ИСТОРИЯ

«За лучший мир, за святую свободу…»

В 1913 году на границе сел Мухино и Бор (на месте нынешней Рыночной площади) был установлен памятник царю-освободителю Александру II (в честь 50-летия отмены крепостного права). Менее пяти лет простоял памятник. Его разрушили в 1918 году. 

«СКОРО ГРЯНЕТ БУРЯ…»
Если накануне Февральской буржуазно-демократической революции тон в политической жизни задавали монархисты из борского подотдела «Союза русского народа» во главе со священником Сергиевской церкви (с.Кононово) Троицким, то ближе к октябрю 1917 года большевики своей доходчивой пропагандой переманили на свою сторону большую часть борчан. На зажиточных крестьян, кустарей, наиболее высокооплачиваемых рабочих и сельскую интеллигенцию опирались социалисты-революционеры (эсеры).

К 1912 году на Бор подтянулись революционеры из ленинской когорты. После сибирской ссылки вернулся на Бор слесарь Курбатовского завода, член Сормовской организации РСДРП Александр Михайлович Московцев. Он внес немалый вклад в идеологическую работу среди борчан.

Выписка из судебного решения: «Слушали дело о крестьянине села Бор Александре Михайлове Московцеве и ссыльных Эль Шера и Меера Тетельбойма по 121 статье УК по обвинению в том, что 21 мая 1908 года они приняли участие в публичном скопище заведомо для них собравшемся с целью выразить неуважение к Верховной Власти, для чего участники означенного скопища выкинули красный флаг и пели песню, заключавшую в себе… (далее неразборчиво). Наказание: подвергнуть аресту на 2 месяца».

Из воспоминаний дочери Московцева: «Даже владея лавкой на Бору, отец помогал революции, используя лавку как ширму, на самом деле распространяя прокламации и прочую нелегальную литературу».

С Нижегородской мукомольной мельницы (Мельзавод №1) перешел на завод Марачева слесарь-большевик Дмитрий Росляков. Стали теплоходцами сормовичи Василий Баташев, Феоктист и Гавриил Лепиловы, Андрей Ковылкин, Иван Фомин. В 1915 году на «Нижегородский Теплоход» пришел работать участник первой русской революции, делегат V (Лондонского) съезда РСДРП от ярославских рабочих Василий Ананьев.

В марте 1917-го рабочие завода «Теплоход» избрали рабочий комитет во главе с В.Ананьевым. Кстати, хозяин завода Д.В.Сироткин 1 марта 1917 года с красным бантом на груди принял участие в революционной демонстрации в Нижнем Новгороде. Эмигрировал он вскоре после этого, в 1918 году.

На Бору «гуляло» много нелегальной литературы. В Борском архиве сохранилась газета 1917 года «Рабочий путь», ярко иллюстрирующая напряжение того периода. Страстные статьи Ленина и К.Сталина (революционный псевдоним Иосифа Сталина – Коба) перемежались бесчисленными объявлениями о съездах и собраниях и разоблачительными статьями про Керенского и других временщиков. Машина пропаганды была включена на полную мощность.

Идеями революции заразились и совсем юные барышни, и подростки. Так, революция захватила и выпускницу Борской гимназии Марию Медведеву. Она была ученицей Доминики Ванеевой, вдовы борского революционера. Судя по ее автобиографии, девушка пошла в Красную Армию медсестрой, распространяла среди бойцов «Манифест Коммунистической партии» (брошюрки ей передавала Ванеева). Позже Маша взяла фамилию своей учительницы.

ЧЕРЕЗ ТЕРНИИ – К ВЛАСТИ СОВЕТОВ

Весть о свержении царя была встречена восторженно. Рабочие заводов «Нижегородский Теплоход», Марачева, Калашникова, Муромского и Собчинского затонов участвовали в грандиозной манифестации рабочих, солдат и служащих Нижнего Новгорода, которая прошла 2 марта по случаю победы Февральской буржуазно - демократической революции. Они же и разоружали полицию, арестовывали губернатора и громили охранное отделение.

Не обходилось и без курьезов. Как вспоминали ветераны партии Василий Федорович и Федор Федорович Бородины, «начались шествия и манифестации, но во главе их стояли (в большинстве случаев) богатые. Рабочие Нобелевской фабрики пришли с красными знаменами в Юрасово, а во главе колонны шел не кто-нибудь, а сам хозяин фабрики Груздев».

Царя свергли, а в многочисленных церквях все продолжали петь «Боже, царя храни» и служить молебны в честь побед «христолюбивого воинства»; местная буржуазия во главе со священниками устраивала манифестации в поддержку Временного правительства и продолжения войны с Германией; продовольственное снабжение населения не улучшалось.

