О ЛЮДЯХ

Елена Павлова. Чтобы отросли крылья...

– Давай на «ты»?

– Давай.

Я легко соглашаюсь, но по привычке первую половину встречи выкаю, хотя она своя в доску. Елена Павлова. Инженер-эколог, специалист по охране труда. Социальный реабилитолог. Жена и дважды мама. У нее куча ролей, профессий, навыков и желаний. Лена говорит: «Я бежала, бежала, даже когда надо было замедлиться. Сломала шею – ​замедлилась».
Кто-нибудь из вас подростком жил неделю без взрослых в избушке в глухом лесу? Лена жила. Ей – 12, брату – ​15. Родители – на работе, дети – ​на хозяйстве. Хозяйство – пасека, козы, свиньи, куры – ​за десятки километров от ближайших дач.
– До избушки в распутье не доехать – ​10 км идти пешком по зимнику. Глушь такая! Однажды идем с отцом – ​вываливается на дорогу медведь, смотрит на нас. Погремишь, поорешь – ​он в сторону.
Самостоятельная, смелая с детства, Лена и выросла с мыслью: «Все могу, хочу и буду». После вуза занималась аттестацией рабочих мест, искатав и излетав вдоль и поперек всю Республику Коми. Машина в – 40 °C заглохла за полярным кругом, а еще до бурильной остановки надо добраться? Не беда! Она не боялась ни расстояний, ни холода, ни медведей. Не испугалась и переезда с мужем и двумя маленькими детьми вслед за родителями из родного Сыктывкара в совсем незнакомый город Бор в 2014 м. Не страшно ей было отдать младшего в сад в год и два месяца и выйти на работу. Не струсила Лена и перед абсолютно новой жизнью в 2016 м. После травмы.
Спортсменка-пловчиха, Лена ныряла смело, но дно озера оказалось ближе, чем казалось. Она сломала 5-й, 6-й, 7-й шейные позвонки с компрессией спинного мозга на уровне 6-го позвонка. Скорая, операция лишь на шестой день, месяц в реанимации. Из больницы в съемную квартиру (дом в одной из деревень Борского округа они с мужем только строили) Лена вернулась парализованная ниже груди. Трицепсы, кисти, пальцы, ноги – ​ничего не работало. Дышать было тяжело. Лишь приподнявшись с подушки, из-за низкого давления она падала в обморок. Время шло. Лена не встала на ноги, но смогла сидеть в инвалидной коляске. И смогла не провалиться в отчаяние. Говорит:
– Голова-то работает. Это главное! Я переоценила жизнь. Оказывается, очень важно читать детям сказки, мастерить с ними поделки, учить их жарить оладушки. Мы стали дружнее. Я никогда себя не жалела. И дома меня никто не жалел. Мама 30 лет проработала медсестрой в психиатрии и прекрасно знает, что жалость пациенту во вред. Придет, положит мне виноград на колени: «Через двадцать минут я запускаю детей. Сколько успеешь, столько съешь». Муж сначала зубы мне чистил, а как сидеть смогла, ставит таз, дает щетку с пастой на ней и полчаса времени. Я сначала обижалась жутко. А потом просто многому заново научилась. Сейчас могу и приготовить, и убраться.
Но свежая голова, осознанность, способность не уйти на дно и семья с нужным настроем в придачу есть не у каждого, кто сталкивается с переломом позвоночника, серьезной черепно-мозговой травмой, инсультом. Для того чтобы помочь людям не остаться один на один со своей бедой, Лена создала блог «Социальная реабилитация». Она подсказывает, как подготовить документы для индивидуальной реабилитации, как общаться с фондами, чтобы они помогали. Сама Лена дважды в год ездит на реабилитацию по полису ОМС (обязательного медицинского страхования) и еще 1–2 раза – за счет фондов. А еще – делится в блоге опытом восстановления после шейной травмы.
Лена – человек очень занятой. Рассказала мне про свою многолетнюю практику каждый вечер подводить итоги дня и строить планы на завтра, чтобы понимать, ради чего вставать утром. Спрашиваю:
– Ради чего ты встаешь? Что планируешь?
Смеется:
