ИСТОРИЯ

Из чего же сделаны наши девчонки?

А сделаны они во все времена из самых что ни на есть женских штучек: разных секретиков, сладких вкусняшек, бусиков-колечек, мечтаний о настоящем рыцаре и, конечно, из красивых платьев. Эта и только эта вещь дамского гардероба, по мнению мужчин, делает женщину женщиной. Наши прапрапрабабушки очень хорошо понимали данное мужское убеждение: они следили за модой, придерживались ее, очень умело используя в своих интересах. Нижегородки прошлых времен, несмотря на разность происхождения, были нежны и утонченны, умели держать спину и гордо нести свое женское звание.

В канун женского праздника поговорим о моде прошлого и вспомним наших прекрасных землячек.
Народноенаше все!
Когда смотришь на старинные фото женщин в народных костюмах, не очень веришь в то, что эта одежда могла использоваться для ношения. Уж больно неудобной или слишком нарядно-вычурной она выглядит. А между тем носили ее по всей Нижегородской губернии вплоть до начала XX века! И до сих пор в сельской местности еще хранятся в кованых сундуках прабабкины наряды.
А вы знаете, что нижегородский народный костюм традиционно делится на северный и южный? Первый близок к костюмам северных губерний – Архангельской, Вологодской, а второй многое позаимствовал у народностей Поволжья – татар, марийцев, чувашей, коих в губернии всегда жило много.
Костюмы зажиточных горожанок и купчих обычно шили из дорогих тканей – шелковой и золотой парчи, бархата, штофа… Нередко даже подкладка сарафана выполнялась из натурального шелка! Женщины «из народа», конечно, одевались попроще, но это не мешало и крестьянкам выглядеть женственно и привлекательно. Рубаха из домотканого холста, как правило, украшалась, узорочьем или лентами, а сарафан, в зависимости от территории проживания его владелицы, мог быть и расклешенным, и более приталенным.
Особое место занимал женский головной убор, по богатству которого судили о достатке семьи. Украшали его жемчугом, стеклярусом, бисером, золотыми и серебряными нитями. Замужние женщины в будние дни носили платки, а по праздникам надевали кокошники или повои к сарафанам. Только представьте – настоящие кокошники в обычной жизни! Мы их все больше по сказкам знаем, а оказывается, это вполне себе земной вариант головного убора. Незамужние украшали волосы повязками или атласными лентами, что тоже необыкновенно красиво. И даже строгие наряды женщин старообрядческой веры в праздничные дни расцветали богатыми красками и узорами, а особый способ ношения платка как нельзя лучше подчеркивал все это великолепие.
В последней четверти XIX в. в российском обществе возникло повальное увлечение всем русским, и среди женщин высшего света появилась мода на народную одежду: так называемый костюм в русском стиле приобрел необыкновенную популярность. Как правило, он состоял из кофты, передника в бело-сине-красных цветах и однотонной юбки. Такой комплект был к месту и в городе, и на даче. Его с удовольствием носили аристократки и представительницы среднего класса. Фотографии Андрея Карелина документально подтверждают данную модную тенденцию среди нижегородок позапрошлого века.
И вот еще какой любопытный факт. У последнего городского головы Нижнего Новгорода, судовладельца и промышленника Дмитрия Васильевича Сироткина, оказывается, была целая коллекция дорогих тканей, народных костюмов, платков и шалей. В 1919 г. в усадьбе Сироткина чекисты обнаружили клад, где среди прочих богатств оказались и сундуки с этими вещами.
Среди многих женщин, да и мужчин бытует несколько предвзятое отношение к народному костюму, как к чему-то безвозвратно устаревшему и отжившему свой век. Между тем, элементы из традиционной народной одежды до сих пор используются многими модельерами очень активно, а уж про русскую тему в мировой моде и говорить не приходится.
«Девичий стан, шелками схваченный…»
Как-то так исторически сложилось, что международную моду всегда задавал Париж. Именно оттуда в Петербург и Москву летели модные тенденции, а вместе с ними везлись дорогие ткани, изысканные кружева и фурнитура; направлялись модные журналы и ехали сотни модисток, чтобы удовлетворять самых взыскательных русских модниц.
