О ЛЮДЯХ

I love you, тренер

Светлана Любчич – в спортивной среде человек известный. Успешный тренер по волейболу: воспитала более 20 кандадатов в мастера спорта, ее ученица Олеся Николаева – мастер спорта по волейболу. Мама не менее успешного спортсмена, чему радуется неимоверно. Сын Александр – защитник хоккейного клуба «Ак Барс», мастер спорта.

О жизни и спорте, о победах и поражениях, о стойкости характера, безумстве храбрых и силе материнской любви – в интервью с тренером по волейболу СК «Кварц» Светланой Любчич.
О волейболе
– Светлана, кто Ваш кумир в волейболе?
– Всем нравится Екатерина Гамова, но честно скажу: я люблю наблюдать за Любовью Соколовой. У нас есть такая доигровщица, очень техничная, энергичная, темпераментная. Как искорка!
– Вы внимательно следите за всеми играми, которые проводит наша сборная?
– За российской сборной – однозначно. Я вообще люблю смотреть игры сборной. И по хоккею, и по футболу. Очень ярко болею! Часто возмущаюсь, потому что мне всегда кажется, что нас засуживают, что все это неправильно. И, конечно, всегда очень радуюсь, когда наша сборная на последних секундах выигрывает, потому что наша страна должна быть сильнейшей в мире.
– Чем интересен волейбол?
– Волейбол очень многогранен. В него может играть любой человек – и с хорошей подготовкой, и с не очень хорошей. Мяч быстро меняет свое положение в воздухе и никогда не повторяет его, поэтому скучно не будет. Быстрые движения, отсутствие контакта игроков друг с другом – отсюда низкая травмоопасность игры.
– А как же высокие прыжки? Для позвоночника это не очень…
– Это профессионалы высоко прыгают. Непрофессиональные игроки могут даже не прыгать, а игра все равно будет интересной.
– Какими качествами должен обладать ребенок, выбравший для своих занятий волейбол?
– В первую очередь, необходимо наличие игрового интеллекта. Ребенок должен иметь игровое IQ.
– Как это понять и проверить?
– Это сразу видно. Даже когда мы просто мячики подбрасываем, такой ребенок быстро понимает, как, куда, зачем бросать. Потом это все развивается еще и тренировками. Волейбол называют «быстрыми шахматами», потому что игрок должен много знать и быстро мыслить. Ребенок должен понимать, почему и для чего он пришел в спорт.
– Каким должен быть минимальный рост игрока, чтобы стать успешным в волейболе?
– Сейчас в волейбол играют и невысокие игроки  – около 170 сантиметров. Если ребенок быстрый, мобильный, то он может зажечься яркой звездочкой на волейбольном олимпе. У нас есть такой игрок – Таня Симанихина, она невысокая.
– Это Ваша ученица?
– Да, она сейчас играет во Франции.
– Многие Ваши воспитанницы стали знаменитыми…
– Я не скажу, что у меня их очень много, но, в принципе, каждый набор спортивного класса зажигал свою звездочку. У кого-то получалось, у кого-то – нет. Профессиональный спорт – это сложный путь. Кто-то уходил. Одна из первых звездочек – Лиза Хитрикова. Ее забрала команда «Монино». Но, к сожалению, там случились проблемы со здоровьем и не все получилось. Следующая звездочка – Вера Голубева, которая выполнила программу кандидата в мастера спорта. Она играла в нижегородской «Спарте». Затем Таня Красильникова, которая была капитаном «Спарты», а сейчас играет в Липецке. И Татьяна Симанихина, которая сначала играла в казанском «Динамо», теперь во Франции играет за «Волеро».
– А Лиза Нестерова?
– Лиза – это самая яркая звезда, потому что она – чемпионка Европы и до сих пор входит в молодежную сборную. Она успешно начала карьеру в команде «Спарта», сейчас считается одной из ведущих нападающих.
– Получается, что Вы отдаете самых лучших своих воспитанниц. Не жалко?
– Я считаю, что они должны улетать из гнезда как можно раньше, потому что им больше могут дать профессиональные клубы и тренеры. Я поработала до определенного этапа и вижу, что ребенок меня перерос, поэтому обязательно надо его отпустить.
– Какой у Вас сейчас возраст тренируется?
– Девочки 2008, 2009, 2010 годов рождения. Детей много.
– Насколько волейбол в нашей стране раскручен? Далеко ему до футбола?
