О ЛЮДЯХ

Сергей Саксонов: «Учу детей защищать Родину»

В его жизни были две мечты, и обе не сбылись. Сергей Саксонов мальчишкой хотел стать космонавтом, мужчиной – ​получить краповый берет. Грустит ли он? Нет. Он всю жизнь работает там, где ему действительно хорошо. Это его персональный космос. А краповый берет когда-нибудь обязательно получит один из его учеников. Придет и скажет: «Спасибо, учитель!»

– Я буду плакать от счастья! – ​смеется Сергей. – ​Потому что я сам всю жизнь мечтал сдать на краповый берет, но не сложилось.
Пацаном он даже представить не мог, что станет когда-то сотрудником милиции. Сергей вырос в Республике Коми – ​крае суровых морозов и суровых людей. Чтобы пересчитать, сколько исправительных колоний и СИЗО вместила эта северная местность, не хватит пальцев рук.
– Меня воспитала улица, и друзья мои тогда были воры да бандиты, сегодня половины уж нет. Да я и сам в школе оторвой рос: и уроки прогуливал по полгода, и дымовухи в классе запускал, и стекла выбивал из рогатки. Во второй или в третий мой привод в милицию в 10-м классе, встретился на моем жизненной пути опер – очень хороший человек Геннадий Геннадьевич Горшенков. Сегодня он заведует кафедрой уголовного права в нижегородском вузе, мы с ним даже встречались. И вот так душевно он со мной тогда поговорил, что у меня в голове что-то щелкнуло. Я стал приходить помогать как народный дружинник. Потом поступил в техникум на юридическое отделение.
В армии в 1994–1996 годах Сергей служил «за штатом». Так написано в его военном билете. Подробности до сих пор под грифом «секретно». Первое место работы, которым Сергей очень гордится и дорожит, – ​отряд специального назначения УФСИН России по Коми «Сапсан». Жесткий экзамен при поступлении, так называемая обкатка – ​спарринг с бывалыми бойцами, закончился сломанными рукой и парой ребер.
– Я пару недель отвалялся. Прихожу. «Ну что?» – «Принят!»
Отлежался и пришел работать. До сих пор этот первый отряд у меня в душе. В спецназе всякое было. И ножами однажды меня цыган колол, пока я окно штурмовал. Хорошо, ростом был гораздо ниже меня, истыкал «броник», рацию пробил, руку поранил. И заложников мы освобождали, и квартиры, и бунты подавляли на зонах. В 1990-е они жестокие были. Да миллион разных случаев! Все не расскажешь.
Он работал и опером в уголовном розыске, и старшим оперуполномоченным по особо важным делам отдела специального назначения УФСКН по Республике Коми. Уже на пенсии имел бизнес по производству пластиковых окон, был телохранителем в Нижегородском кремле. И все думал: «Надо передавать свой богатый опыт!» Учить он всегда любил и умел. Уже в 12 лет преподавал восточные единоборства взрослым.
– Я первоклассником записался в туристический кружок. Отец смеялся: «Бандиты нападут – ​покажешь им, как костер разжигать?» Я уже тогда понял: нужно уметь защищать себя и других.
Защищать себя, других, Родину Сергей Саксонов учит в Центре военно-патриотического и спортивного воспитания «Казачий разъезд». Сначала хотел учить пацанов, которые растут без отцов и не имеет мужского воспитания. Сегодня в большой группе – 41 человек. Разные дети со своими историями. Кто-то приходит сам, кого-то приводит за руку мама подтянуть дисциплину.
– Дисциплина у нас очень строгая, – ​говорит Сергей. И тут же рассказывает трогательное: –У нас каждая тренировка начинается с получасовой физподготовки, а спортом заниматься хочет не каждый. И вот плачет пацан: «Я на физре сегодня набегался, ноги болят». Встанешь на колени, обнимешь его: «Иди, сделай, что сможешь, не надо все. Но тебе надо быть сильным, чтобы маму, сестренку защищать». – «Я буду стараться!» ​Слезы вытер и пошел.
