О ЛЮДЯХ

Сергей Вострилов. Истории нашего дома

История первая. «Утоли моя печали». Я купил дом в поселке Ватомском 6 марта 2012 года. В день рождения отца. Ему тогда могло бы исполниться 75 лет, но он не дожил до этого дня. Не знаю почему, но мне казалось, что именно в таком месте и таком доме отец хотел бы писать свои книги. Анатолий Васильевич Вострилов мечтал о домике в деревне. Свою главную книгу, труд своей жизни, он не успел издать, и мы с сестрой сделали это после его смерти, взяв на себя смелость назвать произведение отца «Утоли моя печали» 6 +. Такое название нам казалось в тот момент самым подходящим – так назывался храм на его малой родине, история которой и повествуется им в этой книге.

Мы не присматривались к фундаменту дома, не изучали крышу и стены, не замечали старые печки и электропроводку. Нам с женой очень понравилось место, в котором стоял этот домик- засыпушка. И этого было достаточно.
–У тебя сегодня ночью впервые за последнее время не дергалась нога во сне. Вот что значит сосновый воздух! – с улыбкой произнесла моя жена, передавая мне бокал с зеленым чаем на крыльце дома.
–Удивительное дело: похожу я здесь минут 20–30, посмотрю на лес, небо – и что-то переключается внутри, все проблемы, все печали улетучиваются, приходит блаженное спокойствие, – в такт жене рассуждал я, глядя на лесную красоту.
Место это правда замечательное: крайний дом в поселке, вокруг высокие сосны, их много, они тихо качаются на ветру и шумят. Нет, не шумят, а разговаривают с тобой, напоминая о чем-то важном и далеком из детства.
–Я сегодня в 5 утра вышел покурить на крыльцо и удивился необычному звуку: «Стук- стук-стук». Пригляделся – и обомлел: прямо над моей головой дятел долбит крепкий ствол сосны, – так описал свою встречу с лесной реальностью Андрей Суворов, друг моей юности. Он был одним из первых гостей в нашем доме – помогал нам справиться с разборкой старых построек, оставшихся от прежних хозяев. Таким же гостем был и Сан Саныч Одинцов. Что бы мы делали без друзей?!
–А мне понравилось, как вчера ты разгребал мусорную кучу на участке и разговаривал при этом с муравьями: «Извините, ничего личного, я просто делаю свою работу», – широко улыбаясь, подхватил беседу внезапно появившийся на крыльце Саныч. – А Серега важно ходил по участку, подбирал разные бумажки, обрезки, кусочки мусора, наводил порядок. Я почувствовал, что в нем проснулся другой человек – ХОЗЯИН.
–Первое место должна занять история с выключателем! – раззадорился Андрей.
–Какая история? Какой выключатель? – удивился я.
–Мы вчера уработались, выпили немного, улеглись отдыхать, и ты попросил меня встать выключить свет. Я поднимаюсь, только дотронулся до выключателя – и услышал твой богатырский храп. Это было неожиданно! От твоей просьбы до храпа не прошло и 3 секунд. Вот что значит работа на свежем воздухе!
Смешные истории рождались прямо на глазах.
–Слушай, Саныч, я уже не удивляюсь тому, что все эти сараи разной ширины и высоты. Но почему они покрашены в четыре цвета? Это же некрасиво! – отрывая очередную доску, спросил Андрей.
–Мы так в армии красили административное здание! Прапорщик каждый день упрашивал полковника завести бочку и сливать в нее выданную за день краску, чтобы в конце недели покрасить военный объект в один цвет. Но нет: приказано красить, исходя из тех материалов, которые подвезли. Красно-желтая, с оттенком синевы, переходящей в зеленый цвет, казарма еще долго радовала наш взор. А ты говоришь, сарайчик, – хохотал в голос Одинцов.
Целое лето мы с женой, нашими детьми, племянником и друзьями потратили на то, чтобы разобрать ненужные строения, выкорчевать ненужные кусты и деревья, выкосить траву и отремонтировать упавший забор. Спасибо вам, друзья, за помощь! Но когда наступил момент триумфа, мы поняли, что прибрать территорию – это только начало, нужно было идти дальше: ремонтировать, строить, облагораживать дом.
–Что-то очень много вы тратите денег на свою дачу: электропроводка, вагонка, фанера. Зачем? Что можно изменить в этой избушке? Ты представь, сколько платьев можно было бы купить на эти деньги! – как-то очень по-доброму, но в тоже время настойчиво заводила теща разговор о наших действиях.
–Мама, мы же ради детей это делаем. Почувствуй, какой здесь воздух, как много места! – старалась оправдать вложения моя жена.
Я понимал, что убедить тещу в правильности нашего решения может только чудо. И чудо произошло.
