ИСТОРИЯ

Дважды Герой и дважды маршал

Двадцать первого декабря этого года исполняется 125 лет со дня рождения замечательного советского полководца, маршала Советского Союза Константина Константиновича Рокоссовского.

Многие жители Борского района воевали и служили под руководством этого выдающегося военачальника. В числе солдат Рокоссовского некоторое время был и мой дед, старшина Сергей Павлович Пояганов. Могу сказать сразу, что поросенка с гречкой мой дед маршалу не готовил, да, и по правде сказать - не видел его вживую ни разу, поскольку далеко не всякому ротному старшине удается увидеть вблизи себя живого командующего фронтом. Но ценил и уважал своего маршала как полководца и как мужественного человека. А уважение простых солдат дорогого стоит - и далеко не каждому маститому генералу и даже маршалу удается его заслужить.
Так чем был примечателен Рокоссовский - и почему мы должны его помнить? Да хотя бы тем, что сын варшавского служащего Ксаверия Рокоссовского стал не только маршалом, но и едва ли не единственным маршалом двух стран. В 1944 году К.К. Рокоссовский стал Маршалом Советского Союза, а в 1946-м - Маршалом Польши.
Биография Рокоссовского достойна гения масштаба Льва Толстого, который написал бы на ее основе интереснейший роман.
На свою первую войну юный Кастусь Рокоссовский ушел добровольцем в неполные восемнадцать лет. Был зачислен в кавалерию, попал на Германский фронт. Заслужил два Георгиевских креста и две медали «За храбрость», был произведен в младшие унтер-офицеры. Вскоре в России произошла Великая революция - и герой Первой мировой стал героем войны Гражданской. Командовал эскадроном, затем кавалерийским полком. За бои с белогвардейскими войсками Колчака и Унгерна заслужил два ордена Красного Знамени. Обратил на себя внимание знаменитых командармов - Тухачевского, Уборевича, Блюхера. Все военачальника и отмечали в Рокоссовском ум, решительность, смелость и честность - незаменимые командирские качества. Единственное, что мучило совесть бравого командира полка - непроизвольная смена отчества. Ни один из штабных писарей так и не смог ни написать, ни выговорить слово Ксаверьевич. Вот так волей случая Рокоссовский стал Константином Константиновичем.
А во всем остальном судьба молодого командира складывалась блестяще. В 1929 г. Рокоссовский командует бригадой в боях с китайскими милитаристами в зоне Китайской Восточной железной дороги (КВЖД). В этой малоизвестной ныне " маленькой войне" он заслужил высшую военную награду того времени - третий орден Красного Знамени. Авторитет комбрига Рокоссовского растет. Его назначают на должность командира дивизии, а затем присваивают звание комдива и назначают на должность командира конного корпуса, в котором командует дивизией комбриг Жуков - Георгий Константинович, тоже будущий маршал. Но затем пути двух друзей круто расходятся. Правда, на время. Но на какое время... Летом 1937 г. Рокоссовского увольняют из армии, исключают из партии, а затем арестовывают по делу о Заговоре Тухачевского. Не помогли ни три ордена Красного Знамени, ни орден Ленина, полученный почти накануне ареста, в 1936 году.
Многомесячные пытки, допросы, избиения. Даже в голове не укладывается, как можно так обращаться с красным командиром генеральского уровня, кавалером четырех орденов, депутатом ЦИК Белорусской ССР... Три сломанных ребра, восемь выбитых зубов, многочисленные повреждения по всему тела, разбитые пальцы рук и ног... И ни одного признания во вредительской деятельности! Объективности ради, скажем, что жене и дочери К. К. Рокоссовского каким-то чудом ареста удалось избежать, его хотя бы не шантажировали истязанием родных.
Вообще - был или не был пресловутый заговор, тут мнения историков диаметрально расходятся. Но ясно одно: в заговоре обвинили одних, а фактический переворот провели другие. 80 % высшего комсостава попало в оборот машины репрессий. 80% большевиков с подпольным партстажем расстреляны либо погибли в лагерях и тюрьмах. Свыше 40 000 командиров и политработников Красной Армии (а уточненные данные говорят и о 80 000 военнослужащих разного уровня) оказались на положении вражеских шпионов и врагов народа. Это ли не переворот?
В 1940 г. маршала Ворошилова на посту наркома обороны сменил бывший начальник Рокоссовского Семен Константинович Тимошенко. Одним из первых шагов нового наркома стала проверка хотя бы некоторых явно сфальсифицированных уголовных дел военнослужащих. Рокоссовскому повезло - его освободили и оправдали целиком и полностью. Вновь доверили командование корпусом - на этот раз механизированным - и летом 1940 г. присвоили недавно учрежденное звание генерал-майор. Такой чести был удостоен далеко не каждый из досрочно освобожденных. Многие комбриги, комдивы и даже комкоры оставались таковыми вплоть до осени 1942 г., иные были фактически разжалованы, получив после переаттестации звания полковников, а то и майоров .
