О ЛЮДЯХ

Близкая далекая война… Тамара Николаевна Федулова

Сегодня этих людей уже нет с нами, но боевой путь, который они прошли, навсегда останется в сердцах их потомков. Как же много газетных публикаций о героях Великой Отечественной войны! В этом я в очередной раз убедилась, листая старые подшивки районных газет. Вашему вниманию – драгоценные жемчужинки фронтовой памяти, переданные участниками войны нашим корреспондентам. В них борчане-фронтовики делятся своими воспоминаниями о той далекой войне, которая для нас, сегодняшних, стала особенно близкой, ведь и наши ребята в данный момент штурмуют населенные пункты, преодолевают минные поля, форсируют водные преграды в зоне СВО… Вот какой запомнилась война их дедам и прадедам.

Связистка Тамара
Тамара Николаевна Федулова в нашем городе (и особенно в поселке Стеклозавода) – была человеком известным. Она 40 лет проработала в одном цехе и в одной смене Стекольного завода на резке стекла. А в годы Великой Отечественной войны принимала участие в обороне Москвы, по ранению была комиссована.
– 22 июня я проснулась рано. Нагладила свое новенькое ситцевое платье, в котором собиралась на выпускной, начистила зубным порошком белые парусиновые тапки. Настроение было приподнятое, но в полдень по радио объявили, что началась война. Я и мои подружки как обычно сидели у нас на террасе, играл патефон, и вдруг мы поняли, что наша счастливая мирная жизнь закончилась.
Девчонки договорились идти в военкомат и проситься на фронт. Через три дня мы получили повестки. Нас, добровольцев, посадили в поезд и повезли в Москву,  – четверых направили в аэростатную часть на охрану Кремля. Меня направили в роту связи.
В 1941 г. зима легла рано. Мороз достигал 40 градусов, но мы не простужались и не болели. Однажды мы вели связь и вдруг неожиданный удар, словно кто-то невидимый толкнул меня в грудь. Под гимнастеркой что-то горячее разлилось. Я приложила руку – кровь. В санчасти, куда меня доставили, врач осмотрел и сказал, что повреждены мягкие ткани. В другой раз меня контузило…
Была у меня на фронте задушевная подруга. Однажды, когда рация не работала, получили мы от командира приказ отнести донесение. Идти предстояло ночью через кладбище. Страшно! И тут... подружка наступила на мину, и ей оторвало ногу! Я взвалила подругу себе на спину и потащила к своим. А та ревет в голос: «Как же я теперь туфли буду обувать?!»
А однажды произошел курьезный случай. Меня и Катю, командир отправил за походной кухней. Взяли канистру, вещевой мешок и отправились на точку, которую командир показал на карте. Благополучно добрались, канистру заполнили перловой кашей с тушенкой, вещмешок затарили консервами, сухарями. Идем по лесу к своим, солнышко светит, птички поют, и вдруг неожиданно – обстрел. Я спрыгнула в траншею, а Катюша замешкалась, и осколок снаряда угодил в канистру с кашей. Смотрю на подругу и смеюсь сквозь слезы – она с головы до ног перепачкалась кашей. Бойцы потом долго со смехом вспоминали этот случай… А победу я встретила под Выборгом, вернулась домой к родителям.
«Борская правда», 5 декабря 2006 год
Подготовила Лариса Толстых

Лента новостей