ИСТОРИЯ

Не забыть предков голос зовущий

Время никого и ничего не щадит. При любом поиске сведений о прошлом встает вопрос: с чего начать? Во 2-м разделе музея завода «Теплоход» посетители всегда обращают пристальное внимание, особенно дети, на список фамилий во множественном числе, расположенных в шести столбцах. В каждом – по 33 фамилии, всего их почти 200. Додумался составить этот список самоотверженный И.А.  Косарев. Собирая сведения по истории предприятия, он обнаружил целые династии его тружеников в двух-трех поколениях. Например, Азиковы, Гаврилычевы, Костерины, Малеевы, Синевы, Стеклянновы, Тюринские и т.д. В последнем столбце заняли свое место Хабаровы. О них и пойдет речь.

«1973 год, 23 мая. Посетил ветерана Волжской военной флотилии и Великой Отечественной войны Евгения Александровича Хабарова, 1903 г.р. Он дал ценные фотографии, три документа, напишет воспоминания о своем отце, младшем брате Константине и сестре Людмиле», – такова запись в «Дневнике» И.А. Косарева, ставшая началом изучения целой эпохи: «Завод в годы революции и Гражданской войны». Волга стала тогда фронтовой рекой, а Нижний Новгород оказался форпостом Москвы. По документам стало известно, как в марте 1917 г. рабочие «Теплохода» создают рабочий комитет, устанавливают контроль над действиями администрации, принимают решение о 8-часовом рабочем дне. Председателем рабочкома избирается Василий Ефимович Ананьев (литейщик), товарищем председателя – Александр Дмитриевич Хабаров (токарь). В июле оформляется профессиональный «Союз металлистов», а рабочий комитет становится завкомом профсоюза. Отец и сын Хабаровы – представители двух поколений, активисты новой общественно-политической жизни своего времени.
Только память может победить время
Вспоминает Нина Борисовна  Хабарова: «Родом Хабаровы из поселка Нобель. Позднее перебираются на Бор. Дом их стоял на том месте, где сейчас раскинулась площадь Победы с Вечным огнем. Именно в этом доме у Евгения Александровича и его жены Анны Михайловны, 1903 г.р., родом из д. Ушенино, девичья фамилия Соколова, родились дети: в 1929 г. – сын Владимир, в 1938 г. – сын Виктор, в 1941 г. – дочь Галина. Все трое учились в борских школах №6 и 22 и памятны своим одноклассникам. Многие из них потом, в 50-е годы, помогут разобрать и перенести дом Хабаровых на новое место – на ул. Красноармейскую за Народной стройкой».
Из воспоминаний Николая Васильевича Поликова, 1929 г.р., хранящихся в музее: «Мы – дети войны. Я, Володя Хабаров, Паша Стекляннов, 1930 г.р., – ровесники, троица неразлучных друзей. Паша родился 7 сентября, в день Бородинского сражения, поэтому мы считали, что должны быть сильными и победителями во всем. Помнили и гордились, что в 1937 г. на Бор перед выборами в Верховный Совет приезжал Валерий Павлович Чкалов. Мы сидели на заборе во дворе шк. №6 и видели его. Каковы наши любимые места? Это Мухинское озеро, где играли в хоккей, и стадион «Голубые воды» у Бездонки, где с 1947 г. после окончания войны нас увлек футболом Михаил Иванович Тарбеев. Он создал две команды «Спартак» – юношескую и взрослую. В 1948 г. мы, бывшие спартаковцы: А. Фиклер, А. Липин, Н. Конаков, В. Гоголев, В. Хабаров, П. Стекляннов, – переходим на стадион «Водник». Воссозданный к 1955 г., он имел футбольное поле, беговую дорожку, секторы для легкой атлетики, городошную площадку, трибуны, раздевалку.
50-е годы. Именно тогда футбольная команда «Водник» выходит в лидеры. Ее тренером приглашается Борис Георгиевич Шелехов. Команда быстро прогрессировала и была одной из сильнейших не только в городе, но и в Горьковской области, став в 1955 г. чемпионом области. Успехи сопутствовали команде, в 1958 г. она становится чемпионом Всесоюзного ДСО «Водник».
Считалось престижным участвовать в соревнованиях. А к ним надо многодневно готовиться! Очень помогали руководители цехов, решая вопросы трудоустройства спортсменов. Не забыть начальника ремонтно-механического цеха Дмитрия Владимировича Азикова, заядлого шахматиста, который умел материально поддерживать ребят. Особо нужно было поддержать Пашу Стекляннова. Одаренный вратарь-футболист, режиссер на спортивном поле с мгновенной реакцией, искусно руководивший защитниками, он умудрялся даже другим говорить комплименты: «Мне бы твою скорость, я бы играл в сборной Советского Союза».
Наша семья Поликовых родом из Сосновского района. Мой отец Василий Федорович, 1902 г.р., привез с собой из г. Павлова в 1935 г. бригаду строителей-родственников (маляров, плотников, каменщиков) на Новую стройку, став бригадиром при строительстве домов нынешней ул. Щербакова. В 1940 г. семья получает здесь квартиру. Война приостановила строительство зданий. Отец уходит на фронт, вернется домой израненный и контуженный, но живой. Чистокровный, первоклассный плотник, он был востребован в ЖКО завода. Мы у него парнишками проходили «университеты» по строительному мастерству. Мечтали всерьез и об образовании.
После окончания 10 класса Владимир Хабаров в 1948 г. поступает в водный институт, и не только он. Все эти и последующие годы Владимир не забывал о спорте, удивляя болельщиков-любителей редкостным мастерством и блеском игры нападающего. Кличка «Муха» не пятнала его имени, а возвышала, сохранившись в памяти и поныне».
Вспоминает Л.П. Кукушкин: «Трудно назвать вид спорта, каким бы ни увлекался он. Играл в канадский хоккей и хоккей с мячом, теннис и волейбол, городки и бильярд. Не играл только в карты!»
«Теплоход» – единственное предприятие, на котором было суждено трудиться инженеру В.Е. Хабарову ровно 55 лет, с 1953 по 2008 гг. на должностях по восходящей линии, как и положено молодому специалисту. Сведения из трудовой книжки: «Принят мастером ремонтного цеха; переведен инженером в отдел главного конструктора; назначен зам. начальника ОГТ; назначен главным технологом...»
Комментирует трудовые будни этих десятилетий коллега И.А. Гончаров, 1939 г.р.: «Я появился на заводе в 1966 г., позже его на 13 лет. Это было время интенсивного совершенствования краностроения. В. Хабаров в это время был зам. начальника судостроительного цеха. С того времени и началась наша совместная работа. На кранах г/п 15 и 16 т механизм изменения вылета стрелы был с гидроприводом. Для завода он был новым, со своими тонкостями по монтажу и по наладке. Довольно спокойно Владимир Евгеньевич сказал: «Не боги горшки обжигают». Дальше последовало шаг за шагом изучение конструкции насосов, «аптечное» соблюдение их чистоты при монтаже. Все это говорилось не менторским тоном, а по-инженерному грамотно, даже с шуткой: «Пока не побываешь сам под масляным душем, всех тонкостей не узнаешь». Выдержка, доброжелательное отношение к подчиненным – черты характера Хабарова-руководителя. Душа любой компании, он был истинным теплоходцем, в каждом кране, выпущенном на заводе, есть немалая доля труда В.Е.Хабарова».
Ирина Гоголева

Лента новостей