– Я сейчас к вечеру падаю от усталости. Столько дел, мне не до итогов. В настоящий момент жертвую лечебной физкультурой, общаясь с тобой.
Мы интервью пишем сильно задолго до выхода газеты. Потому что Лена уезжает на реабилитацию в уже знакомый ей медцентр. Ее там все помнят, знают и любят. Если Лена Павлова приехала, значит, вечером в коридорах соберутся компании, будут игры, разговоры, смех.
– Моя миссия – ​вытаскивать людей из палат. Телевизор они и дома посмотрят, – ​говорит Лена. – ​Спинальники, шейники, люди после инсульта и черепно-мозговой травмы – ​все разные. И, объединяясь, мы компенсируем проблемы друг друга. Не работает у тебя правая рука – ​подключай левую. Парализованы обе – ​включай в голову, играй в карты подбородком или пой в караоке при помощи того, у кого руки работают, – ​он микрофон подержит. Чем не социальная реабилитация?! Один кайфует, что поет, другой – ​что смог помочь. Я к каждому стараюсь найти подход. Мне обычно в программу реабилитации психолога не ставят. А однажды поставили. Она провела тестирование, поняла, что работы для нее нет, и стала расспрашивать, как я нахожу подход к людям, что делаю, чтоб их заинтересовать, все записывала. Именно психолог и посоветовала мне оформить мои методики в письменную работу и выучиться на социального реабилитолога. Я все сделала и благодарна ей за идеи.
Спустя восемь лет после травмы Лена решила вступить в Борское общество инвалидов. Там узнала о нижегородском проекте «Лидеры безграничных возможностей». Он объединяет активных людей с инвалидностью и родителей детей с инвалидностью. Цель проекта – ​научить таких же заряженных, как Лена, вдохновлять других людей не опускать руки, мотивировать государство и бизнес создавать возможности для каждого.
– Нас учат зажигать людей, помогать встать с дивана и включиться в социальную реабилитацию тем, кто сам этого не может. По сути, тренеры рассказывают новые инструменты для моей миссии, для того, чем я и так постоянно занимаюсь и в своем блоге, и в том же реабилитационном центре. Я же не просто тормошу людей 21 день, пока сама там нахожусь. Я им еще и домашнее задание даю, чтобы они, вернувшись в свои квартиры, продолжили жить интересно с пользой для себя и своей семьи. Чтобы социализироваться после травмы или болезни, необязательно идти на завод или в офис. Рассказывай сказки, пиши статьи или книги, выращивай цветы, пеки пироги, двигайся! Вот что хочу сказать людям. И сама живу под девизом: «Жизнь ломает нам ноги, чтобы отросли крылья».
Все Ленины мечты – ​это скорее планы. Спрашиваю:
– Сейчас какое главное желание для себя?
– Погулять летом в Питере в хорошую погоду.
И добавляет, что для этого надо задействовать много ресурсов, и в первую очередь – спину мужа. Это сдерживающий фактор. Но Лена знает, что и этот пазл тоже обязательно сложится, когда придет время. И в ее альбоме появятся фото из летнего Питера. Если есть голова и есть желание – значит, в любом состоянии можно жить счастливо.
Ольга Кадыкова, фото автора
* * *
«Спинальники, шейники, люди после инсульта и черепно-мозговой травмы – ​ все разные. И, объединяясь, мы компенсируем проблемы друг друга. Не работает у тебя правая рука – ​подключай левую. Парализованы обе – ​включай в голову, играй в карты подбородком или пой в караоке при помощи того, у кого руки работают, – ​он микрофон подержит. Чем не социальная реабилитация?! Один кайфует, что поет, другой – ​что смог помочь»
* * *
«Чтобы социализироваться после травмы или болезни, необязательно идти на завод или в офис. Рассказывай сказки, пиши статьи или книги, выращивай цветы, пеки пироги, двигайся! Вот что хочу сказать людям»

Лента новостей

Собачье дело

23.01.25 14:41