– Возможно, футбол и раскручен, говорят ведь, что это народный вид спорта, но нас это обижает. Я считаю, что это неправильная политика государства. И по качеству, и по результатам волейбол намного выше. Если взять историю волейбола в СССР и России, то у нас сильнейшие команды в мире и Европе. И эти позиции терять нельзя.
О спорте
– Что в Вашей жизни значит спорт?
– Это вся моя жизнь. Я пришла в спорт через легкую атлетику. У нас был великолепный тренер Поляков, который на базе 20-й школы, где училась его дочь, создал класс по легкой атлетике. Всю начальную школу я бегала, при этом я терпеть не могу легкую атлетику.
– А почему тогда бегали?
– Все бегали – и я бегала. Я человек задиристый, мне хотелось бегать лучше всех. Но мне это не нравилось. Потом, где-то в четвертом классе, мой папа, который играл в хоккей и волейбол в заводской команде, предложил мне записаться в секцию волейбола. Мне это очень понравилось, потому что это было прямо мое: нужно было мало бегать, много прыгать, много играть.
– А как Вы пришли к тренерской работе?
– Это заслуга Леонида Александровича Старикова, который утвердил мое желание играть в волейбол. Когда я поступила на исторический факультет, он мне сказал: «Не хочешь к нам? Будешь и работать немножко, и учиться». Мне было тогда 19.
– И Вы сразу стали тренером?
– Нет, сначала просто инструктором. Тренеры «Кварца» всегда были очень высокой квалификации. Это очень яркие тренеры и в области, и в России. Я сначала только приглядывалась. Потихоньку работали с Леонидом Александровичем, который, конечно, всегда был очень требовательным в работе.
– И при этом Вы продолжали играть?
– Да, я до 27 лет играла за женскую команду. Сначала играла в тройке, потом была диагональным игроком. И потихоньку начала тренировать. Сначала – мальчиков.
– У Вас как у игрока были успехи?
– Мы с Леонидом Александровичем тогда стали первыми в области. И выполнили первый взрослый разряд.
– Если сравнивать прошлое и нынешнее время, людей, занимающихся спортом, стало больше?
– Я бы выделила три временных периода. Первый – до 1990-х годов, когда в секции и спортзалы ходило очень много народа; второй – 1990-е, когда количество занимающихся спортом было очень мало; и сейчас, когда опять многие стали заниматься – и дети, и взрослые. Общество меняется, меняется отношение людей к спорту, к самим себе.
– А Вы сами только тренируете?
– Я очень хочу заниматься спортом, но во мне развилась лень. Я не говорю себе: «С понедельника», я говорю: «Сегодня надо сходить в тренажерный зал». Но пока на обе ноги хромаю.
– То есть в волейбол Вы не играете?
– Играю. Когда у нас проходит спартакиада ветеранов, я стараюсь с ними тоже поиграть. И хотела бы еще лучше играть, но, к сожалению, моя форма пока не тянет. Я проигрываю конкуренцию в этой команде.
– А с девчонками своими не играете?
– С девчонками я люблю вставать в пару, потому что, когда я встаю с ними в пару, они очень стараются. И, если я вижу, что ребенок устал, у него тусклые глаза, я беру мяч, встаю с ним, чтобы поднять его энтузиазм.
– Вы сказали, что в «Кварце» все замечательно. Но неужели совсем нет зависти?
– Зависть обязательно должна быть. Ты обязательно должен завидовать результатам другого тренера. Но это должна быть добрая зависть. Конечно, у нас нет такого, что мы злимся, делаем друг другу гадости. Но, я считаю, нормально, если выиграют гандболисты, а я скажу: «Завидую!». Бывает досада, что сама где-то недоработала.
– А зачем Вам гандболистам завидовать?
– Образно говорю. Но даже если волейболисты выигрывают у другого тренера, я не скажу, что мне это неприятно. Я горжусь ими, но есть определенная досада, что ты не смог достичь такого результата. Это нормально. Это подстегивает.
– А Вы чувствуете зависть по отношению к себе?
– Не скажу, что другие тренеры меня не любят, но думаю, что досада тоже есть, когда я что-то выигрываю.
– Когда выезжаете на соревнования, чувствуете, что кто-то думает:«Ох уж эта Любчич»?
– Это зависит от человеческих качеств. Хороший тренер умеет дружить после игры. У меня сейчас Наталья Васильевна Хлопкова, хороший мой друг, тренер, выиграла соревнования по Приволжскому федеральному округу. Конечно, мне обидно, что я не смогла попасть, проиграла Первенство области школ олимпийского резерва. И рада, что Наталья Васильевна выиграла. Но мне досадно, что я в эти соревнования не поиграла.