1–3 марта 1917 года забастовали рабочие механической мастерской Волосова в с. Бор. Они потребовали введения 8-часового рабочего дня. Юрасовский волостной комитет вынес решение о ликвидации частной собственности на землю и объявлении ее всенародным достоянием. В Чистопольской волости крестьяне обезоружили лесную охрану и самовольно захватили казенный лес.

Группа чистопольских крестьян в апреле 1917 года обратилась в Семеновский исполком с такой просьбой: «До сведения общества крестьян нашего села дошел слух, что, ввиду нового права, земельные угодья, принадлежащие духовенству, могут перейти в ведение крестьян, а так как в нашем селе у духовенства такая земля имеется, она должна перейти в ведение нас, крестьян. А потому покорнейше просим… сделать распоряжения об отобрании от духовенства нашего села земельного надела и о передаче такового в пользование нашего общества…»

Причем крестьяне настолько почувствовали себя хозяевами, что в д. Блохино Ямновской волости, например, даже не разрешили товариществу Башкирова рубить лес для д. Зименки. Объясняли они это тем, что здесь строевого леса нет, а товарищество Башкирова и так уже много леса вывезло.

В Собчинском затоне 21 марта 1917 г. был избран затонский комитет. Председателем его рабочие избрали капитана парохода «Зарубин» В.В. Мыльникова. Примерно в это же время избираются такие комитеты на заводе «Нижегородский Теплоход» и в других затонах.

3 августа заводской рабочий комитет завода «Нижегородский Теплоход» (председатель В.Е. Ананьев) обратился в Нижегородский совет рабочих и солдатских депутатов с таким заявлением: «Просим Совет рабочих и солдатских депутатов обратить внимание на дерзкие выходки со стороны приверженцев старого режима по адресу рабочих и населения села Бор, и, кроме того, подобного рода выходки переходят в насилие и драку, ввиду этого комитет рабочих просит Совет рабочих и солдатских депутатов, не найдет ли он возможным отпустить огнестрельное оружие в ведение заводского комитета в количестве 20 револьверов и 30 винтовок для охраны местного Борского района».

Через месяц оружие было получено и первые 17 рабочих-милиционеров взяли на себя охрану населения.

На Бору фракция коммунистов- большевиков (по терминологии тех лет) образовалась одной из первых в Семеновском уезде. Сказались близость и влияние губернского центра и активная деятельность таких революционеров, как Лепиловы, А.М.Московцев, И.П.Редозубов и др.

В январе 1918 года состоялся Семеновский уездный съезд Совета рабочих, солдатских и крестьянских депутатов.

КРАСНАЯ ГВАРДИЯ

«На заводе «Нижегородский Теплоход» был создан отряд Красной гвардии из 40–50 человек, – вспоминает Василий Михайлович Кормухов. – Я тоже вступил в него. Боевой подготовкой отряд занимался вечерами, после работы. Руководил нами слесарь механического цеха Иван Федорович Фомин.

Руководителем нашей группы был П.И. Лещев. И.Ф. Фомин с группой товарищей зашли в здание, где проходило заседание управы, и объявили земцам, что их власть ликвидируется, а власть переходит в руки временного Совета рабочих и крестьянских депутатов. Члены земской управы были арестованы. К этому моменту к нам подошел отряд красногвардейцев с валяной фабрики Смирнова. Два отряда красногвардейцев слились в одну боевую силу Борского волостного Совета. Это произошло 7 марта 1918 года».

В сентябре 1918-го состоялся Борский волостной съезд Советов. Председателем исполкома был избран большевик Дмитрий Васильевич Рощин, а его заместителем участник революции 1905 года Дмитрий Григорьевич Росляков.

СЛЕДЫ РЕВОЛЮЦИИ

Улицы Бора буквально пропитаны памятью о том времени. В центральном парке, у главной проходной Стеклозавода и около КЦ «Теплоход» по прежнему возвышаются памятники Владимиру Ильичу Ленину – вождю пролетариата. Памятник Анатолию Ванееву, известному революционеру, соратнику Ленина, стоит на улице, которая носит его имя,– напротив стадиона «Спартак». У КЦ «Теплоход» есть памятник его супруге Доминике Труховской-Ванеевой – активной участнице революционного движения, педагогу. Есть на Бору улицы Ленина, Плеханова, Бабушкина, Комиссаровка, Пролетарская, Фрунзе, Октябрьская, 8 Марта, Рослякова, Первомайская, Фигнер, Карла Маркса, Энгельса, Урицкого, Воровского, Ананьева, Везломцева. А задумывались ли вы, почему Центр культуры «Октябрь» так назван? Конечно, в честь очередного юбилея Октябрьской революции, и мозаичное панно на здании – говорящее…
Антон ДЕРЯБИН

Лента новостей