О ЛЮДЯХ
Верен Линде
На заслуженный отдых Николай Константинович Шапарский ушел в 2015 г., будучи первым зам. главы администрации г.о. г. Бор. Назначение состоялось в 2005-м, а до того Николай Константинович работал зам. главы администрации Борского района по строительству, архитектуре, коммунальному хозяйству, транспорту и связи.
Именно на этот период пришелся пик газификации в Борском районе. Была решена задача перевода котельных с мазута на природный газ, предложенная главой района В.А. Ивановым. С 2000 г., в связи с переходом на работу в районную администрацию, Николай Константинович уезжал из дома в 7.30, а возвращался в 21.00. Это если без авралов. При этом жил он, по-прежнему, в Линде, куда более 50 лет назад приехал на строившуюся тогда птицефабрику.
Почетный гражданин города Бор Николай Константинович Шапарский родился 22 августа 1951 г. в деревне Кочергино Ивановской области.
– Родители познакомились на Горьковской ГЭС, – вспоминает Николай Константинович. – Папа работал электриком, мама – зав. столовой. Поженились. Я родился. Когда родители по комсомольским путевкам поехали на Урал на лесозаготовки, меня оставили с бабушкой. К родителям я переехал после первого класса. Жили мы в поселке, где-то между Березниками и Соликамском, в Пермском крае.
На Урале у Николая родились младшие сестры.
– Я их возил на саночках: одну – в ясли, другую – в садик. Третья тогда еще не родилась. Помню, однажды по дороге сестренку выронил из санок. Выронил и… потерял. Морозы там крепкие – до 40–45 градусов. Бегу, тороплюсь – оборачиваюсь, а на саночках и нет никого. Я назад. Слава Богу, обошлось. Сестренка выпала и лежала на снегу. Даже не заболела потом.
В 1966 г. по окончании восьмилетки Николай поступил в Верещагинский сельхозтехникум на специальность «механизация сельского хозяйства», устроился работать грузчиком (нужно было помогать родителям). Так и продолжал работать, пока не вызвали на учебу.
На распределении Николаю достался Пермский птицепром. Молодой специалист выбрал Пермь, но оказалось, что от станции до места, где пришлось работать, еще 12 километров.
– Оттуда ушел в армию. Служил в автороте спецбатальона милиции в Челябинске. Очень хотел учиться, поэтому все два года службы готовился поступать в институт. В Челябинске познакомился с Ниной, будущей женой. Она работала в книжном магазине.
– История нашего знакомства такова, – вступает в разговор Нина Николаевна. – На мероприятии, посвященном 5-летию воинской части, я была одной из ведущих.
– А я служил старшим автопатруля, – подхватывает Николай Константинович. – Мы приехали в магазин, загрузили книги, а после окончания мероприятия (это было уже поздно вечером), мне поставили задачу доставить книги и специалистов обратно в магазин. Так мы и познакомились.
Увольнительные Николай с тех пор проводил исключительно в книжном магазине и через месяц после окончания службы снова приехал в Челябинск – с предложением руки и сердца.
Пришло время рассказать, как Шапарские оказались в Борском районе, точнее, в Линде.
– Из армии я написал маме письмо о своем желании учиться, – продолжает Николай Константинович. – Она мое решение поступать в институт поддержала. Но когда я приехал домой, выяснилось, что мама серьезно больна и врачи рекомендуют ей сменить климат. В Горьковской области жили родственники, так я оказался на птицефабрике около Ворсмы. Через полгода работы обещали дать квартиру, но не получилось. Тогда главный инженер и порекомендовал меня Генриху Когосовичу Эльберту на строившуюся тогда птицефабрику в Линде.
В результате в Линду переехали и родители, и жена. И работа всех их, так или иначе, оказалась связана с птицефабрикой. Николай Константинович вспоминает первую встречу с директором Линдовской птицефабрики Г. К. Эльбертом:
– Захожу к Генриху Когосовичу в кабинет, показываю рекомендательную записку. Он говорит: «Не могу Вас принять на работу, у меня в штате еще никого нет». Потом, немного подумав, добавил: «Если только разнорабочим. Грузчиком. Пойдете?». Я отвечаю: «Пойду, конечно». И слышу в ответ: «Тогда квартира у вас будет месяца через два». А потом и родители переехали, получили уже свою квартиру. Так что мы все обязаны и благодарны нашей фабрике.
Четверть века Шапарский отдал птицефабрике, пока не был назначен в 1997 г. главой Линдовской сельской администрации, а в 2000 г. Николая Константиновича пригласили на работу в Борскую администрацию. Сказалась судьбоносная встреча в 1997 г. с тогдашним главой администрации Владимиром Александровичем Ивановым.
– Я очень благодарен Владимиру Александровичу Иванову и Александру Викторовичу Киселеву. Мы работали успешно и продуктивно в довольно трудные годы. Да, было тяжело. Но как интересно! На карте Бора выросли новые жилые микрорайоны – Боталово-2, -3, -4, где получали жилье молодые специалисты разных сфер. Далее последовали федеральные программаы по расселению аварийного фонда, по строительству жилья для детей-сирот...
Николай Константинович курировал строительство детских садов «Дюймовочка» и «Ласточка», двух детсадов семейного типа, ФОКа «Красная горка», ледового дворца, надземного пешеходного перехода в Толоконцеве, хирургического корпуса ЦРБ и канатной дороги Бор – Н.Новгород, водоснабжение сел Линда, Ситники и пос. Железнодорожный, реконструкцию зданий роддома «Аист» и детской поликлиники. При его участии шло восстановление старейшего борского Николо-Знаменского храма...
В заключение беседы Николай Константинович снова вспоминает начало 2000-х, когда в довольно короткие сроки была решена острейшая проблема – перевод котельных, работающих, в основном, на мазуте, на газовое оборудование.
– Это было намного эффективнее. Например, в поселке ППК годовой расход мазута составлял 5400 тонн. А сколько сложностей с тем, чтобы его завезти! Всегда по осени это были глобальные проблемы, которые район решил в итоге за 4–5 лет.
* * *
Живет Николай Константинович в частном доме в пос. Линда. И когда работал с раннего утра до позднего вечера в районной администрации, тоже жил там. И свой дом построил не скоро – 16 лет ушло. Радуют Шапарских двое детей и четверо внуков (два внука, две внучки).
Николай Константинович по-прежнему встает в половине шестого утра, но работает теперь преимущественно на своем участке. На прощание мы даже пошутили: неужели грузчиком? Николай Константинович только посмеялся…
Павел Оленин, фото: архив БИА