РАЗНОЕ

Горлан, поэт и гурман

«Ешь ананасы, рябчиков жуй, день твой последний приходит, буржуй!» – даже те, кто далек от творчества Маяковского, всегда процитирует эти строчки трибуна революции, поэта-футуриста Владимира Маяковского. Строки про широкие штанины тоже все помнят. Но так как у нас истории про кулинарию, в честь юбилея поэта, 150 лет со дня рождения которого отмечалось 19 июля, мы расскажем про то, какие блюда любил Маяковский.

Поэт-футурист, драматург, режиссер, актер, детский поэт, художник, родоначальник советской рекламы, любимец публики и женщин, Владимир Маяковский появился на свет у Владимира Маяковского и Александры Павленко, обедневших дворян. Место рождения – грузинское село Багдати, которое находится в имеретинской части Грузии, когда-то бывшей российской губернией. У поэта было две старших сестры, Людмила и Ольга. Отец Владимир Константинович рано ушел из жизни: он уколол палец иглой, сшивая документы, и умер от заражения крови. Маяковский с тех пор панически боялся острых и колющих предметов, всегда тщательно мыл руки, фрукты и ни с кем не делился столовыми приборами. После смерти отца семья Маяковских переехала в Москву, где жила бедно и питалась скудно.
Пончики и баранки
Александра Алексеевна Павленко, мама поэта, вспоминала, что гимназист Володя обожал баранки и пончики с вареньем, присыпанные сахарной пудрой. Пока поэта не исключили из гимназии за неуплату в 1908 году. Возможно, любовь к пончикам и помогла родиться строчкам стихотворения «Сказка о Пете, толстом ребенке, и о Симе, который тонкий»:
Петя, выйдя на балкончик,
Жадно лопал сладкий пончик:
Словно дождик по трубе
Льет варенье по губе.
Петя много еще чем объедался. А вот Маяковский, проживая в Москве вместе с матерью и сестрами в маленькой комнатке, экономил на всем.
В бакалейной лавочке продавец в кредит выдавал матери поэта Александре Алексеевне продукты на 10 рублей. Список покупок она вносила в специальную книжку. Юный Володя подсчитал, что на его долю в семейном, боле чем скромном бюджете, приходится три рубля, и, чтобы семье стало легче, съехал в лесничью сторожку в селе Петровско-Разумовском на севере Москвы. Рацион поэта был таков: 5 фунтов (около двух килограммов) сухой копченой колбасы, 10 связок баранок.
Другие продукты Маяковский покупал, если была возможность. Он был высокий, эффектный, красивый юноша, еды ему не хватало и бывало так, что за один раз съедал порции колбасы и баранок, рассчитанные на 3–4 дня, настолько сильно был голодным. Если же колбасы и баранок купить не удавалось, потому что денег не хватало, приходилось жить впроголодь. Тогда поэт довольствовался бутербродами из подсушенного черного хлеба с растительным маслом, луком и селедочной икрой.
Вареники для поэта
В мае 1915 г. Маяковский арендовал дачу в поселке Куоккала (сегодня Репино) благодаря лотерее. «Выиграл 65 рублей. Уехал в Финляндию. Куоккала», – так пишет поэт в автобиографическом произведении «Я сам» 6+. На берегу Финского залива он создавал одну из своих самых знаменитых поэм, «Облако в штанах» 12+. А поскольку все 65 рублей были потрачены на оплату жилья, Маяковский ходил обедать к известным людям – художнику Илье Репину, писателю и поэту Корнею Чуковскому, театральному режиссеру Николаю Евреинову которые жили в Куоккале.
«Установил семь обедающих знакомств. В воскресенье «ем» Чуковского, понедельник – Евреинова и т. д. В четверг было хуже – ем репинские травки. Для футуриста ростом в сажень – это не дело», – вспоминал Маяковский. Илья Репин на тот момент увлекался вегетарианством, поэтому обедами, которые подавали в усадьбе художника «Пенаты» Маяковский не наедался и… как бы путал дни недели, несколько раз приходил на обеды к Корнею Чуковскому на его дачу «Чуккокала». Возможно, мечты о мясе и навеяли Маяковскому такие строки в поэме «Облако в штанах»:
Хотите – буду от мяса бешеный
– и, как небо, меняя тона –
хотите – буду безукоризненно нежный,
не мужчина, а – облако в штанах!
Почему же от мяса поэт мог стать «бешеным»? По воспоминаниям знакомого В. Маяковского художника-иллюстратора В. Милашевского, поэт особенно ценил вот такое экзотическое блюдо: «Хорошую вырезку, сырую, конечно, кладут под седло. Потом надо поездить суток двое, не расседлывая. Соль лошадиного пота просаливает мясо, и оно преет. Сверху этот деликатес чуть-чуть перчат, но только из снисхождения к петербуржцам, чахлым и немощным».
Неравнодушен поэт был и к вареникам. Перед возвращением из Куоккалы в Москву Маяковский писал сестре Ольге: «Если захотите меня привести в умиление – сделайте в мою честь вареники с вишнями. Расходы возмещу первым же заработком. Пока у меня все в будущем».
Обед для гения
Маяковский считал себя грузином, любил фрукты, обожал компот и мясо. Но с мясными продуктами у поэта были очень непростые отношения. В своих произведениях трибун революции громит любителей мясной гастрономии, считает мясные блюда буржуазными и мещанскими. В стихотворении «Вам!» поэт обличает богатых людей, для кого во время Первой мировой войны жизнь ничуть не изменилась: «Как вы, измазанной в котлете губой, похотливо напеваете Северянина!»
Даже в детском стихотворении про Петю и Симу Маяковский ухитрился наброситься на колбасные изделия:
Петя, переевши всласть,
Начал в пасть закуски класть.
И сожрал по сей причине
Все колбасы и ветчины!
Но сам поэт, объездивший немало стран, мог в самом дорогом парижском ресторане «Максим» заказать себе дорогущую фуа-гра. Маяковский прекрасно разбирался в тонкостях приготовления блюд, знал многое о столовом этикете и меню великосветских обедов. По воспоминаниям соратницы поэта художника Е. Семеновой, он не раз приглашал ее в грузинский ресторан: «Иногда раздавался звонок: «Шашлык любите? Поехали на Арбат?»
Лиля Брик, главная женщина в жизни поэта, оставила нам воспоминания о том, как Маяковский присылал ей смешные фотографии и рисунки с подписью: «Твой Щен на вершине Ай-Петри с шашлыком в руке».
Почему же Щен? Маяковский обожал собак, подбирал на улице бездомышей, отмывал и пристраивал. Однажды Лиля и Осип Брик нашли на улице щенка, помесь сеттера и дворняжки и принесли его поэту. Он приютил бедолагу. Из крошечного пушистого комочка выросла огромная, под стать своему хозяину, собака.
Кроме собак, мясных блюд и фруктов, Маяковский был страстным любителем компота. И даже зимой просил варить ему компоты из свежих фруктов. Однажды на обеде в берлинском ресторане он заказал пять порций дыни и пять – компота вместо десерта. Официантов подзывал, перефразировав строчку из стихотворения Генриха Гейне «С надлежащим уважением»: «Подайте мне обед, мне и моему гению!».
А принимаясь за завтрак, как рассказывала та же Лиля Брик, Владимир Владимирович напевал строку из поэмы своего ученика, футуриста Семена Кирсанова «Моя именинная» 6+: «Вот и чайник паром задран, медью засияв. Вот у примуса мамаша, снегом двор одет, и яичницы ромашка на сковороде. И звенит, звенит будильник, и мяучит кот: – Ты сегодня именинник, Двадцать первый год!»
Поэт не раз в своих стихах «наступал на горло собственной песне», писал не всегда то, что ему хотелось. И ему приходилось выбирать между пристрастием к изысканным блюдам, отличной гастрономической эрудицией и простой едой пролетариата:
– Ну-ка щи нам с товарищем тащи! Кашу съев да щи с краюшкой, пьют чаи цветастой кружкой…
Щи мы варить сегодня не будем, а вот рецепт вареников с вишнями и ростбифа предложим.
Ваша Стряпуха
Елена Калашник

