О ЛЮДЯХ

Марафон с музыкой в голове

Мастер спорта международного класса, многократный призер забегов в Нижегородской области, чемпионка России в суточном беге 2017 года, обладательница Кубка России по бегу на 24 часа 2018 года, победительница ультрамарафона «Эльтон» на 100 миль, рекордсменка России в беге на 24 часа, обладательница премии «Достижение года» по легкой атлетике, серебряный призер международного ультрамарафона «Спартатлон» в Греции и победительница суточного забега во Франции. И это лишь часть побед борчанки Ирины Масановой.

Беседу с Ириной ведущая программы «НеЧайный разговор» 12+ Оксана Москвина решила начать не с ее спортивных достижений, а со стихов и песен, которыми наша сегодняшняя героиня делится в соцсетях и на портале «Стихи.ру» 6+.
– Ирина, Вы помните свое первое стихотворение?
– Мне было лет пять, и я сочинила стихотворение про маму. Строк, конечно, не помню, но помню, что очень этим гордилась. Правда, мама меня тогда раскритиковала, поэтому следующие стихи я писала уже в подростковом возрасте. Помню, первое из них было про звездное небо. Честно говоря, свои стихи я не запоминаю, как и песни, поэтому мне проблематично их исполнять, хотя писала их много. У меня всегда с собой были какие-то бумажки и карандаш, чтобы записать то, что на меня вдруг нахлынуло. Потом переписывала в блокнот. Где-то это все, наверное, сохранилось. Но те стихи сейчас мне кажутся несовершенными, сыроватыми, поэтому о том, чтобы их печатать, никогда не думала. А вот стихотворения последних, уже взрослых лет печатала на портале «Стихи.ру». Я их пишу, когда нахожусь в каком-то лирическом, созерцательном, иногда немного грустном настроении. А вот с песнями все гораздо веселее. Семья у меня была музыкальная: кто-то играл на гитаре, кто-то – на баяне. И наши семейные посиделки всегда сопровождались песнями. Наверное, поэтому я достаточно тонко чувствую музыку. Меня отдали в музыкальную школу, но у меня там что-то не пошло. Я сама дома пыталась учиться играть на пианино, а в шестом классе я все-таки решила заниматься музыкой более серьезно. Тогда родители отвели меня в «Алису», где я училась играть на фортепиано. Мне в голову всегда приходили какие-то мелодии, я могла их записать в нотную тетрадь. Потом, когда мне было уже 16 лет, я самостоятельно стала учиться играть на гитаре, сама подбирала аккорды. И сейчас музыка со мной всегда. Я даже когда бегу, она у меня в голове.
– В соцсетях Вы очень интересно пишете о себе, о беге. Не возникало мысли издать подборку своих историй в помощь начинающим спортсменам? Наверное, это было бы интересно и обычным людям, не имеющим отношения к бегу.
– Кроме соцсетей, я веду блог, где представлены длинные посты о забегах, о том, как все прошло, что я при этом чувствовала. Люди читают и говорят, что у меня каждый отчет – как небольшая книга, спрашивают, почему бы не издать все эти истории и не сочетать их с какими-то советами. Но мне кажется, что, если я за это возьмусь, у меня не получится идеально. А я так не хочу! Конечно, я думаю над этим, но пока, наверное, не совсем готова. Сейчас мне больше нравится писать прозу. Здесь, как при написании стихов, не нужно загонять себя в ритм, в рифмы. Ты пишешь то, что чувствуешь.
– Расскажите немного о Вашей семье? Ваш муж и сыновья бегают марафоны?
– Муж – категорически нет. Ему по здоровью бегать не рекомендуется. А детей я периодически беру с собой на тренировки, но они бегают, надо сказать, без особого энтузиазма. Я ведь сама пришла в спорт, когда мне было уже тридцать лет. А до этого – книги, музыка, неспешные прогулки. Поэтому я спокойно отношусь к тому, что моя семья далека от спорта. Дети ходят у меня на плавание, но не для того, чтобы достичь каких-то результатов, а для того, чтобы форму поддерживать, чтобы какая-то активность была. Я не заставляю их бегать, потому что знаю, что, если через силу, не будет пользы. Может быть, когда-нибудь они сами к этому придут.
– Каждый день у Вас тренировки. Хватает времени на домашние дела?