– Вы даже не вышли на них?
– Я не смогла встать во главе сборной Нижегородской области, у меня не получилось – проиграла пять партий школе олимпийского резерва.
– Вы всегда вините только себя в проигрышах?
– Однозначно. Проигрыш – это всегда тренерская ошибка.
– А в выигрышах тоже тренер «виноват»?
– Конечно, для выигрыша тренер многое сделал. Но выигрывает команда. Обычно это значит, что дети смогли сделать сверх своего возможного. Недавно мы вернулись с командой 2010 года рождения с соревнований из Тулы. Я знаю, что качество нашей подготовки было ниже, чем у тех команд, с которыми мы играли. Но девчонки проявили такой незаурядный характер, такой стержень! В пяти партиях они выиграли у команды Воронежа, в пяти партиях – у команды Тулы. И заранее заработали первое место. Молодцы!
О тренерстве
– Когда лучше тренироваться: утром, днем или вечером?
– Если ты хочешь заниматься спортом профессионально, ты весь день должен быть спортсменом. Если тренировка днем, утром должна быть зарядка. Если утром были тренировки, то вечером должна быть разминка. Ты всегда должен себя контролировать, должен быть дисциплинирован в течение всего дня.
– У Вас девочки выполняют это требование?
– К сожалению, нет. Хотя у меня была очень яркая команда 1998 года рождения. Те девчонки именно так жили. Вся их жизнь была посвящена спорту, тренировкам и учебе. Это был очень четкий распорядок дня. И все рекомендации, которые я им давала, они очень четко выполняли. Но не все дети могут это делать.
– Тренер – это тот же самый педагог. Чему, кроме волейбола, Вы учите своих девчонок?
– В спорте нельзя просто тренировать. Это многоплановое воспитание. Я всегда говорю, что мы учим своих воспитанников жить. Говорим, какие книги надо читать, какую музыку слушать.
– И какие книги и музыку Вы рекомендуете?
– Я считаю, что сейчас дети читают очень мало. И очень мало знают. Человек, занимающийся спортом, должен знать, в какой стране он живет, какие государства ее окружают. Он должен точно знать, что сейчас происходит в стране, что было раньше. Он должен знать, почему его город так называется,
– Вы говорите сейчас больше об истории.
– Об истории, о литературе. Мне кажется, что сейчас школьная программа несколько не та. Мы были воспитаны на книгах «Как закалялась сталь» 6+, «Четвертая высота» 6+, «Легенда о Данко» 6+, «Молодая гвардия» 6+, «Песня о Буревестнике» 6+… Те же слова: «Безумству храбрых поем мы песню» – не это ли девиз спорта?!
– А девчонки прислушиваются к Вашим рекомендациям?
– Прислушиваются. Мы пытаемся это обсуждать. На собраниях много разговариваем. Я всегда говорю родителям: «Это ваша заслуга, на какой лодке ребенок поплывет по жизни. Либо это будет худая лодочка, на которой он утонет, либо это будет яхта под алыми парусами. Это будет ваша и моя заслуга. Но это произойдет только тогда, когда мы научим их слушать правильную музыку и читать правильные книги, когда они будут знать все о нашей истории».
– А что насчет музыки? Вы обмениваетесь плей-листами?
– Мы даже не обмениваемся, мы все слушаем. И очень часто получается, что под мою музыку им намного интереснее. Я всегда говорю: «В раздевалке должна звучать такая музыка, которая заставит ваше сердце стучать».
– Например?
– Я люблю слушать «ДДТ», «Битлз», Высоцкого, Розенбаума, Никольского, «Би 2».
– А Вы для своих девчонок – тренер-подружка или непререкаемый руководитель?
– Я считаю, что тренер – это фельдмаршал Кутузов в армии. Отец. Я им не подружка. Наверное, мне бы было приятно, если бы они со мной посекретничали, но я – жесткий руководитель.
– А хвалите их?
– Хвалю. Разговариваю строго, но, если ребенок что-то сделал правильно, я всегда это подчеркиваю. Например, когда во время игры, что-то не получается, говорю: «Вот 16 марта был такой же момент, но ты выполнила все, как нужно, то есть ты можешь это. Ты умеешь делать так, как надо».
– Наверное, не всем нравится строгое отношение. Уходят или привыкают?
