О ЛЮДЯХ

Близкая далекая война… Василий Михайлович Грунский

Сегодня этих людей уже нет с нами, но боевой путь, который они прошли, навсегда останется в сердцах их потомков. Как же много газетных публикаций о героях Великой Отечественной войны! В этом я в очередной раз убедилась, листая старые подшивки районных газет. Вашему вниманию – драгоценные жемчужинки фронтовой памяти, переданные участниками войны нашим корреспондентам. В них борчане-фронтовики делятся своими воспоминаниями о той далекой войне, которая для нас, сегодняшних, стала особенно близкой, ведь и наши ребята в данный момент штурмуют населенные пункты, преодолевают минные поля, форсируют водные преграды в зоне СВО… Вот какой запомнилась война их дедам и прадедам.

Зенитчик Грунский
Войну старший сержант гвардейской зенитной пулеметной роты 108-й Бобровской ордена Ленина Краснознаменной имени Суворова танковой дивизии Василий Михайлович Грунский закончил в Берлине. Получил 24 ранения, но с поля боя ни разу не уходил и в госпиталях не был. Награжден орденами Красной Звезды и Великой Отечественной войны II степени, медалями «За боевые заслуги», «За отвагу», «За оборону Москвы», «За освобождение Варшавы», «За взятие Берлина», «За победу над Германией». После войны работал электросварщиком на заводе «Теплоход».
– 22 июля, наша 108-я танковая дивизия вступила в первый бой с танками немецкого военачальника Гудериана. 30 сентября, возглавляемая им группа начала наступление на Орел, Брянск, Москву. Происходила эта жестокая схватка перед Смоленском. Было очень жарко. А дальше стало еще жарче. Враг нас гнал, гнал… Сначала мы оказались в Карачево, затем в Брянске. Здесь нас загнали в лес, мы оказались в окружении. Пытаясь выйти по болотам, с огромным трудом преодолевали не больше пяти километров в сутки. Кое-как мы добрались до города Белый. Отсюда прорвались в Плавск. Не пробыли здесь и суток, как враг снова нас окружил. И все-таки мы прорвались в сторону Тулы.
Тулу врагу взять не удалось. Нас же отсюда бросили в сторону Москвы, затем в Линев, это совсем рядом от столицы. И вновь смертельная схватка. Противник нас окружил, но не знал, что здесь есть овраг. А может просто проявил самоуверенность. В общем, мы по этому оврагу вышли к своим, 5 тысяч человек. Тут и генералы, и адмиралы (моряки тоже воевали под Москвой), и просто солдаты и матросы. В Москве разыскали штаб своей дивизии. И нас направили под Владимир на переформирование. Ну а потом опять фронт. В каких бы тяжелейших боях под Москвой ни пришлось нам участвовать, как бы сложно ни было прорываться из окружения, орудий своих мы, зенитчики, врагу не оставили...
«БОРинфо+ТВ», 17 мая 2018 года
Подготовила Лариса Толстых

Лента новостей