ИСТОРИЯ

Два фронтовых письма

В школьном музее хранятся два фронтовых письма. Одно написано Николаем Смирновым матери Елене Николаевне. Другое – тому же адресату, но человеком, знавшим Николая Смирнова. Первое письмо написано на специальном листе. Прямоугольный лист тонкой, слегка желтоватой бумаги с одной стороны был разлинован. Вторая сторона листа была разделена на три части. Одна – большая – имела рисунок: сметая заграждения, в бой идут советские танки. Внизу – стихи:

Победа над лютым врагом близка!
Чтоб светлые дни настали,
«Вперед!» – говорит нам родная страна.
«Вперед!» – приказал нам Сталин.
Две другие – равные части. На одной написан адрес получателя: г. Бор, Горьковская обл., ул. Пушкина, д. 114 (этот двухэтажный деревянный дом раньше размещался на углу улиц Пушкина и Интернациональной рядом со строчевышивальной фабрикой). Другая часть не заполнена, здесь стоят почтовый штамп и штамп «Проверено военной цензурой». Все записи сделаны перьевой ручкой синими чернилами.
16 марта 1944 г.
«Здравствуй, моя дорогая мама. Шлю тебе свой горячий красноармейский привет. Мама, прости, что я так долго не писал и заставил тебя беспокоиться обо мне. Сообщаю тебе, что я жив и здоров, но хотя и не совсем здоров, т. к. сейчас пишу тебе из госпиталя. Не писал тебе потому, что не было времени не только на письма, но и на сон времени не хватало. Находимся с февраля на передовой линии в наступлении. Сейчас я немного простыл, и меня положили в госпиталь армейский. Письма мне туда не пиши, т. к. пробуду здесь немного времени. Буду жив и вернусь домой, будет что рассказать о своей жизни. Пока до свидания. Привет всем от меня. Передай привет Елизавете Ив. Мама, прошу обо мне не беспокоиться. До свидания. Н. Смирнов».
Второе письмо, вероятно, было в конверте и представляет собой обычный листок в клетку. Записи сделаны обычным простым карандашом.
9 августа 1944 г.
«Здравствуйте, незнакомая мать бойца Елена Ник. Шлю я вам горячий привет от сержанта Журавлева Серг. Дмитр. Прошу вас не кидаться в панику от моих известий, но я посчитал нужным это сделать. Может, вы меня будете и ругать. Ваш сын, то есть Николай Иванович, убит в борьбе с немецкими захватчиками пятого августа 44 года. Я вам высылаю его документы и фотокарточки. О получении прошу мне сообщить по адресу: полевая почта 08229. Журавлев Серг.Дм. До свидания, с приветом Журавлев».
Елена Николаевна Смирнова (1922–1977 гг.), в девичестве Мурашко, родилась в Прибалтике в г. Даугавпилсе. В годы Первой мировой войны вся семья Мурашко – родители, три сестры и брат – оказались беженцами. Возможно, сначала жили в г. Семенове. Там в 1922 г. родился сын Елены Николаевны – Николай. Потом семья переехала на Бор. В семье царили почти европейские традиции: семейные праздники, подготовка к Новому году, обеды по всем правилам этикета. Бабушка Каролина Петровна, полька по происхождению, ни слова не говорила по-русски. Муж и дети ее понимали и общались по-польски. Дочери имели высшее образование. В годы войны Елена Николаевна, учитель начальных классов по специальности, руководила районным отделом народного образования.
Николай окончил школу, ушел на фронт, служил в 20-м стрелковом полку 37-й стрелковой дивизии 10-й гвардейской армии.
В начале марта 1944 г. 20-й стрелковый полк ведет ожесточенные бои в Псковской области, «преодолевая сильное огневое сопротивление противника». В журнале боевых действий указаны населенные пункты – места боев: Луня, Лешня, Маслово. Полк получил задачу – взять д. Маслово. Разведчики и саперы проверили наличие минных полей, колючей проволоки и прочность льда на озере у деревни. Путь оказался свободным. Дважды солдаты занимали боевые позиции, и дважды их отзывали. Только 10 марта после артподготовки и под прикрытием дымовой завесы батальон начал атаку, но был остановлен сильным оружейно-пулеметным огнем противника. «Подразделения залегли, и все попытки поднять и продвинуться вперед не увенчались успехом». Лишь 12 марта Маслово было очищено от врага. Батальон понес значительные потери: был убит командир батальона, его заместитель по строевой части.
По данным Центрального архива Министерства обороны, погиб Николай Смирнов через четыре с половиной месяца после его письма – 1 августа 1944 г. Похоронен в братской могиле в 1,5 км западнее деревни Элеонора Вираклинской волости Розекнеского уезда Латвийской ССР. Вот такое стечение обстоятельств: Николай погиб в Латвии – на родине своих предков.
А кто написал матери о смерти сына? Кто такой сержант Журавлев С.Д.? Вероятно, не однополчанин Николая у них разные полевые почты. Да и письмо несколько отстраненное, будто человек просто констатирует случившееся, ничего не говоря о Николае как о человеке или друге. Возможно, это почтальон, которому поручили отправить документы и фотографии Николая домой. Но кем бы ни был этот человек, он проявил участие и переслал матери вещи безвременно погибшего сына.
Людмила Добролюбова,
руководитель музея школы № 4

Лента новостей