Борский», а мама, Клавдия Александровна, – ​домохозяйкой. Нас было шестеро детей, я – ​самый младший, но изнеженным не был, ​все умел с малых лет, так родители приучили. Старшие выросли и уехали. И в деревне я сейчас один из родных остался, – ​начал свой рассказ мой собеседник.
– Да ты о деде своем расскажи! Владимир Александрович у нас из семьи легендарной, – ​вступила в разговор мой гид. – ​Его дед с маминой стороны, ​Ганихин, занимался скотом, у него был самый богатый дом в деревне. А когда пришла советская власть, он один в деревне был раскулачен, хотя никаких наемных работников у него не было – ​все заработал сам. Дом тогда у него отобрали и его самого с одиннадцатью дочерьми выгнали на улицу, в доме том организовали начальную школу. А у деда Логинова даже мельница на реке Пресне была, в двух километрах отсюда, в лесу. Теперь это место так и называется: «Романова мельница».
Спрашиваю у собравшихся:
– Откуда у деревни название такое – ​Побегайки?
И выясняю, что деревня эта образовалась в XVII веке. Гнали тогда по Семеновскому тракту осужденных каторжников. Те, кто матерые преступники были, – ​в кандалах шли, а те, кто перед законом не так сильно нагрешили, – ​те и сбежали в эти болота, здесь они и образовали селение. Беглых в то время «побегаями» называли, ​отсюда и Побегайки.
– А зайцев у нас в деревне полно! Прямо по улочкам бегают. В прошлом году приходил один с женой моей здороваться, – ​шутит Владимир Александрович.
Да что там зайцы! В побегайских лесах и другого зверья полно: ​водятся здесь медведи, волки, лисы, которые и в деревню захаживают. Супруга рассказчика, Татьяна Викторовна, показывает мне фото лисы в телефоне: ​бежит рыжая по белому снегу и никого не боится!
– Лет шесть назад случай был. Есть у нас в лесу местечко – ​Чистое болото называется, зять пошел на охоту, а медведь загнал его на сосну! Хорошо, что у охотника сотовый был, – ​вспоминает В.А. Логинов.
– А лет двадцать назад волки ходили по деревне стаей, собаку загрызли, – ​оживилась гид Валентина Александровна. – ​На автобус приходилось утром рано ходить, я брала с собой фонарик, лучинки и спички. Идешь по волчьим следам – ​серые уже прошли. Потом, со временем, их охотники разогнали.
Тут Владимир Александрович вспомнил давнюю историю:
– Мы оканчивали четыре класса начальной школы в Побегайках, потом до 8-го класса ходили в Кольцово, а после ездили на Бор. Ходили пешком. Я уже то время не застал, а старшие школьники ходили с факелами. Выходили в шесть утра, зимой по сугробам перебирались. У каждого в руках – баночка из-под консервов, к ней ручки приделаны, они клали туда тряпку, обливали ее керосином и поджигали, чтобы освещать дорогу и отгонять волков.
Еще много забавных и страшных историй мне рассказали деревенские жители. А за окном все падал снег, успокаивая, что все деревенские несуразицы – в далеком прошлом...
Однако у деревни Побегайки есть много того, чего нет в других деревнях.
– Во всей Нижегородской области я видел только еще одну деревню, где бы дома были так расположены. Обычно дом к дому лицом стоят, а у нас дома смотрят в спину друг другу, – ​говорит старожил. – ​Раньше так и говорили: ​«передняя» улица и «задняя». А нашу улицу прозвали Слободка – значит выселки! И дразнили нас: «Вот Выселки идут!» Мой дом, который построил прадед Роман в 1800 каком-то году «под железом», до сих пор стоит, я в нем живу. Таких домов, «под железом», было с пяток. А другие были под дранкой, которой крыши крыли. Дранку драли из катышей, ​это такие обрубки дерева.
Валентина Дятлова вспоминает:
– Были такие станки, я их застала: ​вылетала из них тонкая дощечка, для того чтобы крышу крыть, ​ее и драли.
– Эту бы дранку сейчас да на современный дом – ​цены бы ему не было! Красотища какая, когда он новый-то. Отец мой дом ремонтировал в начале 1960-х годов, и я дом поддерживал всю жизнь, буду и дальше его латать. Уже четвертый год в нем живем с супругой и котом Рыжиком, – ​улыбается Владимир Александрович. – ​Он у нас труженик – ​ловит мышей и карбышей, даже змей, их много ползает по деревне – ​место-то у нас болотное…
«Утонешь – ​домой не приходи
Сегодняшняя жизнь в деревне идет своим чередом. Живут здесь в основном пенсионеры, многие из них вернулись в родные пенаты из города, чтобы в тишине да на чистом воздухе дни коротать. Скажете, ​скучно им? А вот и нет! Занимаются они скандинавской ходьбой: ​ходят с палками по лесным тропкам. И никакого зверья не боятся – ​привыкли уже. А тихими зимними вечерами вышивают картины ​нитками да бисером и украшают ими свои избы. Ну а летом у каждого – сад-огород да в лесу грибы-ягоды. Клюкву да чернику собирают. Правда, признаются, что ягод нынче меньше стало. Если раньше целыми корзинами набирали, то сейчас и до трех литров не соберешь, потому как хозяина – лесника – в лесу нет. Раньше-то лесник всю деревню собирал в выходные лес чистить, и люди шли – ​собирали валежник, шишки, почки, смолу, за это им дрова давали.
