О ЛЮДЯХ

Экскурсия по ферме и оленетерапия

В конце 2018 года на территорию одного из борских крестьянско-фермерских хозяйств были завезены первые олени: сто голов европейских благородных и пятьдесят голов алтайских маралов. Чуть позже здесь появились и коровы, чтобы развивать молочное животноводство. А с прошлого года на экоферме начали проводить экскурсии для туристов.

Экскурсия состоит из двух частей. Первый этап – прогулка по территории самой рабочей фермы. Вторая часть – поездка на пастбища, где летом содержатся олени. Начинается экскурсия с «детского сада» для телят. Здесь практикуется холодное содержание – будущие коровки располагаются прямо на улице, в небольших домиках, на подстилке из сена или соломы.
– Теленок рождается – его нужно обсушить, провести необходимые ветеринарные действия, – рассказывает глава крестьянско-фермерского хозяйства Екатерина Плеханова. – И дальше он переводится уже в наш телячий «детский сад». Телята содержатся здесь с рождения и до четырех месяцев. У них всегда есть свежая вода, телятница кормит их молоком, а с возрастом и какими-то необходимыми премиксами. Мороз телятам не страшен, для них гораздо хуже тепловой стресс, когда на улице жара. Но домики проветриваются, и мы постарались расположить их таким образом, чтобы от основного здания всегда была тень. Так что чувствуют они себя прекрасно, растут, набирают вес.
Экскурсия продолжается на товарно-молочной ферме. В прошлом году был построен просторный ангар на сто голов дойного стада, приобретена современная доильная установка.
– Молочным животноводством тоже нужно заниматься. У нас в области не хватает молочного животноводства, – считает Е.В. Плеханова. – Если брать оленей, то это такой долгосрочный бизнес. Молочная ферма – с этим чуть проще. Это такой рентабельный, хороший бизнес, которым можно и нужно заниматься. У нас голштино-фризская порода коров, приобретали мы их в племенном питомнике в Нижегородской области. Изначально на ферме было десять коров, сейчас – около ста голов дойного стада. Надои у нас составляют 24 – 27 литров, иногда 28 литров с коровы в день. Мы стремимся к большим показателям молока, но надо учитывать, что это все – первотелки. Их еще надо раздаивать – на вторую, третью лактацию планируем, что будет не менее 30 литров молока в день с каждой коровы.
Двигаемся дальше – к вольерам. Здесь проживают достаточно экзотические животные. Екатерина знакомит с каждым из них:
– У нас на ферме живет карачаевский козел со своим гаремом. Его зовут Ванечка. Гости его очень любят. У самца европейской лани тоже есть свой гарем из трех дамочек. Обратите внимание, какие у него рога: такие бархатные, неокостеневшие. Но он пока не подходит, немножко побаивается козлика. Есть у нас коза породы муфлон, ее зовут Малинка. Она раньше гуляла по всей территории свободно, но за плохое поведение была посажена в вольер к остальным животным. Самка двугорбого верблюда Лола живет у нас уже около трех лет. Была привезена из зоопарка, из Нижнего Новгорода. Здесь чувствует себя вольготно, хорошо. Зимуют они все так вот, как вы их видите сейчас. Мы им ставим укрытие от снега, от ветра из рулонов сена и соломы. Но Лола, например, несмотря на то, что была такая суровая зима, туда вообще ни разу не зашла. Ее можно покормить, она очень аккуратно берет с ладошки корм.
Затем – на машине через «коридоры» на пастбища. Вольеры построены в виде лабиринта, чтобы можно было перегонять животных туда, куда нужно. Едем встречаться с оленями. Самки благородного оленя, завидев машину, сами бегут к нам. Правда, близко подходят лишь самые смелые.
– Животные у нас распределены по группам. Самки европейских оленей, самцы, маралы. Дети прошлого года тоже в отдельном вольере, мы их тоже сегодня посетим, – продолжает экскурсию Екатерина Плеханова. – В каждом вольере есть животные более или менее ручные, которые могут к нам подойти. Не надо забывать, что все-таки это дикие животные, и надо быть здесь внимательными, осторожными. Вот они сейчас нас немного постесняются и подойдут.
У нас на пастбищах посеяны специальные травы – бобовые и злаковые. Олени все лето питаются тем, что здесь растет. Везде проложена вода и установлены поилки.
Покормив самочек, переезжаем на другое пастбище. Здесь пасутся годовалые ребята и девчата. Вот они-то уж людей совершенно не боятся и ведут себя достаточно нагло, вырывая из рук сухарики, жуя одежду и съемочную аппаратуру. У мальчиков уже появляются небольшие рожки, которые называются «шила». А в соседнем вольере расположились самцы.
– Панты у них уже спилены. А вот, посмотрите, к нам подошел самец, у него уже новые начали расти, – обращает внимание глава КФХ. – То есть, какая мощь и сила в организме, что начали расти уже вторые. Вообще, все наше хозяйство построено изначально на пантовом производстве. А чтобы его наладить в полном объеме, в хозяйстве должно быть не менее тысячи самцов. Мы к этому еще идем и растем. Это небыстрый процесс, потому что каждый год рождается 50 на 50 процентов самок и самцов. Сейчас у нас порядка сотни самцов, хотя считать будем по осени, при перегоне. Сейчас родившихся малышей посчитать просто невозможно. Панты мы уже спилили, и в прошлом году пилили. Налажена некоторая их реализация. Часть пант мы реализовали, а часть научились перерабатывать сами. Панты обладают общеукрепляющим, иммуностимулирующим, тонизирующим действием, укрепляют кровеносные сосуды. Ну и вообще богаты микроэлементами и витаминами, недаром их использовали еще в древней восточной медицине.
Самцы тоже не брезгуют специально привезенными для них сухариками и яблочками. Хотя травы на пастбищах достаточно, все же и животным хочется какого-то разнообразия.
– Ну, собственно, на этом наша экскурсия заканчивается, – завершает тур по экоферме ее хозяйка. – Приезжайте к нам, будем рады видеть. Узнаете, что такое оленетерапия.
Наталья Баландина,
фото автора

Лента новостей