О ЛЮДЯХ

Напарники

Вы когда-нибудь видели, как собаки бегают по потолку? Я – ​да. Экслибрис Фалько Рус Зольда, а если попросту и в соответствии с характером – Зося, при виде хозяйки и незнакомки, ​меня, выделывает такие пируэты в вольере, что голова идет кругом при одном взгляде.

– Мы пришли на службу вместе, нога в лапу, – ​рассказывает Валерия Пегова. Три года назад выпускница Нижегородского губернского колледжа с юридическим дипломом написала рапорт о желании служить в отделе МВД России по городу Бор. Кем – ​понятия не имела. Предложили кинологом, но предупреждали: будет сложно, выдерживают не все.
– Мне было 20 лет. Я, ​озорная, веселая, подумала: «Да ладно! Конечно смогу!» – ​вспоминает Валерия, полицейский-кинолог отдельного взвода охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых.
Ее задача – ​не допустить побега подозреваемых и обвиняемых при конвоировании из отдела в суд, на следственный эксперимент или во время него, при этапировании в СИЗО. Работа опасная, контингент весьма сложный, поэтому служба считается год за полтора.
– Моя мама, она ​судебный пристав, рада, что я тоже в погонах, и очень довольна, что в 33 года у меня уже будет гарантированная пенсия. А я этой работе радуюсь по другой причине. Мне тут действительно интересно. Моя дурная, озорная, хитрая Зося, ​она очень любит ласку и доброе слово, она впадает в ступор, когда разыграется и услышит мое грозное «Зольда!»… Мне она – ​родная. Она отпуск проводит всегда со мной, я ее забираю домой, гуляем, на речку ходим купаться. Вся семья ее обожает.
Годовалая Зося – ​именно с это возраста собаки поступают на службу – полгода вместе с Валерией училась в филиале Ростовской школы служебно-разыскного собаководства МВД России в подмосковном Егорьевске.
Хозяйка проходила огневую подготовку, обучалась правовым дисциплинам, информатике и даже литературе с русским языком, а Зосю натаскивала идти по следу, искать нужную вещь, задерживать преступника.
Напарницы Валерия и Зольда конвоируют и этапируют до 40 человек в день. Когда из автозака высаживают подозреваемого или обвиняемого и проводят по решеткам в суд, кинолог с собакой стоят у служебной машины и контролируют, чтоб человек не побежал.
– Такого ни разу еще не было, но, если произойдет, я сниму ее с поводка и скажу: «Зося, взять!» Она у меня очень быстрая девочка. Многочисленные тренировки показывают, что с реакцией и скоростью у нее все в порядке. А если мы конвоируем на следственный эксперимент, то мы стоим рядом с подозреваемым все время. Ни на шаг от него не отходим, потому что зачастую на следственном эксперименте есть и другие люди. Например, в магазин подозреваемого привозим. Как он отреагирует, что выкинет – кто знает?.. У меня такая работа – не дай бог ошибиться! Ответственность огромная. Здесь надо быть уверенным и решительным.
Нервы у Валерии иногда сдают в суде. Когда во время заседания она слышит и видит, что дети остались без матери (она убита), без отца (он сядет) и поедут в детдом. Признается, что иногда не выдерживает и выходит из зала. Хотя зачастую она, наоборот, старается успокоить подсудимого, когда тот сильно нервничает. Разрешает собаке подойти, чтоб тот ее погладил и хоть немного успокоился.
– Зося моя для обвиняемых иногда как антистресс, – ​говорит Валерия.
Хотя чаще она, конечно, источник стресса для тех, кого сопровождает. Многие боятся собак, тем более что, когда надо, Зольда может быть суровой.
– Когда мы с Зосей только пришли на службу, один мой сослуживец в шутку бросил в меня снежком. Третий год пошел, а она ни разу его ко мне больше не подпустила, запомнила, что он «обижал хозяйку».
Служебный стаж у собак небольшой – ​5–6 лет. Он может быть продлен, если шерстяной боец здоров и бодр. Но о пенсии беспокоиться Зосе причин нет. Валерия точно знает: свою боевую подругу по окончании службы она заберет к себе жить.
Ольга Кадыкова,
фото автора и из личного архива В. Пеговой

Лента новостей

Бор с водой?

25.07.24 12:59

Пожар

25.07.24 12:56