О ЛЮДЯХ

Анастасия Лаврова. Назад в будущее

Не лепо ли ны, братие, реци словесы о русских традициях, коими зело богата земля нижегородская? Бо не перевелись еще добры молодцы и девицы, помняху корни наши. Одна из таких девиц красных – Анастасия Лаврова.

Повод прекрасный, чтобы реци словесы: близится весеннее равноденствие – испокон веков один из главных праздников на Руси. Запах весны будоражит нас, как и будоражил наших предков, предвещает победу солнца над тьмой, грядущее тепло и благоденствие.
Обожает весну и мать троих детей Анастасия Лаврова. Ее дочке Марьяне 6 лет, дочке Маргарите – 2 года, а сынишке Всеволоду – полгода. При всем при этом богатстве молодая мама успевает руководить студией творческого развития «Шиповник» при Стеклозаводском ДК! Как ей это удается – бог весть!
Наверное, энергии море от погружения в русские традиции, да муж заботливый, да песни и любовь спасают.
Настя – профессиональная певица, вокалист-народник. Закончила Нижегородский музыкальный колледж им. Балакирева. Говорит, что поет с пеленок.
– Я пошла учиться на народницу почти случайно, – вспоминает Анастасия. – Всю жизнь пела тяжелый рок, с мужем на этой почве и познакомились. Он был барабанщиком в рок-группе, я пела и писала песни. Народной культурой меня заинтересовал брат. Мне нравилось его увлеченность традиционной русской одеждой и обычаями в целом. Потом мой знакомый из рок-тусовки поступил на народное отделение колледжа. Меня позвал. Пришла. Понравилось.
Традиционное современное
Анастасии хотелось чистого, беспримесного фольклора, но в колледже была, как она говорит, добротная стилизация под фольклор. Так называемое «народное благородное», то, что ближе к академическому пению. Вроде Зыкиной. Поэтому, когда она познакомилась с руководителем нижегородского этнографического ансамбля «Синий лен» Еленой Владимировной Тихомировой, то с радостью приняла приглашение в ансамбль.
– Елена Владимировна старается народные традиции преподнести в максимально чистом виде, что мне очень нравится. Она и человек удивительный. Мать пятерых детей, у нее на все хватает времени. И в экспедиции по деревням и музеям ездить, и костюмы шить, и принимать участие в фестивалях, и руководить, и семье уделять внимание.
При всем при том, что в ансамбле максимально точно воспроизводят песни, обычаи и одежду, энтузиасты стараются привнести современные «фишки» в старину. Например, когда Анастасия с девчонками и мальчишками ходит с колядками по улицам Бора, то старинные прибаутки разбавляет приметами нашего века: «Кто не подаст каравай, тому отрубим вай фай!» – и все в таком духе. Народ смеется – цель достигнута.
Настя хочет, чтобы люди воспринимали фольклор не как пережиток прошлого, а как естественную часть жизни, развивающуюся во времени. Поэтому она любит смешение и адаптацию. Она умеет так подать концерт, например баянистов и гусляров, что люди выходят слегка ошарашенные и приятно удивленные. То же и в песнях, чуть в меньшей степени – в одежде. У зрителей меняется угол зрения на «народность». Она становится уже не достоянием пыльных бабушкиных сундуков, а живой, глубоко трогающей душу данностью.
Глас народа
Не знаю, кому как, а мне было очень интересно узнать от Насти об особенностях народного пения, о разных способах звукоизвлечения в регионах.
Оказывается, у настоящего фольклорного пения острый, прямой звук, вышедший из обычного разговора. Для бабушек в наших деревнях было естественно в ходе разговора перейти на пение и обратно. Для такого пения характерны сужение в области надгортанника и йодли (резкий переход из «грудного» регистра в головной), опущенное мягкое небо. Звук звонкий и открытый. При этом не надо кричать, пережимать там, где не надо, – от этого садятся связки.
Народная музыка отличается от академической размерностью, импровизационностью. Размер песни может запросто меняться не один раз, потому что, как и в церковном песнопении, в ней главное значение имеет текст, смысл. Причем страна наша такая огромная, что одна и та же песня может различаться и в музыкальном, и в текстовом плане.
Особая тема – казачья песня, так горячо любимая всем семейством Лавровых. В ней – казачья вольница и особый патриотизм, при этом женское пение сильно приближено к мужскому. Вероятно, это связано с тем, что южанки исторически были физически крепкими дамами, вынужденными в отсутствие мужей сами себя защищать от недобрых людей.
– А уж говоры на Руси – это вообще что-то удивительное, – восхищается Анастасия. – Например, принято считать, что в Костромской области все окают, – ан нет, есть места, где и акают. И в нашей области так же. Есть даже деревни, где экают. На севере и юге области совершенно разные произношения, различаются и костюмы. На Ветлуге, например, очень мягкий говор, похожий на вологодский…
Я вообще люблю нашу северную традицию. Обожаю, например, сказки Бориса Шергина и Степана Писахова – в них поморский стиль, мелодика речи очень ярко представлены. По ним много мультфильмов снято, помните? Леонов озвучивает. «Про Перепилиху», «Замороженные сказки», «Волшебное кольцо», «Мартынка» и другие. Кстати, «Материнский плач» Писахова я исполнила на одном из фестивалей и заняла первое место.
На все руки мастерица
Большое внимание уделяет Анастасия Лаврова в своей студии и обрядовым традициям.
Одна из самых древних – хоровод. Это завихрение энергии, призыв к Солнцу ускорить приход тепла, дать хороший урожай, – много назначений у хоровода.
Дети воспринимают на ура и другие обрядовые действия в виде игр, например «Ручеек», «Зянька», «Селезень», «Дударь», «Капустка». Последняя вышла из старинного обряда на Троицу, когда начинали завиваться кочаны. Дети ходят по спирали, пока весь хоровод не завьется в тугой кочан, – считалось, что это ускоряет урожай.
– Скоро, с 21 марта, будем призывать весну, жаворонков, – улыбается наша новая знакомая. – Каждую весну с дочкой мы печем печенье в виде жаворонков и крестов, выходим на пригорок, ближе к солнцу, и поем закличку: «Жаворонок прилети, красну весну привези».
Приглашают Анастасию провести народные игры даже на свадьбах – это сейчас становится популярным. В основном же полноценные обрядовые игры, к сожалению, проводятся лишь на фольклорных фестивалях или иных массовых мероприятиях в Нижнем Новгороде – с ряжеными, песнями, плясками.
– Очень интересно на таких мероприятиях понаблюдать за нарядами – приезжают ведь из разных мест, по одежде сразу видно – откуда. Разный крой, разные узоры. Одежде я уделяю большое внимание. В русском традиционном костюме важен каждый элемент. В нем и ведешь себя по-иному, он дисциплинирует. Кстати, всем рекомендую носить валенки, – смеется Настя. – Я, например, в них хожу не только в холодную зиму.
Мечтает Анастасия устроить на Бору настоящую (!) Масленицу – со снежными крепостями, кулачными боями. Но пока не хватает людских ресурсов…
* * *
Тема русских традиций бесконечна, мы еще не раз, надеюсь, о них поговорим. Анастасии пора домой, готовить ужин (кстати, она любит сама печь хлеб, квасить капусту, варить овсяный кисель и стряпать еще много чего другого нашего, русского, традиционного). Удачи Насте Лавровой во всех ее начинаниях!

Лента новостей