О ЛЮДЯХ

Следователь Елена Соколова

Кто из нас не увлекался детективами и не ждал очередную киноисторию про матерых преступников и умных следователей?! Здесь вам и погони, и стрельба из пистолета, и яркий финал, в котором добро всегда побеждает зло...

Однако драматургия нашей жизни – ​это не сценарий фильма, вот и в действительности профессия следователя лишена флера романтики, это каждодневный рутинный труд в кабинете за столом, где ты решаешь, ​виновен человек или нет.
Детство в Линде
Елена Квинтилиановна Соколова, ​ветеран ОВД, бывший следователь, подполковник юстиции, назначила мне встречу… в бане. Да, сегодня, находясь на пенсии, она работает юрисконсультом в МУП «Банно-прачечное».
Меня встретила симпатичная дама с короткой стрижкой и мудрым, пытливым взглядом из-под очков. Мы сели друг напротив друга, и вдруг я сама почувствовала себя следователем. А ведь и верно – ​профессия журналиста чем-то схожа с профессией следователя, ​вот только нам чаще приходится общаться с хорошими людьми, а следователю – с преступниками.
– Откуда такое необычное отчество у Вас? – ​начала я разговор.
– Квинтилиан в переводе с латыни означает «пятый», и отец мой был пятым ребенком в семье, – ​улыбается Елена Соколова.
Выяснила я, что и папа ее, и мама, и бабушка – ​все педагогами были!
– Я родилась в Линде и жила как многие сельские дети: ​носила воду, таскала дрова для печки, полола и поливала грядки в огороде, – ​рассказывает Елена Квинтилиановна. – ​Родители развелись, когда мне было 10 лет, но мама с отцом сохранили дружеские отношения, отец приезжал к нам в гости летом, и я у него гостила на Дальнем Востоке.
В школе Елена была круглой отличницей, а больше всего любила историю. Дома на книжной полке у Соколовых стояли огромные тома «Всемирной истории», и еще в третьем классе любопытная девчонка зачитывалась историей Древнего мира.
– Но мне всегда хотелось оказаться в будущем, – ​задумчиво произнесла Елена Квинтилиановна, – ​и я очень жалела, что так рано родилась. А в 7-м классе папа подарил мне книгу «О прокурорах и следователях», в которой были небольшие очерки про конкретных людей, и я решила, что буду следователем. И поступила во Всесоюзный заочный юридический институт.
Будущему юристу пришлось учиться и работать, а на втором курсе Елену Соколову пригласили в милицию на должность следователя. Ей тогда всего 19 лет исполнилось.
Каждодневный рутинный труд
Без малого четверть века отдала главному делу своей жизни Елена Квинтилиановна и с удовольствием вспоминает первые шаги в профессии.
Начальник следствия Семеновского ОВД М.К. Полищук не хотел брать девчонку без опыта, но все же рискнул, и Елена с головой погрузилась в уголовные дела – ​кражи, грабежи, разбойные нападения...
– Михаила Кузьмича я до сих пор с благодарностью вспоминаю. Со мной он проработал два года, затем поступил в Академию МВД, работал начальником милиции в Ветлуге, затем в главке. Именно он заложил во мне навыки, которыми я руководствовалась в дальнейшей работе.
Так каким же должен быть следователь? По мнению моей героини – усидчивым, ведь эта работа – ​каждодневный рутинный труд с документами, постановлениями, экспертизами и допросами. Кроме того, надо уметь планировать работу: ​не может быть расследования дела без плана.
– Надо планировать допрос и основательно подумать, что же ты хочешь спросить у того, кого будешь допрашивать. Если не подготовиться, всякий раз будешь упускать какие-то детали. План допроса надо даже записывать! Михаил Кузьмич каждый день спрашивал план. Под его руководством нас было шестеро, и он знал все наши дела от и до, и обмануть его было невозможно!
Логика, аналитический ум и строжайшая дисциплина требуются от следователя. И вряд ли бы эта рутина вдохновила создателей фильмов о милиции.
– Я не могу смотреть наши детективы, там все неправда, – ​соглашается со мной Елена Квинтилиановна. – ​В фильмах – сплошные нарушения закона! Ну не может в реальности оперативный работник задержать и арестовать человека! Закон ему это не позволяет! А в фильмах – ​сплошь и рядом! Или сериалы, где следователи ходят с пистолетами, ездят на задержания, мчатся в погоне за преступником. Реальный следователь сидит в кабинете и работает с документами.
Однако Елена Соколова призналась, что были случаи, когда ей самой приходилось задерживать и конвоировать людей, но это – ​исключение из правил. В Семенове она проработала четыре года, потом захотелось самостоятельности, и молодой специалист перевелась в Навашино. Но...
– Навашинский ОВД так и не стал мне родным, хотя на работе меня ценили. А занималась я все тем же: ​кражи, грабежи, поножовщина. Но там я вышла замуж и родила дочку и сына, – ​вспоминает Е.К. Соколова.
«Подростковый» период
Родив дочь, Елена вернулась в Линду. Сначала растила малышей, а в 1987 г. перевелась в Борский ОВД, где часто расследовала уголовные дела, совершенные несовершеннолетними.
– Дети – ​это же группа, стая. ​Один бросил клич – и все устремились за ним не думая! Стадность – ​главная причина больших уголовных дел. В то время было много краж стекол со стекольного завода. Подростки через крышу проникали в 73-й цех, вытаскивали стекла, потом их сдавали. Конечно, дети были связаны со взрослыми преступниками. Много было работы по таким делам…
Развенчала моя героиня и еще один стереотип – ​о добром и злом следователе.
– Мне всегда было жаль этих подростков, жаль их родителей, которые, так же как я, работали с утра до ночи. Я старалась пойти им навстречу, ​например написать разрешение на лишнюю передачку или свидание. А с теми, кто меня оскорблял, писал необоснованные жалобы, поступала четко по закону. Следователь должен быть тонким психологом и справедливым человеком. Я старалась поступать по справедливости.
* * *
На пенсию Елена Соколова ушла с должности начальника отдела по расследованию общеуголовных преступлений, отдав любимой службе в милиции без малого четверть века. Признается, что полгода отсыпалась, занималась воспитанием внуков – ​их у нее трое, а после вновь вышла на работу. Сейчас трудится юристом. В свободное время много читает, даже когда занимается домашними делами – ​всегда с книжкой. А на прощание мне сказала:
– Может быть, в будущем преступности будет меньше, но человеческая психология не меняется, мы все такие же: ​добро борется со злом, важно, какую сторону примешь ты…
Лариса Толстых,
фото из личного архива Е. Соколовой

Лента новостей

Кусачая тема

25.04.24 15:28