О ЛЮДЯХ

Анатолий Щуров: «Чем труднее новая задача, тем она интереснее»

13 лет назад, в самый трудный для АО «Борская войлочная фабрика» момент, связанный с огромными долгами и угрозой предстоящего банкротства, на предприятии произошла смена руководства. Тогда на должность генерального директора фабрики был утвержден тридцатисемилетний неизвестный среди борских руководителей топ-менеджер Анатолий Щуров.

Когда впервые Анатолий Николаевич появился в среде борских промышленников, он тут же привлек к себе внимание четкой трактовкой текущих вопросов, всесторонней эрудицией, глубокими знаниями рыночной экономики и российского законодательства. О новом генеральном Борской войлочной фабрики заговорили, как о грамотном управленце, надежном бизнес-партнере, принцип которого: где бы ты ни был, честно служи Отечеству!
Красный диплом и армия
Анатолий Щуров родился в Казахской ССР в г. Караганда в дружной советской семье с двумя детьми (у Анатолия есть брат, который младше его на шесть лет). Их отец работал слесарем на большом предприятии «Центргазэнергоремонт», которое обслуживало весь Казахстан и Сибирь. Дед был ветераном Великой Отечественной войны. Вместе с бабушкой они приехали в Казахстан из Белоруссии. Дед Анатолия Щурова по линии матери был родом из Курска. В Москве после войны он окончил сельскохозяйственную академию и по распределению попал в Восточный Казахстан на работу главным агрономом в совхозе «Мичуринский». Мама была учительницей, завучем, а потом директором школы, где и учились оба ее сына. Спрос за все с братьев Щуровых был жестче, чем с кого бы то ни было. Поблажек ни мама, ни учителя никогда не делали.
Юность Анатолия Николаевича выпала на перестроечное время. Вся страна, прильнув к экранам телевизоров, следила за проходившими в Москве в те годы партийными съездами, решения которых обязательно обсуждались на собраниях коллективов и митингах. Поэтому первый шаг в выборе профессии не был случайным. В 1995 г. А.Н. Щуров с красным дипломом окончил Карагандинский государственный университет, исторический факультет отделения политологии.
– К этому моменту Советский Союз уже распался и из Казахстана начался миграционный кадровый отток. По окончании учебы мне предложили остаться на кафедре и преподавать. Казалось бы, дальнейшая моя судьба была определена, – рассказывает А.Н. Щуров. – Однако уже через год неожиданно для всех я был призван на службу в ряды вооруженных сил. В университете я прошел через военную кафедру, получил звание офицера запаса и больше о службе в армии не думал, но служить пришлось.
Попал я в Аягус 8, в 78 танковую дивизию, в политотдел. Через полгода был переведен в г. Семипалатинск, в Управление первого армейского корпуса. Это было историческое место, а у меня был исторический кабинет, в котором когда-то служил сам Федор Михайлович Достоевский. В управлении мне, зеленому офицеру, довелось общаться с интересными людьми. Это были генерал-полковники с высшим военным академическим образованием, которые имели опыт командования большими подразделениями, полками. Мне посчастливилось учиться у них не только военному делу, но и жизни.
На Борчерез всю страну
Летом 1999 года, сразу же после увольнения в запас из армии, Анатолий Щуров оказался в городе Бор. Личное дело шло за ним в Россию через все инстанции в течение года. А без постановки на воинский учет устроиться на работу было не возможно. Из всех документов на руках – удостоверение личности и справка, выданная Борским военкоматом.
– Случайно в газете я увидел объявление, что в Стеклозаводский техникум требуется военрук. Надо отдать должное, Михаил Михайловичу Серафимову, в то время директору техникума, который рискнул и взял меня тогда к себе на работу. Ну а потом, когда все формальности были решены, жизнь побежала в ускоренном темпе. Через четыре месяца я ушел из техникума, съездил в Казахстан, продал квартиру, купил дом в районе Боталова. Ко мне приехал братишка, родители, я женился… А когда-то Бор для меня был всего лишь точкой на карте, – уточняет Анатолий Николаевич. – Помню, пришел в железнодорожную комендатуру в Семипалатинске и спросил у коменданта, как добраться до Нижнего Новгорода. Он открыл карту, посмотрел, и предложил ехать через Омск или Новосибирск. Второй вариант мне показался более надежным. Я тогда добирался трое с лишним суток через всю страну.
Управление неизвестностью
Еще находясь на воинской службе в Казахстане, Анатолий Щуров поступил учиться на юрфак. Переехав, перевелся в Нижегородский государственный университет им. Лобачевского и диплом о втором высшем образовании получал уже в России. 11 лет Анатолий Николаевич преподавал гражданское право в филиале Московской государственной технологической академии. Преподавательскую деятельность он активно совмещал с юридической практикой, был юрисконсультом на нескольких предприятиях одновременно, сначала в Нижнем Новгороде, а затем на Бору.
С 2002 года А.Н. Щуров работал начальником бюро юридической и договорной работы АО «Борская войлочная фабрика», с 2008 г. был назначен на должность заместителем генерального директора. К этому времени он уже получил еще один диплом – института экономики и предпринимательства ННГУ, сдал на отлично квалификационный экзамен в Министерстве юстиции, прошел соответствующую практику, уже начал заниматься арбитражным управлением. По этому направлению открывались хорошие перспективы. Все изменила ситуация, которая сложилась на Борской войлочной в конце 2008 года. Фабрика оказалась на грани финансового банкротства и закрытия, а люди перед угрозой увольнения.
– Фабрика уже лежала на боку. Задолженность перед кредиторами была дичайшая. Были долги перед федеральными налоговыми органами, поставщиками сырья. На январь 2009 года из имущества заложено было все, кроме водонапорной башни. Невыплата по заработной плате составляла три месяца, а тогда люди работали в три смены. В этот момент мне и потупило предложение возглавить эту фабрику. На принятие решения у меня ушли сутки. Вопрос касался арбитражного управления. Если до этого времени я имел дело с банкротствами, тут нужна была санация – комплекс мероприятий по улучшению финансового положения. Дело новое, трудное, но от этого не менее интересное. Пролонгировать договоры, заключенные до меня, банк категорично отказался. Вытянуть положение мне помог случай. От министерства промышленности и Нижегородского правительства я полетел в командировку в Белоруссию, и вместе с нами там оказался губернатор Нижегородской области Валерий Шанцев. Терять мне было нечего, я рассказал о ситуации на предприятии. Попросил его помочь пролонгировать еще на полгода банковские кредиты. Он меня выслушал и сказал, чтоб я изложил все в письменной форме. Утром следующего дня мое письмо увезли в Кремль. А этим же вечером мне позвонил управляющий борского отделения банка и сказал, что кредиты пролонгированы… Через полтора года коллектив фабрики сократил убыточность до ноля, а потом пошла прибыль, – рассказал Анатолий Щуров.
Наталья Голубева, директор БАТ,
член Союза журналистов РФ,
фото автора

Лента новостей