ИСТОРИЯ

Треплют, катают, всю зиму таскают

Бору повезло. У него есть МИФ – музей исторической фотографии. Благодаря создателю музея Юрию Харитонову в архиве МИФа хранятся уникальные снимки, запечатлевшие, как жили наши предки-борчане с конца XIX века. Краевед Наталья Васюточкина через старинные фото поможет нам заглянуть в прошлое борской земли. А сегодня сведения об истории быта наших предков дополнят краеведы Поветлужья.

Где валенками промышляли?
Земли борской стороны, да и всего Семеновского уезда неплодородны. Урожая, выращенного крестьянской семьей на своем наделе, едва хватало до нового года. Чтобы выжить, люди вынуждены были заниматься промыслами – промышлять, добывая себе дополнительный заработок.
Валяльное дело принесли в наши места старообрядцы в XVII–XVIII веках. Оно было одним из самых распространенных промыслов борской земли и Семеновского уезда.
По данным 1899 года, на Семеновский уезд приходилось 1609 валяльных заведений, но это были не фабрики, большая часть – обычные сараи… Как правило, такое заведение принадлежало крестьянину (кустарю), где он трудился с парой работников-подмастерьев.
Делогрязное, мастерствовысокое
В конце XIX – начале XX вв. валенки валяли исключительно вручную. На изготовление пары валенок уходило несколько дней, которые валяльщик проводил в тесной жаркой каморке, где перебирал, чесал, сбивал шерсть, мочил и сушил войлочную основу, варил, обстукивал заготовку, тесал валенок. Кустарь должен был обладать большой силой, терпением и мастерством, секреты которого передавались по наследству, как и инструменты.
В музее-заповеднике «Град Китеж» села Владимирского Воскресенского района хранятся старинные кустарные инструменты для изготовления валенок. Когда-то эти инструменты принадлежали семье сотрудницы музея Ирины Панкратовой. Лучок со струной, боек, решетка – эти инструменты помогали взбивать шерсть, а струна из бараньей кишки в работе – звенела, пела.
Как же валяли валенки? Изготовление валенок начинается с подготовки шерсти. Вначале шерсть сортировали. Для изготовления валенок использовали полугрубую овечью шерсть весенней или осенней стрижки, при этом для получения войлока соединяя тонкую и толстую шерсть в определенном соотношении. Шерсть очищали от мусора, расчесывали, иногда промывали, взбивали-распушали и выкладывали полотно, которое несколько раз мочили горячей водой, высушивали. Из уплотнившегося полотна сворачивали конус – основу будущего валенка, который был намного больше задуманного размера, надевали его на колодку и валяли, катали, били ребристыми вальками, смачивая горячей водой, подсушивая, чтобы заготовка «села» до нужного размера. Еще один способ – когда из шерстяного «полотна» выкраивали заготовку (тоже очень большого размера) и над уплотнением будущего валенка работали так же.
У разных мастеров получались разные валенки. Это зависело и от качества сырья, и от умения. Особенно ценились тонкие, мягкие валенки, которые отлично хранили тепло и совсем не чувствовались на ноге. Но и те, что погрубее – из серой шерсти, расходились тоже, ведь они были дешевле. В то время в бедной семье могла быть одна пара валенок на всех, и носили их по очереди или по старшинству.
В одной из деревень бывшего Семеновского уезда, в нынешнем Воскресенском районе, нам показали сохранившуюся стирню – помещение, где катали валенки.
– Это не обычная баня, здесь специальный столик посредине. Есть топка, котел, в котором разогревалась не просто вода, а раствор специальный, с кислотой, для того чтобы шерсть лучше усаживалась, – рассказывает Вера Жильцова, жительница деревни Богданово. – Раствор доставали кружкой, поливали заготовку. Шерсть жидкость впитывала, потом ее выстирывали на заготовке, обминали вальками…
Итак, процесс валяния, то есть производства валенка, включал два этапа: сначала сапог формировали, то есть катали из шерсти в помещении, которое называлось катальня (или работня), а затем валенок парили, били, стирали в помещении, именуемом стирней. И в катальне, и в стирне кустарям работать было ох как несладко!
–Строения были низкие, темные. Только в катальне – сухо, но много пыли и грязи, а в стирне – жарко, влажно. Поэтому часто болели кустари, маялись от ревматизма рук и ног, кашляли – легкие забивались пылью, воспалялись дыхательные пути, – рассказывает Наталья Васюточкина.
Дорос промысел до фабричного производства
Заработок крестьянина, занимавшегося производством валенок в частном порядке, был скромным. Каталы получали 2 рубля 50 копеек в неделю, стиралы – на 50 копеек меньше.
Кроме кустарей-частников, валяную обувь на борской земле изготавливали и несколько крупных производителей. До нас дошла старинная фотография с подписью: «Фабрика Кузьмичева в деревне Першино». По фасаду здания мы можем судить о масштабах и основательности предприятия. В архивах борского музея есть еще один любопытный снимок с подписью: «Фабрика Акишина», где запечатлен производственный цех с механическими агрегатами, что тоже говорит о передовом производстве.
Если о фабриках Кузьмичева и Акишина нам, к сожалению, мало что известно, то мы смело можем утверждать: фабрика Смирнова и фабрика Седлова прославили борский край на всю Россию. В 1896 году на Всероссийской промышленно-художественной выставке, которая проходила в Нижнем Новгороде, их продукция была удостоена серебряной медали.
–Фабрика А.Л. Седлова раполагалась в деревне Пикинской Юрасовской волости. Представляла из себя несколько деревянных строений. Постоянных рабочих было только 9 человек, но сезонных нанимали, когда стригли овец весной и осенью. Бывало, трудилось до 40 временных рабочих. Рабочий день длился 9 часов. У этой фабрики много наград, – рассказывает историк-краевед Наталья Васюточкина.
Сохранился старинный рекламный проспект, в котором отражено, что продукция фабрики была неоднократно отмечена наградами на различных выставках: в Лондоне в 1851 году, в Генуе в 1906 году, и в том же 1906 году – в Санкт-Петербурге, в 1908 получила золотую медаль в Ростове-на-Дону.
Одной из старейших валяльных фабрик земли борской была фабрика Митрофана Смирнова, основанная в 1827 году. У фабрики было два отделения. Первое находилось в Неклюдове, где валенки катали, а второе, где их стирали,  располагалось на территории поселка Первая фабрика, названного по имени предприятия, которое унаследовало производственные площади у некогда могучей фабрики Митрофана Смирнова.
Каменные корпуса фабрики сохранились до наших дней и находятся на территории современного предприятия, где и сейчас занимаются тем же, чем и 150 лет назад, – валяют валенки.
После революции все фабрики были национализированы. Судьба богатейших владельцев сложилась по-разному. Известно, что А.Л. Седлов был арестован в 20-е годы, но по просьбе односельчан, его бывших работников, которым он щедро и бескорыстно помогал в жизни, был освобожден. Дни свои он закончил, побираясь на паперти церкви в Городищах. На ночь бывшего фабриканта по милосердию пускал его двоюродный брат. Горькая доля усугубилась тем, что дочь Зинаида, приехавшая к отцу, увидев такую неприглядную картину, умерла от разрыва сердца.
Век спустя мы относимся к нашим фабрикантам не как к классовым врагам, а как к людям, которые умели поставить дело на широкую ногу и прославить родную землю. Кустарный промысел валяния валенок просуществовал на нашей территории до начала ХХ века, а фабричные валенки изготавливают на известном предприятии и сейчас.
Наталья Синяева,
Татьяна христачева

Лента новостей