ИСТОРИЯ

Еще раз о «клюкве», «утках» и других блюдах политической кухни

Что творится на полях исторических сражений? Не в смысле сражений, вошедших в историю, а в смысле битвы историков разных идеологических школ. Создается впечатление, что историческая правда как таковая, собственно говоря, никого сама по себе не интересует. Все стремятся отрицать очевидное и утверждать недоказуемое.

Полемические заметки
А иначе как объяснить тот факт, что десятки тысяч молодых поляков на 100% уверены, что в 1945 г. их страну освободили от фашистов американцы? Уж хоть бы раскинули мозгами, почему же их американские друзья от советских «оккупантов» Польшу не защитили? Нет, вопреки всякой логике бьют в одну точку, будто муха на стекле: нас освободили американские союзники!
Сотни тысяч молодых японцев также абсолютно уверены, что атомные бомбы на Хиросиму и Нагасаки сбросил Советский Союз. А то, что советская атомная бомба появилась лишь в 1949-м году, то есть через четыре года после тех трагических событий, каким-то непонятным образом остается вне поля их зашоренного зрения.
И уж совсем недавно президент Зеленский на полном серьезе заявил, что Вторую мировую войну выиграла Украина. Ну как же – ведь четыре Украинских фронта взяли и Берлин, и Вену, да еще и Будапешт, а еще и Белград и Прагу освободили. А то, что это были Украинские фронты Красной Армии Советского Союза – об этом ни слова. Если следовать той же логике, то на Первом, Втором и Третьем Белорусских фронтах воевали одни белорусы, на Карельском фронте – одни карелы, на Ленинградском – сплошь ленинградцы, а на трех Прибалтийских, Северо-Кавказском и Закавказском фронтах – исключительно прибалты и закавказцы. А ведь это в корне неверно! На любом из советских фронтов воевали представители едва ли не всех народов СССР – от молдаван до якутов. Исключение составили только малые народности, освобожденные от мобилизации из-за их малочисленности. И то – в боях за советскую Родину погибли братья аварского поэта Расула Гамзатова, хотя аварцев в многонациональном Дагестане всего лишь семьдесят тысяч. А нанаец Николай Бельдыев (будущий знаменитый певец Кола Бельды) участвовал в войне с Японией, служил мотористом на торпедном катере в Амурской флотилии. И таких примеров немало. Даже представители репрессированных народов находили возможность защищать Родину – как в трудовых армиях, так и на фронте. Так что на любом из Украинских, Белорусских и всех других фронтов воевали и русские, и узбеки, и буряты, и т. д. Даже в национальной Армянской дивизии, если верить писателю Аиаяку Сирасу, воевали, помимо армян, и русские, и грузины, и азербайджанцы, и украинцы. Так что не Украина выиграла войну, а Советский Союз, как бы ни было неудобно это признавать ревнителям национальной чистоты!
На этом фоне вполне закономерно столкновение самых разных мнений и в дискуссиях историков, и в литературе, и в кинематографе. С немалым интересом прочел статью Натальи Романовой, посвященную теме Великой Отечественной войны в работах современных кинорежиссеров. И должен сказать, что впечатление у меня от этой серьезной работы одного из лучших и талантливейших корреспондентов «БОР сегодня» – самое неоднозначное…
«Слава» как знак наказания
В свое время, в школьные годы, я часто читал книги из серии «Военные мемуары» – воспоминания наших маршалов, генералов, а иногда и заслуженных офицеров, как правило – не меньше гвардии полковника и Героя Советского Союза. Иногда и солдатские мемуары тоже попадались, и книги эти достаточно хорошо были проиллюстрированы документальными фотографиями невымышленных героев. И довольно часто мне на глаза попадались некоторые странности в их наградах: на плечах – погоны капитана, а то и майора, а на груди среди прочих наград – орден Славы. Орден сугубо солдатский, для награждения рядовых, матросов, сержантов, старшин, мичманов флота, а в авиации – еще и младших лейтенантов. Но именно младших… Орден Славы учрежден в ноябре 1943 г., награждать им начали не раньше января 1944-го, и дослужиться за такой короткий срок от старшины до капитана вряд ли кто мог. Фотографии сделаны не позднее осени 1945 г. А на груди – слева орден Славы, а справа – сугубо офицерский орден Александра Невского. Странно? И объяснения этим странностям я нашел лишь много лет спустя на страницах газеты «Советская Россия» – кстати говоря, в разгромной рецензии на телесериал «Штрафбат».
Следует сказать, что штрафные (дисциплинарные) роты и батальоны в годы войны были едва ли не самым гуманным учреждением советской военной юстиции. Очень многих они спасли от ГУЛАГа, а кого-то и от расстрела. Судите сами – один месяц штрафбата заменял пять лет лагерей, два месяца – десять лет, а больше трех месяцев штрафбат никому не давали. При этом реально больше двух-трех недель на отбытии наказания никто не задерживался. Штрафбаты бросали на самые напряженные участки фронта, их задействовали для выполнения особо важных заданий. И по выполнении задания все дела в ускоренном порядке пересматривались в пользу досрочного освобождения. При этом звания, партбилеты и награды возвращались незамедлительно. Кроме того, были награждения и снятие судимости за выполнение задания командования. Но при этом погоны возвращались офицерские, а вот за выполнение спецзадания все равно награждали как рядовых. Так и появилось соседство орденов Славы с капитанскими, а то и майорскими погонами.
Если кто-то хочет узнать наиболее достоверную информацию о штрафных батальонах – советую найти в интернете и посмотреть документальный фильм «Штрафники» (ЦСДф, 1988–1989 гг.). А если хочется посмотреть на эту тему в художественной форме – рекомендую фильм «Гу-га». Вот там штрафбаты изображены без прикрас ни в ту, ни в другую сторону. А потому эти ленты по достоинству оценят и либералы, и консерваторы.
Игорь Чеботарев, член Российского союза
профессиональных литераторов

Лента новостей