О ЛЮДЯХ

В поисках себя: на грани жизни и смерти

Что есть наша жизнь? Преодоление препятствий, собственных слабостей, расширение горизонтов, развитие – именно этого хочет от нас Вселенная. Альпинизм – прекрасное подспорье для такого развития.

Уральские, Алтайские горы, Эльбрус. Запах чистейшего горного воздуха, костры на базах, аромат тушенки, рука друга, смех и слезы, солнечные ожоги, обморожения – это уже образ жизни и, если хотите, наркотик. Борчанин Иван Курицин знает об этом не понаслышке – за его плечами восхождение не на одну гору.
Горы уважают характер
А начиналось все с обычного похода на природу — в выходные, с палаткой, с друзьями...
– Собрал рюкзак – и в лес. Не пацанское дело, дома-то сидеть, – улыбается Иван. – В походе интересно: костер разведешь, еду приготовишь, зверя какого-нибудь увидишь... Как-то раз спал не в палатке, а рядом, в спальнике. Ночью проснулся, смотрю – лисенок стоит и смотрит на меня. Утром одной сандалии не досчитался – утащил звереныш!
В 2013 году увлечение походами вышло на новую стадию. Иван впервые отправился в горы, на Урал, на вершины под названием Конжаковский Камень и Иремель.
– Я шел в горы и мне это нравилось. Это нельзя объяснить! Просто делаешь и получаешь удовольствие. Все просто. Дальше был Эльбрус. А сейчас это – уже традиция. Хоть раз в год, но на Эльбрусе побывать надо. Знаю немало людей, кто ставит себе цель взойти на Эльбрус «для галочки». Взошли и вроде как все, с горами покончено. У меня же нет цели просто взойти, меня интересует опыт, который я приобрету на очередном восхождении. А вершина – это как бонус к приобретенному опыту. Два последних года все новогодние празднике я проводил на Алтае в ущелье Актру. Высшая точка – гора с одноименным названием. Две попытки восхождения оказались напрасными – не пускает гора и все. Зато зимний опыт восхождений многого стоит. Вот и сейчас активно тренируемся, и 27 апреля стартуем на Эльбрус. Будем делать «крест» с запада на юг.
Как стать альпинистом
Опытные инструкторы – это самое главное в альпинизме. Без них легко погибнуть. Это удивительные люди, безумно влюбленные в горы и заражающие своей любовью других.
– Я бесконечно благодарен своим учителям: Максу Дарьенкову, Лёхе Меженинову, Илье Храмовских. Макс – альпинист советской закалки, с огромным опытом. На Эльбрусе я впервые побывал именно с ним. У него за спиной несколько «семитысячников» (от ред.: гор высотой более семи тысяч метров) и даже великая Ушба (гора в Грузии, чрезвычайно сложная для восхождения). Леха Меженинов – руководитель турклуба «Штурм», а также Детского клуба туристов. Работает он заместителем директора школы № 55. В этой школе мы тренируемся. Илья Храмовских – человек, проводящий 90% своего времени в горах Алтая. Очень много ходит, открывает новые маршруты, следит за изменениями в погоде, рельефе. Просто кладезь знаний! Я невероятно рад, что знаю всех этих людей. Ну и, конечно, постоянно смотрю видео в интернете, читаю статьи. Если есть желание, научиться можно всему.
Преодоление себя и природных невзгод – это, как говорят почти все альпинисты, главное. Эйфория на вершине – как логический финал. Даже коварная горная болезнь не останавливает этих людей.
– Горная болезнь всегда ощущается, – рассказал Иван. – У меня она проявляется в виде жуткой головной боли. Через пару дней проходит. Галлюцинаций и помутнений рассудка, слава Богу, у меня не было ни разу, но вот один мой товарищ хотел вызвать такси на Эльбрусе и доехать до вершины. Это было на высоте порядка 5000 м. Долго ему объясняли, что он на склоне стоит и такси не приедет. А вообще горная болезнь – вещь опасная. Был случай, когда я участвовал в спасательных работах на Эльбрусе. У человека тогда случилась тяжелая форма гипоксии (нехватка кислорода) и в результате – паралич. Спустили его вниз и передали сотрудникам МЧС.
Говорящие с горами
К горам настоящие альпинисты относятся как к живым существам и даже более того – как к чему-то такому, что повелевает их судьбами.
– Нельзя говорить, например, иду «покорять» гору, – поделился Иван. – Горы чувствуют людей. Пойдешь покорять – не вернешься. Подняться, взойти – так правильнее.
С горами они разговаривают, слушают их, ловят их вибрации. Когда их спрашивают, зачем такие лишения и опасности, они отвечают, что стремятся к запредельным нагрузкам потому, что только такие нагрузки могут изменить психику. Это как в спорте – лишь работа за гранью утомления приводит к росту результатов. После гор, по словам альпинистов, наступает ощущение свободы. Границы найдены и раздвинуты. Но потом – снова в горы. К новым границам, к новым Учителям.
Этим летом Иван собирается на Белуху – легендарную, сакральную гору Алтая. Ее еще называют Алатырь-гора, Меру, пуп Земли. Пожелаем Ивану с товарищами новых открытий, но главное, счастливого возвращения домой!
Что нужно для альпинизма?
* Альпинистское снаряжение: его очень много и оно дорогое. Как правило, покупается частями (если, конечно, вы не миллионер). В него входят: качественные ботинки, непромокаемые, но «дышащие» штаны и куртка, веревки, блоки, ледоруб, кирка, «кошки» (скальные крючья), рюкзак, трекинговые палки, солнечные очки, спальный мешок, обвязка (страховочная система), множество штуковин для подъема и спуска по веревке.
* Тренировка: как правило, альпинисты тренируются на скалодромах – павильонах со стенами разной крутизны и с выступами, необходимыми для подъема.
* Образ жизни: в 99 % случаев альпинисты – это не пьющие и не курящие люди.
* Опасности (помимо главной – возможности сорваться): сильный ветер в горах, резкое понижение температуры, буреломы, пурга, горная болезнь. Эта болезнь у большинства начинает проявляется примерно на высоте от 3 км. Признаки: вялость, головная боль, тошнота, эйфория вперемешку с депрессией, замедленные реакции, общая неадекватность. Вызвана недостатком кислорода на больших высотах. Человек адаптируется к таким изменениям в среднем за 2 дня. В тяжелых случаях необходима срочная эвакуация.
Антон Дерябин

Лента новостей