В этом старом доме мы изо всех сил старались навести уют. Когда жена делала генеральную уборку, решила протереть икону в углу почти у самого потолка, оставленную бывшими хозяевами.
–А знаешь, как, оказывается, называется икона в нашем доме? Нет?
–Утоли моя печали.
–Дивны дела твои, Господи!
История вторая. Женька
Первый раз я увидел Женьку у себя в квартире в начале 2000-х. Он приехал на заработки в город из деревни. Худой, высокий, белобрысый, с широко раскрытыми глазами, а главное – разговорчивый. Он сразу мне понравился. Все у него в руках играло, пело, ладилось. Особенно подкупало то, что он внимателен к деталям и мелочам. Одним словом, делал Евгений Глухов мне ремонт в квартире красиво, легко, с задором. Делал, делал и вдруг пропал.
Я спросил родственника, который рекомендовал мне Женьку, о его пропаже. Тот ответил, что, мол, не ищи, его взяли в рабство наши бандиты – он им должен.
–Какие бандиты в моем городе? Я, вообще-то, выжил в 90-е. Ну-ка, веди меня к ним! Есть опыт общения с этим народом.
Рассказ о том, как я разговаривал с деревенскими бандитами, – это отдельная история. Сейчас не об этом. Скажу лишь, что выкупил я Женьку у них недорого: две бутылки водки и курица. Правда, о цене выкупа я Евгению не сказал. Пусть, думаю, старается. И он старался…
–Еще наши прадеды использовали блочный метод строительства домов, – неторопливо, как-то нараспев говорил Женька, когда мы вдвоем с ним строили новую беседку напротив старого дома.
Вернее сказать, он строил, а я был чернорабочим: чего поднести, подать… ну и, конечно, послушать рассказ мастера!
Беседка получилась большая, красивая. И собрали мы ее быстро – за три дня. В качестве бонуса смастерил Женек мне для логического завершения строительства этого объекта большой стол и две скамейки. Сбылась моя детская мечта: пить чай на свежем воздухе! Да не просто на улице, а в лесу!
Женька после проблем с бандитами завязал с алкоголем, поэтому его я тоже угощал в новой беседке чаем с вареньем.
–Ну, Анатолич, когда дом-то ломать будем? Пора его перестраивать! Давай решайся. Дам большую скидку – должник я твой, – с хитрой улыбкой произнес роковые слова Евгений.
Сказал – и заронил в нас с женой сомнения… Наверное, надо домик-то тоже «облагородить»?..
Договорились мы с Женьком о ремонте дома весной 2017 года. Я получил заказ от одного бизнесмена в Москве и немного осмелел, нанял Женьку с помощником «подешевле утеплить дом и отремонтировать крышу, чтобы не текла». И наша «революция» началась!
–Ты, Анатолич, езжай спокойно в Москву, работай. Мы все здесь сделаем по плану. Привези немного денег, – спокойным, доброжелательным голосом успокаивал меня Женька.
Сначала все шло хорошо. Евгений закупил необходимые материалы: цемент, доски, фанеру, профнастил и многое другое. Они с помощником оторвали старые доски снаружи, и я немного успокоился, приехав в выходные вывозить мусор. А на следующие выходные меня чуть не хватил удар! У дома отсутствовала одна стена, и еще Женька полностью разобрал крышу!
–Понимаешь, Серега, – вкрадчиво начал Евгений. – Я не хотел снимать верх полностью, но, начав разбирать крышу, понял, что по-другому нельзя. Я же обещал все делать качественно. Ты не переживай, материалов для новой крыши хватит, я посчитал. А по оплате договоримся.
Я уже пожалел, что связался с прилежным строителем, не умеющим строить плохо. Вся моя семья подключилась к процессу строительства. Иногда нам казалось, что стройка никогда не закончится, а самое главное, что я не смогу рассчитаться за работу с неугомонным мастером.
Но у любой истории есть начало и конец. Основная стройка завершилась. Дом получил иные черты и значение. В нем появились канализация, красивая печка и даже второй этаж. А после покраски дом приобрел «товарный вид».
Мы сидели в беседке, отмечали окончание строительства. Я радовался, что Женька и вправду не взял дополнительных денег за «творческие решения». Я понимал, что его работа стоит гораздо дороже, и ругал себя за то, что скрыл от него стоимость давнего выкупа. «Нехорошо как-то» – думал я.
Словно читая мои мысли, Женька поднял бокал с чаем и произнес:
– Мы построили красивый дом, с Душою. Я доволен. Думаю, что вы тоже.
Он хитро улыбнулся и посмотрел мне в глаза:
–Ты думаешь, я не знаю, за сколько ты меня выкупил? Знаю! Две бутылки водки и курица. Но дело не в размере выкупа, а в том, что ты помог мне в трудный момент, когда я был слабый и глупый. И это важнее любых денег! Не правда ли, Сергей Анатольевич?
Продолжение следует...

Лента новостей