ЖКХ

Мусор. О зимних проблемах и не только

Зимой фокус коммунального внимания традиционно смещается на снег и проблемы с его уборкой. Особенно этой многоснежной зимой, когда многие борчане жалуются на плохо почищенные дороги и тротуары. У снежной медали есть и другая сторона: иногда из-за заснеженных подъездов к контейнерной площадке не может подобраться мусоровоз. Результат – ​переполненные баки, на которые нам жаловались жители ул. Чугунова, п. Большое Пикино и других районов округа.

Все равно вывезут
– Эту проблему мы обсуждали совсем недавно, – ​рассказал руководитель мусоровывозящей компании Дмитрий Чугрин. – ​Составили маршрут площадок, подъезд мусоровозов к которым затруднен. Таких набралось более 50. Несмотря на то что расчистка подъездов к контейнерным площадкам находится в зоне ответственности муниципалитета, мы прекрасно понимаем, что вычистить все и сразу силами «Благоустройства», особенно в период обильных снегопадов, физически невозможно. Проблемные подъезды один за одним расчищаются, мы, соответственно, вывозим с площадок мусор. В любом случае весь мусор будет вывезен. Вы, может, обратили внимание, что часто контейнеры стоят рядом с модулями, а не внутри них? Представьте, каково это – вывезти контейнер весом 120–150 кг вдвоем, дотащить до машины, а потом погрузить назад в модуль? Чтобы облегчить вывоз мусора, чтобы процесс шел быстрее и удобнее, контейнер оставляют ближе к дороге. Конечно, это вынужденная мера, и, как только позволят погодные условия, баки вернутся в модуль.
Свои коррективы в график вывоза мусора вносит и пандемия: высокая заболеваемость не обошла стороной водителей и их помощников. 28 января три машины не смогли выйти на маршрут – ​сотрудники ушли на больничный, поскольку от инфекций не застрахован никто. К счастью, уже к понедельнику, 31 января ситуация нормализовалась. Но дать 100%-ную гарантию, что ни один сотрудник больше не заболеет, не сможет никто.
Зато с запаркованностью территории дело обстоит куда лучше, чем несколько лет назад, отметил Дмитрий Борисович. Раньше мусоровозы сталкивались с проблемой подъезда потому, что на почищенную территорию возле мусорных баков владельцы авто, живущие в окрестных домах, спешили припарковать своих железных коней. Из-за этого тяжелая техника не всегда могла подъехать к площадке и освободить контейнеры.
– Мы много общались с автовладельцами, разъясняли, что контейнерная площадка – ​это общественное место, которым пользуются все жильцы, – ​рассказал Дмитрий Чугрин. – ​Если чье-то авто мешает мусоровозу подъехать, то у нас не будет физической возможности очистить контейнеры, это создаст дискомфорт всем жильцам. Радует, что все больше людей стали понимать это и стараются не загораживать проезд для техники.
Больше площадок – меньше мусора
В 2020 году на Бору появились первые контейнерные площадки, оснащенные модулями, внутри которых располагались как баки для общих отходов, так и контейнеры для пластика, стекла и бумаги. Площадки, прямо скажем, небезупречные. Конструкция их в ряде случаев не позволяла вкатить контейнеры на место из-за неудобного выступа, поэтому часто можно было увидеть баки, стоявшие рядом, а не внутри модуля. В 2021 году субсидий на организацию новых площадок не выделялось, зато в этом году регион выделил муниципалитетам средства на продолжение работ по благоустройству мест складирования твердых коммунальных отходов (ТКО).
