О ЛЮДЯХ

Близкая далекая война… Павел Васильевич Винокуров

Сегодня этих людей уже нет с нами, но боевой путь, который они прошли, навсегда останется в сердцах их потомков. Как же много газетных публикаций о героях Великой Отечественной войны! В этом я в очередной раз убедилась, листая старые подшивки районных газет. Вашему вниманию – драгоценные жемчужинки фронтовой памяти, переданные участниками войны нашим корреспондентам. В них борчане-фронтовики делятся своими воспоминаниями о той далекой войне, которая для нас, сегодняшних, стала особенно близкой, ведь и наши ребята в данный момент штурмуют населенные пункты, преодолевают минные поля, форсируют водные преграды в зоне СВО… Вот какой запомнилась война их дедам и прадедам.

Комиссар дивизиона
Павел Васильевич Винокуровактивный участник прорыва и снятия блокады Ленинграда. Уроженец деревни Белкино. После войны работал председателем исполкома Белкинского сельсовета, затем в течение 10 лет был уполномоченным Министерства заготовок СССР по Борскому району, 6 летпредседателем объединенного колхоза «Восход». Последние годы жизни руководил заводом «Металлист». Награжден многими медалями, кавалер орденов Красной звезды, Отечественной войны II степени, «Знак Почета».
– Свое боевое крещение я получил на Хасане. Артиллерийская часть, в которой служил на Дальнем Востоке, провела двухдневный бой против японских милитаристов. Враг был разгромлен. А в конце июня 1941-го я был вновь призван в Красную Армию и в течение двух лет участвовал в боях за Ленинград. Я – один из тех, кому довелось прорывать блокаду города Ленина.
Прорыв начался в районе деревни Марьино, занимаемой немцами. Мы находились на другой стороне Невы... Операция готовилась в глубокой тайне. Перед ее началом мы, артиллеристы 56-го дивизиона 38-го гвардейского минометного полка, дежурили в боевых порядках пехоты. 10 января 1943 г. на нашем участке – в устье Черной речки – был пункт сосредоточения пехоты, подготовленной для атаки на вражеский берег. Целую ночь, я дежурил в группе пехотинцев. Часов в 5 утра перешел на командный пункт своего дивизиона, находившийся в первой линии обороны пехоты. Примерно в 6–7 часов началась артподготовка полка «катюш»…
Через несколько минут после артналета деревня Марьино и 1-я линия обороны гитлеровцев были заняты нашими подразделениями... Наши потери были небольшие. Наступление продолжалось. Гитлеровцы после молниеносного налета наших «катюш» были так ошеломлены, что не оказывали сопротивления. После ликвидации блокады продолжил служить в том же дивизионе в должности заместителя командира по политчасти.
Примерно в первых числах февраля 1943 г. немцы организовали контрнаступление на Ленинград из районов Красного Села, Урицка, Пушкино и Пулковских высот. Для этой цели они бросили в атаку, так называемую голубую испанскую дивизию. Однако успеха она не имела, была разгромлена частями Ленинградского фронта. Много испанцев было взято в плен… А 19 апреля 1943 г. в бою за Красный Бор я получил тяжелое ранение. Лежал в Ленинграде в госпитале, там мне ампутировали левую руку почти по самое плечо. В конце 1943 года, став инвалидом, я вернулся домой.
«Борская правда», 27 января 1984 года
Подготовила Лариса Толстых

Лента новостей