О ЛЮДЯХ

Настроение Геннадия Леухина

Есть на Бору местечко, где идут параллельно небольшие тихие улочки с красивейшими названиями: Кедровая, Кленовая, Ясеневая, Березовая, а следом за ними – Цветочная. Вот на этой улице Цветочной и живет удивительный человек – Геннадий Алексеевич Леухин.

Лестница крутая ведет на второй этаж. Там-то и пишет свои картины под трели лесных и полевых птиц наш герой. Птахи его в клетках сидят, но не грустят, что в неволе: здесь тепло и вкусных зерен вдоволь! А весной, после зимних холодов, щедрый хозяин выпустит их на волю – летите чижи и щеглы вить свои гнезда! Вот и душа Геннадия Алексеевича, как птичка певчая, расправила свои крылья на склоне лет. Выйдя на пенсию, он захотел проявить все свои таланты, до поры дремавшие в нем.
Баранки с лимонадом
В гостиной у Геннадия Алексеевича картин не так много: только напишет натюрморт или пейзаж – и тут же покупатель находится! А еще хозяин дома на Цветочной пишет стихи. Два сборника издал и даже стал номинантом на соискание литературной премии «Русь моя», награжден Российским союзом писателей медалью Есенина.
А родился Геннадий Леухин в 1953 году на Бору, но и с деревенской жизнью в детские годы познакомиться успел…
– Жил я на улице Ленина, напротив Дома пионеров. Сейчас там церковь стоит. Родители были простыми людьми. Мать, Людмила Константиновна, – деревенская, родом из Воротынского района, всю жизнь проработала в «Торгмаше» наладчицей. А отец, Алексей Васильевич, трудился в металлопрокатном цехе на трубном заводе, на вредном производстве. Это сказалось на его здоровье – в 51 год он заболел и умер, – тяжело вздохнул Геннадий Васильевич, но тут же оживился, вспоминая свое беззаботное детство. – Сейчас моих внуков с диванов не поднимешь. Уткнутся в свои мобильники – и жизни реальной не видят. А нас, тогдашних мальчишек, напротив, с улицы нельзя было вытащить! Играли в догонялки, представляли себя партизанами. У нас была своя компания – человек двадцать. В Доме пионеров было много кружков, и я во всех кружках побывал! А рядом были детский сад и детдом – и все парнишки дружили. На месте церкви располагался хлебозавод, там окна были открыты, мы туда забирались и у учетчика просили баранок. А другая наша компания бежала на пищевой комбинат за лимонадом. Вот мы в Доме пионеров и организовывали стол с баранками и лимонадом. А на лето меня родители отправляли на родину мамы, в село Отары, к дедушке с бабушкой.
Здесь с деревенскими мальчишками Гена Леухин ездил в ночное. На коне сидел без седла. Признался, что сначала «летал» – падал много раз, потом приноровился. Вспомнил сенокос, где деревенские ребята были копнильщиками, и он с ними за компанию: по пласту скошенной травы вели лошадь, а он следом за ней собирал большие копны, потом эти копны колхозники метали в стог. После пили ледяную воду из бочки и садились в кружок на обед, потом снова за работу. А под вечер – конюшни! Ну чем не есенинское детство?!
А на Бору зимой Гена Леухин ходил в конькобежную секцию. В 8-м классе у него был даже 3-й мужской разряд. «Пятисотку» пробегал за 53 секунды, участвовал в соревнованиях, ездил в Горький защищать честь родного Бора. А еще юный спортсмен посещал изостудию, педагог по рисованию и посоветовал Геннадию после школы поступать в Горьковский архитектурно-строительный институт.
И проявились таланты!
Конкурс в институте был 19 человек на место. Будущие архитекторы должны были выполнить два рисунка – гипсовую голову и капитель. Капитель Леухин нарисовал, а с гипсовой головой не справился, ему поставили тройку. На следующий экзамен он просто не пришел. Подумал: зачем занимать чье-то место?
А свое место в этой жизни Геннадий Алексеевич искал долгие годы. Он год проработал на строчевышивальной фабрике художником-оформителем, потом «начал скитаться по предприятиям». На ремонтно-механическом заводе выучился на токаря, поработал на «Торгмаше» слесарем, 11 лет трудился в «Прокатчике», потом ушел на стекольный завод и там на водородной станции 22 года работал аппаратчиком, оттуда и на пенсию ушел. Но и будучи пенсионером, работал в Борской художественной школе внутридомовым работником: слесарем, электриком, реставратором – на все руки мастером!
– Мы с женой каждый год ходим на теплоходе. Деньжат подкопим, купим путевки – и в путь. Там проводятся различные мастер-классы, вот на одном из них, по рисованию, художник из Нижнего Новгорода выдала нам картонки, краски, и я что-то нарисовал. Тогда она и оценила мой потенциал, сказала, чтобы я продолжил этим заниматься, у меня, мол, неплохо получается, – счастливо улыбнулся Геннадий Алексеевич. – Но, думаю, я и сам бы начал рисовать – тянуло меня к этому.
С тех пор Г.А. Леухин написал немало картин – пейзажей, натюрмортов, копий с полотен знаменитых русских художников.
– Раньше живописцы зарисовки делали, а у меня всегда в руках фотоаппарат. Я щелкаю им интересные кадры, что-то беру из интернета, но обязательно потом в картину что-то свое добавляю, – признается пенсионер. – Просматриваю мастер-классы в интернете, хожу в изостудию для взрослых в ДК «Теплоход» к Галине Сергеевне Петровой. Правда, там сугубо женский коллектив, но общаемся!
Как потом оказалось, увлечен наш герой не только живописью и поэзией, а еще и фотографией – висит на стене его дома фотокартина, где запечатлен загадочный борский лес, притаилось за ним вечернее светило, спряталось под кронами деревьев.
И с компьютером он крепко дружит. Даже ездил на соревнования по компьютерной грамотности для пенсионеров. Он создал свой сайт, назвал его «Ловись, рыбка!», ведь Геннадий Алексеевич увлекается рыбалкой и охотой. А еще он превращает старые черенки от метел в удивительные поделки – тут вам и банька, и колодец, есть даже корабль с алыми парусами – красуется он в гостиной дома как символ долгожданного чуда, которое рано или поздно произойдет обязательно.
Геннадий Алексеевич приглашает меня на второй этаж дома, где и находится его художественная мастерская с голосистыми птахами и большая фонотека, да и сам хозяин вечерами может сесть у камина, взять гитару и исполнить в кругу близких мелодичную песню.
– С детства с отцом держали московку, щегла и чижа. Осенью их ловлю, а весной выпускаю на волю. Среди них бывают певцы, поют, как Шаляпин, а бывают и молчуны: птицы, они ведь – как люди, со своим характером и со своим талантом, – замечает Г.А. Леухин. – А любимое время года у меня – весна. Но весну я люблю позднюю, «когда журчание ручья в едином хоре с пеньем птиц, когда в проталинах поля и солнце в небесах ярит…». Однажды с сыном ездили в деревню охотиться на глухаря, ночевали в лесу. Было тепло, стоял туман, а мы сидим у костра и слышим, как почки на деревьях лопаются: «Пых, пых...» Благодать!
В этом году Геннадию Алексеевичу исполнится 70 лет – прожита большая жизнь, но, кажется, именно сейчас он сумел настроить все струны своей многогранной души.
Лариса Толстых,
фото автора

Геннадий Леухин:
Желаний много, не пересчитать:
Взять в руки кисть или перо,
Гитары струны перебрать,
Поймать чижа, да мало ли всего?..



Лента новостей

Кусачая тема

25.04.24 15:28