– Сейчас мы в трехстороннем порядке – ​мусоровывозящая компания, регоператор и администрация округа – ​ищем оптимальные варианты конструкции этих площадок, – ​рассказал Дмитрий Чугрин. – ​Из прошлого опыта мы видим, что обеспечения площадок только модулями недостаточно: ​необходимо организовать твердое покрытие, оснастить площадку евроконтейнерами объемом 1,1 м3. На мой субъективный взгляд, если делать контейнерную площадку, то нужно подходить к вопросу комплексно. Я думаю (это только мое личное мнение), что лучше сделать меньше площадок, но они должны быть эффективными на 100%. Пока цифр, сколько площадок будет построено, нет, поскольку нет еще единой, согласованной картины. От понимания того, какой должна быть площадка, будет зависеть и ее стоимость. Цена укомплектованной площадки процентов на 60 дороже, чем просто цена модуля без контейнеров и твердого покрытия. Я считаю, что в этом вопросе качество важнее количества. Но, повторюсь, это только моя точка зрения, она вполне обсуждаема.
Сколько можно, а сколько нельзя?
До поздней осени борчане обменивались возмущением в социальных сетях из-за того, что крупногабаритный мусор накапливался как возле оборудованных площадок, так и возле одиноко стоящих контейнеров. Зимой проблема сезонно смягчилась, но что будет весной, когда начнется период субботников и генеральных уборок?
– В первый год реформы, в 2019 году, мы с замиранием сердца ждали периода субботников, думая, что объем мусора будет огромным, – ​рассказал Дмитрий Чугрин. – ​Но оказалось, что по-настоящему огромные объемы ждали нас в 2020–2021 годах. Норматив вывоза всех отходов в соответствии с территориальной схемой составляет 30 тысяч м3 в месяц, из них на крупногабаритный (КГО) приходится 20% от этого объема. Это тот объем, за вывоз которого регоператор собирает плату. При этом в пиковые месяцы мы вывозили до 50 тысяч кубов с территории! И пиковый период длился с мая по сентябрь, за эти пять месяцев нормативы были превышены кратно.
Львиная доля КГО – ​это ветки. Кроме того, на контейнерных площадках нередко можно увидеть строительный мусор. И речь идет не о старых обоях или линолеуме, снятом после ремонта. Компании, занимающиеся отделкой, включают в прайс услугу по вывозу мусора, а по факту свозят к площадкам битый кирпич и старые доски.
– Или, например, снесли люди старый сарай. Вот к какому типу отхода его отнести? Норматив у нас – ​2,6 м3 на человека в год, только этот объем оплачен жителями, – ​объяснил Дмитрий Чугрин. – ​И старый сарай вряд ли входит в этот норматив, при том что нужно загрузить целый ломовоз, чтобы этот сарай вывезти.
Улучшить ситуацию могли бы организованные площадки для складирования КГО. Речь идет и о восьмикубовых контейнерах, и о более крупных обустроенных площадках с покрытием, на которых жители могли бы размещать свой отход.
– Недавно у меня состоялся интересный разговор с местными жителями. Я ехал по объездной дороге и увидел, как двое мужчин катят гигантские старые колеса к контейнерной площадке. Я остановился, подошел к ним, спросил, зачем они это делают. Мужчины объяснили, что знают, что так делать не нужно, но нанимать транспорт и везти эти колеса на мусороперегрузочный пункт в Глазково и Тайново у них нет возможности. Но сказали, что если бы было место для складирования чуть ближе, в городской черте, то отнесли бы их туда. В таком случае даже контейнер-«восьмерка» не решит проблему: они физически не смогут загрузить в него огромные колеса, да и объема контейнера не хватит. А вот на площадке можно было бы разместить громоздкий отход.
По предварительным подсчетам, на город нужно не менее семи таких площадок, плюс еще по одной в Неклюдове, Большом Пикине и пос. Октярьский. Организация площадок для складирования отхода не исключает установки восьмикубовых «лодочек» там, где это необходимо. Комплекс мер – ​новые, оборудованные контейнерные площадки для ТКО, места складирования для крупногабаритного отхода и дисциплинированность борчан – ​помогут сделать наш город намного чище.
Наталья романова,
фото: Любовь Микина

Лента новостей