О ЛЮДЯХ

Такая обычная работа…

20 лет исполняется в этом году аварийно-спасательному отряду города Бор. Тогда он был образован официально, хотя, строго говоря, первые дежурные смены начали свою работу годом позже – в 1999-м. Среди пионеров отряда – спасатель I класса, старший смены Станислав Рябиков. В честь юбилейной даты он награжден почетной грамотой администрации Борского округа. О нем сегодня и пойдет речь.

Конкурс пять человек на место выиграли в 1999 году первые восемь спасателей вновь образованного аварийно-спасательного отряда города Бор.
– Мы подтягивались, отжимались, толкали гири – одним словом, сдавали все армейские нормативы по физической подготовке, – вспоминает Станислав Рябиков. – Лучшие и стали первыми борскими спасателями. Ну и личные дела, конечно, смотрели, кто где служил.
Придраться к Стасу было невозможно. Служил он в престижном Президентском полку. А его физической подготовке можно позавидовать и сейчас, спустя 19 лет после тех событий. «Передовой спортсмен», как говорит про него начальство, Стас каждый год участвует во всех спортивных соревнованиях среди аварийно-спасательных отрядов области. И борская команда не остается без призовых мест.
Промышленный альпинист, водитель автотранспорта и маломерных судов Станислав Рябиков участвует в спасении людей, что называется, и на земле, и на воде, и в воздухе, ну, по крайней мере, на высоте уж точно. Старший смены, он неизменно обучает приходящих новичков, хотя самому ему, как и остальным спасателям, что стояли у истоков отряда, учиться приходилось на собственных ошибках:
– Мы были молодые, и отряд был молодой, нам все было интересно. Из оснащения у нас была одна «Газель» с минимальным гидравлическим оборудованием и шанцевый инструмент. Даже формы никакой не было, ездили на выезды в обычных спортивных штанах и футболках. А сейчас у нас два оснащенных всем необходимым автомобиля, два прицепа, две лодки, три мотора. Структура развивается, ну и спрос со спасателей тоже растет.
Стас – спасатель I класса (только четыре человека в отряде имеют такой статус). Выше может быть только международный класс – это элита профессии, с высшим техническим, медицинским образованием или свидетельством о прохождении международных курсов спасателей, с опытом спасательных работ за рубежом и знанием иностранного языка.
Чтобы подтвердить свой класс, Стас каждые два года проходит аттестацию: сдает нормативы: смешные три подтягивания, положенные ему по возрасту, хотя он запросто подтягивается 15 раз, 35 отжиманий, основы альпинистской подготовки. А еще спасатель должен быть подкованным теоретически. Каждую смену сотрудники АСО обновляют свои знания по первой медицинской помощи, радиационной, химической и биологической защите, психологической подготовке.
– Но теория ничего не значит без практики, – говорит Стас. – Можно многое знать, но не суметь применить. Все приходит с опытом: и навыки общения с людьми, находящимися в состоянии шока, и способность быстро оказать первую помощь – оценить состояние пострадавшего, наложить жгут, перевязать рану, пока скорая едет. Это элементарные вещи, любой человек должен это уметь (по ОБЖ каждый проходил). Но такова особенность человеческого мозга: если ты не применяешь нигде на практике свои знания, они выветриваются из головы. Я заметил, что люди стали какие-то беспомощные, никто не хочет действовать, ждут нас, не предпринимая никаких первоначальных мер к спасению.
Стас снимал со льдин безбашенных подростков и рыбаков, вытаскивал людей, провалившихся в колодцы, выводил из леса потерявшихся грибников, доставал пострадавших в ДТП, зажатых в искореженных автомобилях. И все это он считает обычным, рядовым делом. На вопрос, за что получил в 2003 году нагрудный знак «Лучший спасатель», отмахивается:
– Должны же были кого-то наградить, мы ж не на войне, чтобы медалей и орденов быть достойными. Изменила ли меня профессия спасателя? Наверное, изменила, как и любого человека его сфера деятельности меняет. Врачи же или солдаты в обморок не падают, когда видят покалеченных и погибших людей. И я привык. Психика – хитрая штука, она умеет перестраиваться. То, что для обывателя будет шоком, для нас – обычная работа. Работа по спасению людей.
Ольга Кадыкова

Лента новостей