– Я вожу детей в школу, бассейн, в различные кружки. Раньше это занимало много времени, потому что мы жили в поселке Октябрьский. Сейчас, когда переехали на Бор, стало намного проще. Например, у ребенка есть занятия плаванием в «Алисе», а я в это время бегу, например, в сторону парома. То есть, в принципе, все успеваю. Еду готовлю обязательно – в холодильнике всегда есть завтрак, обед и ужин, даже если я куда-то уезжаю. Так что времени на семью хватает.
– Ваш папа, Виктор Александрович Березовский, – известный тренер по конному спорту. Почему Вы не стали продолжать семейную традицию?
– Мы с детства были рядом с лошадьми – убирали, кормили, работали. И, наверное, занятия конным спортом были уже лишними. Я благодарна родителям, что этими необходимыми работами на конюшне они привили мне трудолюбие. Хотя я сейчас могу подседлать лошадь, проехаться галопом, может быть, какие-то небольшие барьеры взять. Папа не расстраивается от того, что я не продолжила его дело. Наоборот, гордится тем, что я достигла таких высот, пусть и в другом виде спорта.
– Как Вы решили начать бегать?
– В один прекрасный момент я поняла, что мне не хватает движения. Раньше я тоже немного бегала – для похудения. Мне кажется, что бег – это самое простое, чем можно заняться: не нужно никаких дополнительных снарядов, тренажеров, даже одежды специальной не надо. Ты просто вышла – и побежала. Когда я начинала бегать, было очень тяжело. Но со временем стало легче. Я читала много специальной литературы, в том числе и на английском языке, и бегала все дальше и больше. И мне захотелось достичь каких-то результатов. Первая дистанция, которую бежала официально, 21 километр, – полумарафон. Я поехала в Москву, хотя никуда до этого одна не ездила. Прибежала третьей, причем с хорошей скоростью, и это меня как-то подхлестнуло. Подумалось: если бежать еще дольше, например целые сутки, сколько километров получится? И эта идея во мне засела. В итоге через два с половиной года я уже бежала суточный марафон.
– Вы занимаетесь самостоятельно? Без тренера?
– Я занимаюсь самостоятельно, хотя знаю, что тренер нужен. Да, я много читаю, много знаю, но надзор все-таки необходим. Просто пока не нашла человека, которому могла бы безоговорочно доверять. Сейчас доверяю только себе! Я тренирую других людей, потому что у многих из них недостаточно знаний, многим нужен какой-то толчок к развитию, чтобы их контролировали, и, как тренер, могу посмотреть, как прошла тренировка, что-то скорректировать. Я обучалась тренерской работе, у меня есть соответствующий диплом, но основную часть знаний я получала опытным путем.
– Ирина, что помогает Вам не сойти с дистанции, когда силы уже на пределе?
– Например, в этом году я бежала сутки, и девочки-соперницы были очень сильные, а я была как раз после травмы. Но муж мне сказал: «Попробуй пробежать 12 часов, а там посмотришь». Он здорово меня поддержал, нашел нужные слова. Обычно я бегу в лидерах, а тут – где-то шестая. Думаю: есть ли смысл дальше бежать? Но я обычно бегу долго ровно, а люди, как правило, начинают быстро, а затем замедляются. И вот я уже побежала дальше. Потому что как это – сойти с дистанции, когда ты уже столько пробежал?! Смысл сдаваться-то? Конечно, на таких забегах нельзя останавливаться, приходится это делать только из-за физиологических потребностей. А так мы и едим на ходу, и пьем на ходу. Многие сходят с дистанции, потому что суточные марафоны – это сложно не только физически, но и психологически. Я умею как-то отключаться. А еще – у меня есть цель, и ради нее я все могу вытерпеть.
Подготовила Наталья Баландина,
фото: архив БИА

Блиц-опрос:
– Если неожиданно Вам выпадет свободный час, чему Вы его посвятите?
– Пойду бегать
– Плакали ли Вы когда-нибудь после побед или поражений?
– Конечно, и не раз
– Что мешает Вам жить, а чтопомогает?
– Мешает неуверенность, а помогаетсила воли
– Продолжите фразу: «Сейчас я мечтаю о…»
– О том, чтобы побегать в горах

Лента новостей