– Есть тренировка, а есть время после тренировки. После тренировки я с ними могу и поиграть, и поболтать, и посмеяться. Есть разные стили работы. Есть тренеры, которые работают более демократично. И у них это получается. Я более строгая. Но у меня было очень мало моментов, когда от меня уходили.
– Какая награда для Вас, как для тренера, была самой важной?
– Один раз самые маленькие поздравили меня с Днем тренера. Не буду говорить даже, какой это был год, чтобы никого не обижать, потому что все дети хотят меня в этот день поздравить и удивить. Итак, у нас около «Кварца» рос красивый клен. Каждая девочка собрала огромный букет этих листочков, плюс они купили шарики. И вошли с этими шариками, кленовыми листьями и сделали мне листопад. Я была в таком восторге! Даже расплакалась …
– А какой праздник Вы им устроили! Они увидели суровую Светлану Борисовну, которая плачет.
– Да, это был такой подарок… Мне было, конечно, очень приятно. И вот недавно девчонки так обидно проиграли, я вышла расстроенная. Выхожу, а они нашли где-то листочки и выложили «I love you, trainer». Я тоже расплакалась.
– То есть для Вас более важны эти награды, чем первые места?
– Конечно, есть много побед, много поражений, но запоминаются именно такие моменты.
О семье
– Как Ваши близкие относятся к волейболу?
– Замечательно. У них нет другого варианта. Моя семья меня поддерживает. Хотя дети раньше обижались, что меня часто нет дома.
– Как Вы им объясняли, почему постоянно находитесь на работе?
– Честно говоря, никак. Хотя, бывало, я уезжала и на две недели. Но оба сына сами были спортсменами: Семен играл в футбол, Александр – в шахматы, хоккей. Единственное, наверное, очень скучали. Были моменты, когда ревновали.
– А муж не говорит: «Умерь пыл»?
– Именно эту фразу он говорит уже 30 лет. При этом всегда очень радуется моим успехам.
– На работе Вы жесткий тренер, а дома?
– У нас в семье отец главный. Последнее слово за ним. Но, понятно, часто я не слушаюсь. Но еще раз говорю, что всю жизнь была огромная поддержка от моей семьи. Они очень надежные. Я всегда приезжала домой, а там были порядок, тишина, хорошие оценки.
– Ваш сын Саша играет в «Ак Барсе». Почему не волейбол?
– Я вообще не понимаю, почему он пошел в хоккей и почему старший пошел в футбол. Я решила дать им право выбора, каким спортом они хотят заниматься. Семен со второго класса занимался. Мы отдали его очень сильному тренеру, он даже не сразу нас взял, сказал, что сначала посмотрит. У тренеров моих сыновей, кстати, я тоже многому училась. Потом отдали Александра в хоккей к Владимиру Юрьевичу Голубеву, очень выдержанному, спокойному тренеру, который умел долго и монотонно объяснять маленьким мальчишкам, как и что надо делать.
– Кто принял решение отдать ребенка в хоккей?
– Папа сказал, что он будет заниматься хоккеем. Он сам играл в хоккей, видимо, было недоигранное детство, ему самому очень нравился этот вид спорта. В четвертом классе Сашу увидел Сергей Александрович Киселев, который сейчас работает у нас на Бору. Он работал тренером в «Торпедо». Он нас увидел, взял, и мы стали заниматься в спортивной школе «Торпедо». Волей судеб так сложилось, что мы оказались в «Ак Барсе». Саша очень любит хоккей, без него себя вообще не видит.
– А перспективы?
– Перспективы тяжелые, потому что пробиваться в профессиональный спорт очень непросто. Сейчас ему 20 лет, он учится в Казанской академии спорта.
– То есть свою жизнь свяжет со спортом?
– Да, пока это спорт. Оба сына у нас хорошо учились в школе, и Саша давал неплохие результаты по химии. Учительница уговаривала нас поступать именно на химический факультет. Мы долго обсуждали этот момент. Всей семьей подумали и решили, что пока спорт и учеба на химическом факультете несовместимы. Там очень много выездов.
– Ваша фамилия – Любчич – очень интересная. Откуда она?
– Эта фамилия сербская. Корни ее привели в Украину, там это достаточно распространенная фамилия, особенно в Полтавской области.
– Она как-то связана с любовью?
– Да, конечно. В казанском «Ак Барсе», где сын играет, делали переводы, пробовали узнать корни фамилии. Переводится как «любимый сын».
Оксана Москвина,
фото: Людмила Смирнова

Лента новостей