Мне старшие мои, кто с самого начала со мной и уже младших сами тренируют, говорят: «Сергей Александрович, Вы почему такой добрый стали? Нас так гоняли, а их не наказываете!» А я не знаю почему. Сентиментальный стал. С сыном, наверное, в свое время перегнул, был слишком строг, исправляю ошибки. А дочь до сих пор занимается у меня, ей нравится. И жена моя Оля, благодаря которой я и живу сейчас на Бору и каждый день благодарю Бога за нашу встречу, всегда меня поддерживает, на всех соревнованиях по лазертагу была со мной рядом, пока старшие воспитанники не подросли.
«Казачий разъезд» родился около 6 лет назад, а на днях отметил свое официальное пятилетие. Еще работая телохранителем, Сергей взял кредит на оборудование для лазертага, часть денег на благое дело выделил и депутат Законодательного собрания Нижегородской области. Во дворе своего дома Сергей сколотил деревянные укрытия и тренировал детей своих друзей и знакомых. Потом центр работал на базе церковной школы церкви Покрова Пресвятой Богородицы, затем в школе № 8. Сегодня Центр арендует помещения на территории бывшего цеха стекольного завода. Но Сергей мечтает о большом зале, чтобы полноценно готовиться к соревнованиям, тем более что успехи на них кадеты показывают – ​уровень у борчан достойный.
– Меня многие отговаривали назвать центр «Казачьим разъездом». Мол, кто отдаст детей заниматься к казакам? В обществе есть мнение: это какие-то ряженые с нагайками и непонятно откуда взявшимися званиями, орденами и медалями. К таким «казакам» я и сам отношусь негативно. Но это не мой случай. Наше Нижегородское городское казачье общество, в котором я состою, входит в Государственный реестр казачьих обществ. Прадед мой – ​казак с Терека. И я решил остаться при своем мнении. Кто захочет, ​тот придет. А может, в будущем и мои воспитанники захотят вступить в казачество.
Физическая и начальная военная подготовка, тактическая медицина, фланкировка шашкой, основы православия, патриотическое воспитание – ​такова программа центра «Казачий разъезд». А еще двух-трехдневные походы вместе с родителями, военно-полевые сборы, лагерь на охотничьей базе в глубоком лесу без интернета. В выходные вместе с родителями кадеты делают окопные свечи для бойцов СВО.
В этом году «Казачий разъезд» получил президентский грант на проведение 10 соревнований по лазертагу в школах Борского городского округа. На эти деньги Центр закупил оборудование, автоматы, укрытия. После первого же боя в секцию пришел новый ученик. На вторых соревнованиях, буквально на днях, ученик школы № 4 Ваня Михеев рассказал мне с восторгом:
– Мне так тут нравится, я бы вообще отсюда не уходил! Теперь очень хочу прийти в секцию заниматься!
Собранный и строгий кадет Кирилл Сухарев эти самые соревнования судил. В 9-м классе он уже сам преподает младшим и рассказывает, что за годы, проведенные в Центре, повзрослел, изменился, научился общаться с людьми, обращаться с оружием, оказывать медпомощь.
– Когда я учился в школе, с нами занимались настоящие офицеры, мы учились метать гранаты, собирали-разбирали автоматы, – вспоминает Сергей. – ​А сейчас в армию молодые люди идут совсем неподготовленными. Моя цель – ​научить детей безопасно обращаться с оружием. Каждый кадет знает: положил палец на спусковой крючок до того, как оружие направил на мишень, – ​пойдешь отжиматься. И, конечно, я хочу воспитать и подготовить парней, чтобы они умели защитить Родину. У нас есть шефы – ​отряд спецназа ГУФСИН. Мы решили сделать показательный бой тактического лазертага. Против спецназовцев – ​мои пацаны. Так дети их «размочили» в ноль. Шефы даже выйти не смогли, смеялись потом: «Как так? Дети нас сделали!»
Ольга Кадыкова,
фото автора и из личного архива
Сергея Саксонова

Лента новостей

Снова о мусоре

25.04.24 15:29

Кусачая тема

25.04.24 15:28