После окончания царствования в мировой моде стиля ампир и кринолинов, женскими умами и сердцами завладели платья с турнюрами. Ах, эти турнюры, придававшие женской фигуре столь соблазнительные изгибы… Корсет утягивал грудь и талию, представляя их в самом выгодном свете, а конструкция из специальных подушечек – турнюр – подкладывалась под платье сзади (ниже талии), придавая пышность бедрам и… близкой к ним части фигуры. Нижегородские модницы ни в чем не уступали иностранкам или жительницам Петербурга и Москвы. Повсеместное увлечение турнюрами нашло свое отражение в фотографиях Андрея Карелина и Максима Дмитриева: нижегородки самых разных возрастов не отказывали себе в удовольствии заполучить в свой гардероб столь модные и желанные вещи. Хотя некоторые возрастные отличия в платьях нижегородок все же наблюдаются. Дамы постарше, ни в коем случае не отказываясь от турнюров, явно предпочитали более свободные силуэты, молодые выбирали более облегающие модели. Платья часто шились из дорогих тканей, издававших при ходьбе своеобразные шумяще-шуршащие звуки, из-за чего в обиходе платья с турнюрами часто называли «фру-фру».
Дамские костюмы той поры были украшены рюшами, кружевами, бахромой, плиссе, вышивкой – одним словом, все работало на женственность, нежность, романтизм. Платья и костюмы с турнюрами продержались на модной волне достаточно долго, целых 20 лет – практически до самого конца XIX века. Одной из причин постепенного исчезновения турнюров из дамского гардероба историк моды А. Васильев называет развитие транспорта и поездов. И в самом деле, наверное, не очень-то удобно в подобных туалетах подниматься в трамвай или ехать несколько часов в поезде. В то время даже бытовал такой анекдот: «Муж спрашивает жену: «Дорогая, ты не хочешь присесть?» – «Очень хочу, но портной не велел».
Кстати, в XIX в. магазинов готового платья, к которым мы привыкли, было не так много: одежду в основном шили на заказ в ателье или мастерских, владельцами которых, как правило, были инострацы. Но известно, например, что напротив театра драмы (ул. Большая Покровская) находился доходный дом крестьянина Кудряшова и мещанина Чеснокова, на первом этаже которого в конце XIX в. располагались магазины модной одежды и французских духов. Ну и, конечно, Нижегородская ярмарка давала возможность модницам отводить душу, а заодно опустошать кошельки отцов и мужей.
Ближе к началу XX в. наметилась явная тенденция к упрощению костюма, его демократизации, чему в России немало способствовала первый русский модельер Надежда Ламанова, нижегородка по происхождению.
На волнах моды
В середине XIX в. в женском гардеробе появился еще один предмет – пальто. Длинные, облегающие фигуру модели быстро пришлись по душе модницам. Их шили из твида, коленкора, сукна и даже сатина. Зимние варианты были утеплены мехом или ватой, часто имели лисий или бобровый воротник. В качестве аксессуаров носили муфты, меховые длинные боа с кистями, вязаные шарфики. Пальто быстро вошло в городскую моду, о чем, например, свидетельствует фотопортрет воспитанницы Нижегородского Мариинского института благородных девиц Марии Глассон. Белая меховая шляпка в сочетании с такой же муфтой перекликаются со светлыми полосами мехового воротника… Светлые пятна аксессуаров выгодно контрастируют с темным цветом пальто, подчеркивая нежность и молодость героини снимка. Все говорит о тонком вкусе юной нижегородки и… ее любящем отце.
Ведя разговор о женских головных уборах, обязательно следует сказать, что в России XIX в. большой успех имели маленькие круглые шляпки-токи, выполненные из каракуля, соболя, куницы. Поскольку тепла от них в силу размера и формы не было, они выполняли роль просто модного аксессуара, получив в просторечье название «ветреница». Супруга фотографа Дмитриева, Анна Филипповна, в компании с подругой (или сестрой) как раз запечатлены в шляпках-токах. Настоящие модницы, а Анна Филипповна, судя по всему, еще и очень любимая жена.
В 1949 г. в жизни наших землячек произошло очень важное событие: в г. Горьком был открыт собственный Дом моделей. Демонстрации новых коллекций горьковских модельеров постоянно проводились в заводских цехах и сельских домах культуры, на полевых станах и в институтах… Мода основательно и надолго вошла в жизнь всех горьковчан.
Подготовила Марина Кудрявцева

Лента новостей