Рокоссовскому вернули все ордена, восстановили в партии и велели напрочь забыть все, то было перед этим…
А вскоре стало и впрямь не до воспоминаний - началась Великая Отечественная война. И генерал Рокоссовский вступил в бой в первые же ее часы. Корпус генерала стоял под Дубно, на Западной Украине. И утром 22 июня 1941 г. принял на себя первый удар немецких войск. Рокоссовский и его товарищи сумели организовать встречный удар по врагу В скупые на награды летние месяцы 1941-го в разгар повального отступления советских войск едва ли не по всем фронтам Рокоссовского награждают четвертым орденом Красного Знамени. Его срочно переводят на Смоленское направление, там поручают фактически на ходу сформировать ударную группу из отступающих частей. Маршал Тимошенко наделяет Рокоссовского чрезвычайными полномочиями, и тот справляется с невыполнимой задачей, он задерживает наступление противника на несколько суток.
При обороне Москвы Рокоссовский командует войсками 16-й армии. Именно в составе войск Рокоссовского - знаменитая в будущем Панфиловская дивизия. Время жестокое. Командующий фронтом Жуков грозит расстрелом командарму Рокоссовскому, Рокоссовский грозит расстрелом комдиву Панфилову... Но все вместе делают общее дело И ценой неимоверного мужества и самопожертвования тысяч и тысяч рядовых героев - Москва спасена. И на груди Рокоссовского - второй орден Ленина. В дни контрнаступления советских войск Рокоссовский получает солдатское прозвище Генерал Вперед!
Весной 1942 года Рокоссовский тяжело ранен. Но по излечении получает звание генерал-лейтенанта и пост командующего Донским фронтом. Именно войска Рокоссовского играют решающую роль в окружении армии Паулюса под Сталинградом. Рокоссовскому удается небывалое - окружение и удержание в кольце войск численно превосходящего противника. Как меньшими силами окружить и захватить Силы, численно большие? Тут приходил действовать не числом, а умением. Видимо, и впрямь Верховный Главнокомандующий по существу охарактеризовал одного из своих лучших полководцев: За неимением Суворова Красной Армии нужен Рокоссовский. А еще Сталин якобы говорил: Глядя на Рокоссовского, мне хочется опустить глаза". Видимо, это про историю из 37 года...
За неимением газетной полезной площади не будем распространяться далее о подвигах Рокоссовского на посту командующего Центральным, Белорусским, 1-м Белорусским и 2- м Белорусским фронтами. Всем известно, что Рокоссовский проявил себя с самой лучшей стороны и на Курской дуге, и при освобождении Белоруссии и Польши. Не последнюю роль войска Рокоссовского сыграли и в Берлинской операции, хотя сам Берлин взяли войска Жукова и Конева. Но Рокоссовский и вверенный ему Второй Белорусский фронт разбили армию генерала Венка, на которую так уповал Гитлер. Шесть армий Второго Белорусского фронта простерлись от Торгау до Бресдау, окружив Берлин непробиваемым кольцом. А кроме того, войска Рокоссовского ликвидировали так называемый Данцигский коридор между Западной Пруссией и Восточной. Ликвидация Померанской группировки противника во многом предопределила и взятие Кенигсберга.
Закончил войну Рокоссовский не только Маршалом Советского Союза, но и дважды Героем Советского Союза, кавалером высшей полководческой награды -; ордена Победы.
И совсем неспроста именно Рокоссовскому поручают командование исторических Парадом Победы 24 июня 1945 года. А принимал парад его старый боевой товарищ, бывший подчиненный и бывший начальник - маршал Жуков...
В 1946- 1956 гг. Рокоссовский - министр национальной обороны Польской Народной Республики. В глубине души он понимает, что звание Маршала Польши и пост министра обороны союзного государства - завуалированная почетная ссылка. Но виду не подает, польскую форму носит с достоинством. Только в кругу родных сетует: Везде я чужой. В Москве хоть и обрусевший, но поляк, а в Варшаве хоть и поляк, но обрусевший...
В 1956 г. советский маршал возвращается в Москву. Здесь он работает над двухтомником мемуаров Солдатский долг. Умер Константин Константинович в Москве в 1968 г. от рака. Но в декабре 1966 г. уже смертельно больной маршал возглавил церемонию захоронения Неизвестного солдата. Об этом герое неизвестно ничего, кроме того, что он был бойцом 16-й армии генерала Рокоссовского и погиб при обороне Москвы на Волоколамском направлении...
Игорь Чеботарев,
член Союза журналистов России

Лента новостей