О ЛЮДЯХ
Листая дембельский альбом. Сержант Мужиченков
Он вырос под девизом «Трудись и молись» и до сих пор ему следует. Когда-то он работал начальником парокотельного цеха фабрики первичной обработки шерсти, но потом выбрал путь священника.
Отец Александр, настоятель Кантауровского храма Святой Живоначальной Троицы, а в миру Александр Анатольевич Мужиченков, и до сегодняшнего дня с армией неразлучен. С 2002 года он по благословению правящего архиерея окормляет наши воинские части. Активно работает с военкоматом. И до сегодняшнего дня он общается с мальчишками-призывниками. Дважды ездил в зону боевых действий, сдружился с бойцами – участниками специальной военной операции. В 9 часов утра каждую пятницу он в храме проводит молебен за Победу русского воинства и за тех солдат и офицеров, которые сегодня там исполняют воинский долг. Считает, что срок армейской службы в один год слишком мал, чтобы чему-то основательно научиться. А о своей службе в армии вспоминает с благодарностью…
– Я служил в армии с 1976 по 1978 год. До этого окончил Горьковский авиационный техникум, защитил диплом и был призван в ряды Вооруженных сил СССР. Попал в инженерные войска в Подмосковье. Часть была интересная, я даже не предполагал, что у нас такие подразделения существуют. Часть достаточно большая – больше 500 человек. Мы строили оборонный комплекс Москвы. Я как раз попал в тот период, когда только начинались строительные работы. Из-за того, что эти работы проходили под землей, на глубине 800 метров, нас сначала три недели готовили в учебном комбинате. С нами занимались те, кто работали на прокладке метро. Специалисты учили, как на глубине должен работать человек. Я им очень благодарен. Там самой главной проблемой было то, что зимой и летом одна температура – 5 градусов и всегда идет дождь. К этому надо было просто привыкнуть. Ноги всегда в воде, мы работали в резиновых сапогах! Вначале это была только проходка, мы выбирали грунт, потом монтировали тюбинги, бетонировали, штукатурили. Было тяжело и интересно! Мы начинали эту проходку, а спустя два года шахта была готова! И генералы, представители заказчика, шли не по воде, а в ботиночках по ковровым дорожкам – там было сухо.
Командир роты знал, что я верующий человек. Я только пришел на службу, у меня был пришит крестик c внутренней стороны кармана. Когда была утренняя поверка, смотрели воротнички, старшина увидел мой крестик. Мне ничего не сказал, но рассказал об этом командиру роты. Тот меня вызвал, я объяснил, что у меня вся семья верующая! А он: «Ты больше крестик никому не показывай. Найди местечко, чтоб никто не видел…» А когда я домой поехал, он попросил привезти ему икону. Я привез. У него в кабинете висел чеканный портрет Николая II. И ему замполит тоже неоднократно говорил: «Сними!» А он отвечал: «Это мне дембеля подарили, смотри, как красиво!» Звали его капитан Олешков – хороший был мужик! А среди офицеров и тогда много было верующих…
К концу службы я уже был сержантом, и меня перевели со строительства объекта. Работал в штабе. На тот момент в нашей роте уволилась женщина, которая вела бухгалтерию, и, потому что у меня было среднее техническое образование, командир роты сказал: «Ты будешь теперь заниматься бухгалтерией!» Я возразил ему: мол, я – техник-механик по самолетостроению, а не бухгалтер. А он мне ответил: «Главбух части Галина Васильевна тебя за две недели выучит лучше, чем в институте!» И действительно научился! Потом после армии я уже работал мастером, потом – начальником цеха, после был священником, но то, чему она меня научила, я до сегодняшнего дня помню и могу использовать – проверить расчеты любого бухгалтера. Это была очень хорошая школа!
Вообще, армия – хорошая школа! Физически, может быть, было тяжело, но мы работали за деньги из-за того, что строили подземный объект в режиме секретности. Когда увольнялись, мы подписывали бумаги, что 10 лет мы не имеем права выезда за границу. Сейчас эти ограничения сняли, за 50 лет многое изменилось…
Встречаясь сегодня с нашими призывниками, я говорю: «Вы не думайте, что попусту потеряете время. Вы приобретете тот опыт, которого вы больше нигде не сумеете приобрести. Армия – это хороший жизненный урок, тот институт, который каждому мужчине надо пройти!..»
В шахтах зимой и летом одна температура – 5 градусов и всегда идет дождь. К этому надо было просто привыкнуть. Ноги всегда в воде!
Александр Мужиченков
Армейские традиции
Нередко дембельские альбомы начинались такими словами: «Пройдут годы. Многое пережитое затеряется в уголках нашей памяти, но никогда не забудутся эти два года, проведенные среди надежных ребят в солдатской форме… (указывалось место службы). Как память об этих годах армейской жизни будет служить этот скромный альбом, составленный короткими часами солдатского досуга. И, открывая его, буду вспоминать о друзьях-однополчанах, тревогах и маршах, о бедах и радостях – обо всем том, что кроется за словами «солдатская служба».
Знаменитости… в солдатских сапогах
Андрей Федорцов, актер (ст. лейтенант Рогов из телесериала «Убойная сила» 16+). Службу проходил с 1987 по 1989 г. Вот что рассказывает о том времени сам актер: «Мне даже мысль не приходила уклоняться от военной службы. Пришла повестка – пошел в военкомат, попал в часть. Это, извините за громкие слова, долг Родине. Я служил в железнодорожных войсках, ушел в запас сержантом, командиром минно-подрывного взвода».
Игорь Ливанов, актер. В 1976 г. после окончания Ленинградского театрального института был направлен на службу в 55-ю Краснознаменную дивизию морской пехоты на Тихоокеанский флот. Его часть участвовала в зарубежных операциях. Морпехи СССР из этой дивизии во время срочной службы актера побывали в Народно-Демократических республиках Йемен, Эфиопия, Сомали.
Валерий Кипелов, рок-музыкант. Будущий король российского хэви-метал службу в армии предпочел медовому месяцу. 19-летний призывник сыграл свадьбу в мае 1978 г., а уже в июне отправился отдавать долг Родине. По его словам, служить пошел сознательно: «Можно было придумать какие-то лазейки и попасть, например, в ансамбль песни и пляски, поближе к дому. Но я решил: ни к чему это…» Сначала новобранца спецнабором отправили в школу сержантского состава в Переславль-Залесский, а через 5 месяцев учебки он уже нес службу в ракетных войсках стратегического назначения под Нижним Тагилом. По мнению музыканта, армия его научила с уважением относиться к людям.