О ЛЮДЯХ

Билет в душевность – бесценен

– У вас можно переводом заплатить за проезд? – ​Пассажир смущается, смотрит вопросительно на кондуктора автобуса № 245.

– Нет, переводом нельзя.
Пассажир спешит на выход, но слышит приветливое:
– Куда ж ты пошел? Кто-нибудь из пассажиров сейчас поможет, заплатит картой, а ты человеку переведешь. Найдем выход!
Я оживляюсь: вроде простой жест, а так тепло на душе. Время – десять вечера, а у хозяйки салона улыбка шире, чем у Чеширского Кота. Пока размышляю, пассажиру, забывшему карту, уже кто-то диктует свой телефонный номер для перевода.
А ведь кондуктор Мария Котова с трех утра на ногах. И эти подробности, и ее имя я узнаю потом, когда буду брать интервью у Марии Васильевны. Дежурные смены – ​ее любимые. В 4 утра автобусная бригада уже в гараже. В 5.00, а то и в 4.40, если первый рейс, – ​стартует с конечной остановки во втором микрорайоне. Днем – ​большой перерыв в 6 часов, но в него Мария Васильевна не отдыхает, решает дела насущные: съездить на рынок, заплатить за квартиру, а вечером снова в бой. Дома – ​только в час ночи.
Хотя стоп. Для нее работа – ​не бой. Это я лично всегда считала работу кондуктора сложной. А Марию Васильевну послушаешь, так сплошное удовольствие.
– Я люблю поболтать. И пассажиров своих люблю. Мне без них даже порой скучно. Если ездят часто, то знаю, кого как зовут, чем, где, с кем они живут, помню, на какой остановке выходят. Иной раз они от меня даже устают, говорят: «Кондуктор, иди, сядь на сиденье». 
Мария Васильевна рассказывает это задорно, смеясь, даже с каким-то азартом. Мы стоим около диспетчерской, и она, здороваясь с каждым входящим, громко мне комментирует: 
– ​Вот замечательный водитель, очень добрый, а это еще один наш прекрасный кондуктор.
Заходя внутрь помещения, продолжает:
– А это наш диспетчер отличный. У нас оба диспетчера ​отличные!
В профессии кондуктора Мария Васильевна уже «совершеннолетняя». Восемнадцать лет колесит борскими маршрутами. Ездила и в деревни, и по городу, с большой теплотой вспоминает свой первый маршрут автобуса «двойка»:
– Это были простые, какие-то идеальные пассажиры! И сегодня чаще ездят хорошие, недовольные тоже бывают, но их немного. Если пассажир неправ, я иногда промолчу, а иногда могу и поспорить. Но до драки за 18 лет, слава Богу, ни разу не доходило (​от авт.: смеется). – Я никогда никого не выгоняю из автобуса. Зачем?! Я ​добрый кондуктор! Ну забыл человек деньги, а то и пропил, бывает, пусть до дома доедет, главное. А к детям, которые поменьше, я вообще порой не подхожу – что с таких маленьких брать?! И контролеры всегда с пониманием относятся, но, конечно, бывало, и наказывали. Хотя последнее время пассажиры заходят и сразу стараются заплатить, даже если я их не вижу.
Она и не думала задерживаться в кондукторах. Планировала на пенсии просто немного подработать, когда вернулась с семьей на Бор. Мария Васильевна с мужем – ​уроженцы Рустая. В 1972 году большие пожары, что пришли в деревни и лес, оставили людей без работы. Леспромхоз закрылся, и рустайцы, ​целых 30 семей, подались жить и работать на Север. Мария Васильевна до досрочной северной пенсии в 50 лет проработала бухгалтером в администрации города Ковдора в Мурманской области. Начисляла зарплаты бюджетникам.
– Я с кем угодно сработаюсь. И работать тоже могу где угодно. Был период, когда я на три года уходила нянечкой в детский сад, так меня заведующая отпускать не хотела. После Севера лето каталась в Питер – ​книгами торговала. А потом уж кондуктором приработалась, прикипела, – делится Мария Котова. – Меня все знают в микрорайоне, только и слышу: «Здравствуй, Маша!» И в автобусе, и на улице, и в магазине. Бывает, даже и без очереди пропустят. Мы С севера приехали, купили квартиру на Бору. Я через два месяца всех бабушек в доме знала, я общение себе везде найду!
К шуму, ​гаму, разговорам, смеху и народу Мария Васильевна привычная с детства. Она выросла в большой семье. Старшая из семи детей, успела и с младшими понянчиться, и ценностью душевного общения прониклась. Мама двух сыновей, бабушка внучки и внука, отдыхает от разговоров Мария Васильевна в отпуске – собирает клюкву на рустайских болотах и купается в Керженце. А потом возвращается к своим пассажирам. И планирует работать до восьмидесяти.
Ольга Кадыкова, фото автора

Лента новостей

Снова о мусоре

25.04.24 15:29

Кусачая тема

25.04.24 15:28