Вареники с вишней
Ингредиенты: 250 г муки, щепотка соли, 2 ст. л. подсолнечного масла без запаха, 150 мл кипятка, 500 г вишни, сахар по вкусу.
Приготовление: Муку просеять и смешать с щепоткой соли. Добавить две столовые ложки подсолнечного рафинированного масла, перемешать. Сделать в центре углубление и, помешивая ложкой, влить 150 мл кипятка. Сначала ложкой, потом руками замесить тесто. Тесто сначала будет комками, его нужно быстро вымесить до гладкого состояния, 1–2 мин. Затем нужно положить тесто в целлофановый пакет или пленку и дать отдохнуть 15 минут в холодильнике. За это время нужно вынуть из вишен косточки. Готовое тесто разделить на 2 части. Одну нужно оставить в пакете, из второй сделать колбаску и нарезать ее на равные кружочки. Раскатать их скалкой. Не обязательно ровно. На каждый кружок положить 3–4 вишни и 1/2 чайной ложки сахара. Хорошенько защипнуть края, лучше «косичкой». Повторить со второй частью теста. Вареники отварить в подсоленной воде, пока не всплывут, минут 10. Подавать со сметаной или йогуртом.
Ростбиф для поэта
Ингредиенты: 1 кг говядины, кострец или лопатка, 30 г сливочного масла, 2 ч. л. смеси перцев, 1 ст.л. крупной морской соли.
Приготовление: Разогрейте духовку до максимума. В это время подготовьте мясо комнатной температурысмешайте размягченное масло с солью и натрите мясо со всех сторон. Обсыпьте перцем. Обвяжите кулинарным шпагатом или суровой белой нитью. Выложите мясо в форму для запекания, поставьте на средний уровень духовки и оставьте на 7 мин. Затем уменьшите температуру до 160С, оставьте мясо в духовке на 1 ч. Выньте из духовки, переложите на блюдо, накройте фольгой и дайте отдохнуть мясу перед подачей 30 мин.

Лента новостей