Колхоз в Побегайках образовался в 1931 году. Было здесь 7 хозяйств. Колхозники выращивали зерновые, картофель, овощи. А в 1962 году деревня вошла в состав совхоза «Борский». Хорошо знают историю своей деревни местные жители и вспомнить о том времени могут многое…
– Раньше весной наша деревня была от мира отрезана водой. Когда начинался ледоход, деревню топило, вода подходила прямо к дому. Шла от болот вода, которую речка Пресна не принимала. А в конце деревни был выступ, с него и струился водопад, который мы называли Булюколка. Эту Булюколку было слышно даже в соседних деревнях! – ​вспоминает Владимир Александрович. – ​Там, где сейчас камыши, был главный деревенский пруд, он был выкопан вручную еще в 1930-е годы, когда колхоз «Заря» был. Тогда и магазин был в доме моего дядьки, и ферма, и конюшня с курятником, овцы были, коровы, два хранилища, материальный склад, колодец и сторожка. Народу было – ​тьма, и все работали. А весной, во время ледохода, по деревне передвигались на льдине! Тогда родители нам и говорили: «Утонешь – ​домой не приходи!» Лед поднимался и кололся на куски. Льдины те назывались «чки». И была деревенская забава – ​кататься на этих льдинах! Можно было свободно проехать километра четыре при помощи жерди. На льдине собирался народ, но она же откалывается! И надо было успеть перепрыгнуть на другую льдину! Не успел – ​и ты в воде! Мокрые мы шли на Княжевскую гору к леснику, брали у него из поленницы дрова, разводили костер, полностью раздевались и сушили одежду, только тогда и шли домой.
И еще одну «заячью» историю мне поведал рассказчик…
– На конюшне был жеребец, звали его Зайчик. Таких озорников я сроду не видал! Он рыжий был и весь искусанный лошадьми, потому как драчун был страшный! Если мужики его проворонят, тут же все двери открывали нараспашку, лишь бы он только из конюшни выбежал! Самое страшное, когда он выбивал доски в стойле, забирался туда и начинал гонять хозяев стойла. Видно, кипела в нем разбойничья кровушка предка-побегая, – ​смеется деревенский старожил.
Прибегайте в Побегайки!
И если раньше из Побегаек убегали в города, то сегодня сюда возвращаются и дома здесь покупают. Вроде бы нет здесь ни реки, ни дороги нормальной, колодец высох, порой и воды не бывает, если электричество отключат, и торговая лавка не всякий раз по графику приходит, а людей сюда тянет.
– Мой брат спросил Бориса, соседа, почему тот здесь дом купил, а он говорит: «Вот поверь мне, я ​дальнобойщик, всю Россию исколесил, в Болгарии был, но пришел сюда – и душа легла. А почему – не знаю». А страховщица Лена Пухова, сама родом из Красной Слободы, обратила внимание на то, что в нашей деревне живут долгожители. У меня мама умерла в 93 года, и до последнего держала кур и козу. Вечером помыла пол, а ночью померла. И не болела! Соседка, баба Настя, 97 лет прожила. Много таких в деревне, кому за 90, – ​рассказывает Владимир Александрович.
А Валентина Александровна хитро улыбается и говорит:
– Я работала соцработником, и у меня из всего Борского района самые престарелые бабушки были!
– В чем же секрет побегайского долголетия? – спрашиваю.
– Воздух у нас здесь чистый! А болото – ​самый хороший фильтр! Раньше можно было в болоте ямку выкопать и воды напиться! И никаких тебе колик в животе и вирусов, – ​пожимает плечами Владимир Александрович.
– Это правда, – поддерживает его Валентина Александровна. – ​Помню, иду я маленькая с мамой, хочу пить. В отпечатке копыта, оставленном скотиной, – лужа, бросила в него платок, наклонилась и пью. Как видите, козленочком не стала, – ​смеется женщина.
Да-да, не раз я слышала от деревенских жителей подобные истории, это сегодня мы современной цивилизацией изнежены, да и детей своих к труду поздно приучаем, вон сколько у нас технических помощников появилось! Нелегко бы им в Побегайках того времени пришлось, да и нынче, наверное, было бы несладко…
Как оказалось, я ошибаюсь. Летом деревня оживает! Приезжают сюда отдыхать и работать дети с внуками. У подростков в конце деревни даже лесная поляна под крышей есть. Там и собираются они, слушают музыку да у костра свои истории рассказывают…
Нашлись здесь дела и у малышей, которых организует шестилетний Егорка. Под его предводительством ребятишки ходят по деревне и собирают мусор в пакеты, рисунки свои бабушкам да дедушкам дарят, а то и вовсе концерт устраивают, даже пригласительные билеты по домам разносят!
* * *
…Я и не заметила, как пролетело время в деревне Побегайки. Снег все шел, заметая человечьи и заячьи следы, пора и домой возвращаться, не то занесет мой путь… А 31 декабря деревенский круг вновь соберется в гостеприимном доме Татьяны Александровны Беловой, ведь родилась она в последний день зимы, тогда и Новый год отпразднуют. И под бой курантов загадают желание, чтобы как можно больше молодых людей приезжало в их деревню с удивительной историей, чтобы ширился их деревенский круг. Пришло время прибегать в Побегайки!
Лариса Толстых,
фото автора

Лента новостей